Правовое регулирование бугалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 05:32, реферат

Краткое описание

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельно

Файлы: 1 файл

Министерство Науки и Образования РК.docx

— 34.79 Кб (Скачать)

обслуживающей организации и (или) специалистом-бухгалтером, ведущим бухгалтерский учет.

3. Понятие, виды и сопутствующие  аудиту услуги

 

Согласно закону РК «Об аудиторской деятельности» под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Субъектами аудиторской деятельности являются аудиторские организации  – юридические лица и аудиторы – индивидуальные предприниматели.

Аудиторская организация может  быть создана в любой организационной  правовой форме, предусмотренной для  создания коммерческих организаций, за исключением ОАО.

Для осуществления аудиторской  деятельности необходимо получение  лицензии, выдаваемой Министерством финансов РК.

Субъект хозяйствования, чья бухгалтерская  отчетность является объектом аудита, признается аудируемым лицом.

Субъект, который заказал услуги по проведению аудита именуется заказчиком.

Заказчик может совпадать с  аудируемым лицом в одном лице, в том случае, если аудит был  заказан самим проверяемым субъектом  хозяйствования. Однако в том случае, если аудит был заказан учредителем (участником) или собственником имущества  проверяемого субъекта хозяйствования заказчик и аудируемое лицо не совпадут в одном лице.

Основной целью аудита является защита прав и законных интересов  учредителей (участников) проверяемого субъекта хозяйствования.

Как показывает судебная практика, экономическая  несостоятельность субъекта хозяйствования может быть вызвана не только внешними факторами (неисполнением сделок, резкими  колебаниями цен и т.п.), но и  внутренними факторами, такими, как:

– неправомерные действия руководителя и бухгалтерской службы субъекта хозяйствования, направленные на осуществление  хищений имущества организации;

– заключение мнимых и притворных сделок с целью содействия другим субъектам хозяйствования в сокрытии их налоговой базы и т.п.

Эффективной мерой защиты прав и  законных интересов учредителя организации  в подобных ситуациях может являться только аудит. Налоговая проверка не может затрагивать всю документацию, на сновании которой составляется отчетность организации.

Аудиторская деятельность (аудит) классифицируется на виды по нескольким основаниям.

В зависимости от субъекта, осуществляющего  аудит, он может быть внешним и  внутренним.

Внешний аудит – независимая  форма аудита, осуществляемая специализированной аудиторской организацией либо аудитором  – индивидуальным предпринимателем на основании договора об оказании аудиторских услуг;

Внутренний аудит – ведомственная  или внутренняя форма контроля субъекта хозяйствования, осуществляемая уполномоченными  структурными подразделениями (должностными лицами) проверяемого субъекта хозяйствования. Как правило, таким подразделением является ревизионная комиссия организации. Внутренний аудит не может рассматриваться  как равнозначный внешнему аудиту. Однако в отдельных случаях, установленных  актами Президента РК, организации, имеющие систему ведомственного или внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности (внутренний аудит), освобождаются от обязательных аудиторских проверок.

В зависимости от наличия закрепленной законодательством обязанности  по проведению аудита, он может быть обязательным и инициативным.

Инициативный аудит – аудит, проводимый по решению субъекта хозяйствования, его учредителей (участников) или  собственника его имущества.

Обязательный аудит – аудит, проведение которого является обязанностью субъектов хозяйствования, возложенной  на них законодательными актами.

Согласно указу Президента РК «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих категорий хозяйствующих субъектов:

– организаций, являющихся открытыми  акционерными обществами;

– банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бирж, коммерческих организаций  с иностранными инвестициями, страховых  организаций, а также страховых  брокеров;

– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем  выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро. При этом не подлежат обязательному  аудиту сельскохозяйственные производственные кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие вышеуказанный  размер выручки.

В случае проведения контролирующими  органами налоговых проверок или  проверок (ревизий) финансово-хозяйственной  деятельности названных субъектов  хозяйствования, эти субъекты освобождаются  от обязательного аудита в части, проверенной данными органами.

Расходы организаций и индивидуальных предпринимателей (заказчиков) на проведение обязательного аудита являются затратами  на изготовление и реализацию продукции  соответствующих субъектов хозяйствования. Расходы по проведению инициативного  аудита не являются затратами и должны осуществляться за счет прибыли проверяемого субъекта хозяйствования.

Наряду с аудитом субъекты аудиторской  деятельности могут оказывать другие услуги, связанные с их профессиональной деятельностью, такие услуги именуются  сопутствующими аудиту услугами.

Сопутствующие аудиту услуги – это  услуги, оказываемые субъектом аудиторской  деятельности помимо и независимо от проведения аудита, с соблюдением  требований законодательства, предъявляемых  к соответствующим услугам.

В зависимости от возможности их совмещения с аудитом у субъекта хозяйствования, заказавшего их сопутствующие  услуги подразделяются на:

– сопутствующие услуги, совместимые  с проведением аудита у данного  заказчика;

– сопутствующие услуги, несовместимые  с проведением аудита у данного  заказчика.

К сопутствующим услугам, совместимым  с проведением аудита у заказчика  данных услуг, относятся:

– определение состава и оценка стоимости предприятия при заключении договора продажи предприятия либо совершении иных сделок, связанных  с установлением, изменением или  прекращением вещных прав, а также  оценка стоимости иного имущества;

– документальное подтверждение факта  формирования уставного фонда;

– подтверждение в установленном  порядке происхождения денежных средств учредителей (участников) страховой (перестраховочной) организации при  формировании ее уставного фонда;

– постановка бухгалтерского учета;

– составление деклараций о доходах  и имуществе;

– анализ финансовой и хозяйственной  деятельности;

– консультирование по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;

– оценка предпринимательских рисков;

– разработка и анализ инвестиционных проектов;

– составление бизнес-планов;

– проведение маркетинговых исследований.

К сопутствующим услугам, несовместимым  с проведением аудита у заказчика  данных услуг, относятся:

– ведение бухгалтерского учета  заказчика;

– восстановление бухгалтерского учета  заказчика;

– составление бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика.

Аудиторская организация не имеет  права проводить аудит за период, в котором оказывала соответствующему заказчику несовместимые с аудитом  сопутствующие услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Договор об оказании аудиторских  услуг

 

Проведение аудиторской проверки отчетности конкретного субъекта хозяйствования может осуществляться только на основании  договора оказания аудиторских услуг.

По договору оказания аудиторских  услуг одна сторона – аудиторская  организация (аудитор - индивидуальный предприниматель) обязуется оказать  аудиторские услуги (провести аудит  и (или) выполнить сопутствующие  аудиту услуги) по заданию другой стороны  – заказчика, а заказчик обязуется  принять и оплатить эти услуги.

Заказчиками могут выступать аудируемые лица и иные лица в соответствии с законодательством.

Закон РК «Об аудиторской деятельности» содержит следующие основания, исключающие возможность заключения договора оказания аудиторских услуг между определенными аудиторскими организациями (индивидуальными предпринимателями) и определенными субъектами хозяйствования – заказчиками:

– аудитор – индивидуальный предприниматель, проводящий аудиторскую проверку субъекта хозяйствования – заказчика, является его учредителем (участником, собственником  имущества), руководителем, бухгалтером  или иным лицом, несущим ответственность  за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого субъекта хозяйствования;

– аудитор – индивидуальный предприниматель, проводящий аудиторскую проверку субъекта хозяйствования – заказчика, состоит  в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками, собственниками имущества) должностными лицами, бухгалтерами проверяемого субъекта;

– руководитель, аудиторы и иные должностные  лица аудиторской организации являются учредителями (участниками, собственниками имущества) проверяемого субъекта, а  равно являются должностными лицами, бухгалтерами проверяемого субъекта;

– руководитель, аудиторы и иные должностные  лица аудиторской организации состоят  в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками, собственниками имущества) проверяемого субъекта, а  равно являются должностными лицами, бухгалтерами проверяемого субъекта;

– проверяемый субъект хозяйствования, является учредителем (участником, собственником  имущества) аудиторской организации;

– аудиторская организация является учредителем (участником, собственником  имущества) проверяемого субъекта хозяйствования;

– проверяемый субъект является дочерней, зависимой организацией, а равно филиалом или представительством организации, учредителем которой  является соответствующая аудиторская  организация;

– учредителем, (участником, собственником  имущества) аудиторской организации  и проверяемого субъекта хозяйствования является одно третье лицо;

– оказание аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем проверяемому субъекту хозяйствования услуг несовместимых  с аудитом в том же отчетном периоде (услуг по восстановлению, ведению  бухгалтерского учета).

Договор оказания аудиторских услуг  заключается в простой письменной форме и включает следующие существенные условия:

– предмет договора;

– сроки выполнения аудиторских  услуг;

– стоимость оказываемых аудиторских  услуг;

– права и обязанности сторон;

– ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором;

– иные условия, относительно которых  по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Предметом договора оказания аудиторских  услуг являются услуги по проведению проверки достоверности бухгалтерской (финансовой отчетности) аудируемого  лица. Следует отметить, что предмет  договора может быть конкретизирован, посредством указания метода проведения заказываемой аудиторской проверки.

Аудиторская проверка может проводиться  сплошным или выборочным методом.

Сплошной метод проведения аудиторской  проверки предусматривает проверку всей документации заказчика, на основании  которой составлялась отчетность субъекта хозяйствования – заказчика за проверяемый  отчетный период.

Выборочный метод проведения аудиторской  проверки предусматривает проверку отдельных групп документов, на основании  которых формировались отдельные  показатели, отраженные в отчетности субъекта хозяйствования – заказчика.

Стоимость оказания аудиторских услуг, в том числе и при проведении обязательного аудита определяется соглашением сторон и отражается в договоре. Стоимость аудиторской  проверки, проводимой сплошным методом, в любом случае выше, чем стоимость  проверки, проводимой выборочным методом. Размер вознаграждения аудиторской  организации за проведение аудита не может быть поставлен в зависимость  от выполнения каких бы то ни было требований заказчика о содержании выводов, которые могут быть сделаны в  результате аудита и отражены в аудиторском  заключении.

На наш взгляд, значительную сложность  представляет применение правовых норм, устанавливающих гражданско-правовую ответственность аудиторской организации  перед заказчиком за неисполнение (ненадлежащее исполнение обязательств) по договору оказания аудиторских услуг.

Аудиторская организация может  нанести ущерб заказчику, разгласив  сведения, составляющие его коммерческую тайну, рекомендациями по изменению  данных отчетности, в действительности, являющимися ошибочными и др.

В таких случаях определение  размера убытков, причиненных аудиторской  организацией заказчику, не представляет значительной сложности, чего нельзя сказать  о доказывании размера убытков.

Иная ситуация имеет место при  определении размера убытков, причиненных  заказчику невыявлением аудиторской  организацией нарушений законодательства проверяемым субъектом, которые  могли бы быть выявлены при надлежащем оказании услуг по проверке отчетности проверяемого субъекта.

Информация о работе Правовое регулирование бугалтерского учета