Правовое регулирование бугалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 05:32, реферат

Краткое описание

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельно

Файлы: 1 файл

Министерство Науки и Образования РК.docx

— 34.79 Кб (Скачать)

Введение

 

        Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета  являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные  операции, осуществляемые организациями  в процессе их деятельности.

        Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РК при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Субъекты, объекты и организация бухгалтерского  учёта

 

Согласно закону РК «О бухгалтерском учете и отчетности» под бухгалтерским учетом понимается система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета.

Согласно указанному закону субъектами бухгалтерского учета являются:

– юридические лица;

– филиалы и представительства  юридических лиц, в том числе  представительства иностранных  организаций;

– хозяйственные группы;

– простые товарищества (участники  договора о совместной деятельности);

– государственные органы, не являющиеся юридическими лицами.

Действие закона «О бухгалтерском  учете и отчетности» не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели ведут  учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РК.

Объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные операции, совершаемые  субъектами бухгалтерского учета. Под  хозяйственной операцией понимается действие или событие, вызывающее изменения  в объеме, составе, размещении и использовании  активов и (или) пассивов организации.

При этом под активами организации  понимается имущество, в том числе  имущественные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Под обязательствами  понимается задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, совершенных  до отчетной даты, и погашение которой  приведет к уменьшению активов или  увеличению капитала.

Следует отметить, что понятие «хозяйственная операция» не следует отождествлять  с понятием «сделка». Понятие «хозяйственной операции» является более широким, чем понятие «сделки». Изменения  в объеме, стоимости, составе размещении и использовании активов могут  быть вызваны не только действиями организации, направленными на возникновение, изменение и прекращение гражданских  прав и обязанностей (т.е. сделками), но и другими юридическими фактами. Например, выбытие имущества из владения организации в результате хищения  не является результатом какой-либо сделки, но влечет изменения в стоимости  и составе активов организации, то есть является хозяйственной операцией. Такое изменение в стоимости  и составе активов организации  также подлежит отражению в бухгалтерском  учете, как если бы оно было вызвано  отчуждением имущества по возмездной сделке.

Под организацией бухгалтерского учета  понимается установленный законодательством  порядок распределения обязанностей по ведению бухгалтерского учета  и составлению отчетности субъектом  бухгалтерского учета.

Закон РК «О бухгалтерском учете и отчетности» устанавливает три формы организации бухгалтерского учета:

– создание бухгалтерской службы в качестве структурного подразделения  организации;

– введение в штат организации  специалиста-бухгалтера;

– передача обязанностей, связанных  с ведением бухгалтерского учета  и составлением отчетности специализированной аудиторской организации или  специалисту-бухгалтеру – индивидуальному  предпринимателю на основании договора об оказании услуг по ведению учета  и составлению отчетности. Заказчиком услуг по данному договору выступает  организация-субъект бухгалтерского учета, а исполнителем – специализированная аудиторская организация или специалист, являющийся индивидуальным предпринимателем;

– ведение бухгалтерского учета  руководителем организации. Организация  бухгалтерского учета в данной форме  допускается только для унитарных  предприятий, основанных на частной  форме собственности.

Первые две формы организации  бухгалтерского учета предполагают наличие в штате организации  лица, осуществляющего руководство  бухгалтерским учетом в данной организации.

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный  бухгалтер, при отсутствии в штате  должности главного бухгалтера –  бухгалтер.

Главный бухгалтер назначается  на должность и освобождается  от должности руководителем организации  в соответствии с ее учредительными документами.

Главный бухгалтер, осуществляющий руководство  бухгалтерским учетом в организации, подчиняется непосредственно руководителю организации.

В компетенцию главного бухгалтера входят:

– постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;

– формирование учетной политики организации;

– составление и своевременное  представление полной и достоверной  бухгалтерской отчетности;

– контроль за движением активов  и выполнением обязательств.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции  обязательны для всех структурных  подразделений и работников организации.

Денежные и расчетные документы  без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются  недействительными и не должны приниматься  к исполнению.

В случае возникновения разногласий  между руководителем организации  и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных  операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным  бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который  несет всю полноту ответственности  за последствия совершения таких  операций.

Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности  главного бухгалтера оформляются актом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Порядок ведения бухгалтерского  учета и составления бухгалтерской  отчётности

 

Организация обязана непрерывно вести  бухгалтерский учет с момента  ее создания до реорганизации или  ликвидации в порядке, установленном  законодательством РК.

Бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных операций ведется в Казахстанских тенге. Документирование активов, обязательств и хозяйственных операций, ведение регистров бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности осуществляются на русском или казахском языке.

Активы, находящиеся в собственности (хозяйственном ведении, оперативном  управлении) организации, учитываются  обособленно от находящихся на бухгалтерском  учете данной организации активов  иных организаций и имущества  физических лиц.

Все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете организации  раздельно учитываются текущие  затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и  затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями.

Хозяйственные операции фиксируются  в бухгалтерском учете на дату их совершения и отражаются в бухгалтерской  отчетности в тех периодах, к которым  они относятся, независимо от времени  проведения денежных или неденежных расчетов, связанных с этими операциями (допущение временной определенности хозяйственных операций).

Хозяйственные операции фиксируются  в бухгалтерском учете с применением  способов и методов, составляющих учетную  политику организации. Под учетной  политикой организации понимается совокупность способов и методов  ведения бухгалтерского учета, используемых ею.

Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и  иных особенностей хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна быть отражена в следующей документации организации:

– описание принятых методов и  способов ведения бухгалтерского учета;

– план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов, разработанный организацией на основе утвержденного актом законодательства типового плана счетов бухгалтерского учета, с учетом отраслевых и других особенностей хозяйственной деятельности;

– применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные  учетные документы при отсутствии утвержденных в соответствии с законодательством  типовых форм. Под первичным учетным  документом понимается документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции, составленный в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенный для  отражения результата хозяйственной  операции на счетах бухгалтерского учета;

– применяемые организацией регистры бухгалтерского учета - документы, предназначенные  для систематизации и накопления учетной информации, содержащейся в  принятых к учету первичных учетных  документах, в денежном и (или) количественном выражении;

– документы, регламентирующие движение первичных учетных документов и  регистров бухгалтерского учета. Движение первичных учетных документов и  регистров бухгалтерского учета  включает в себя следующие операции с ними: а) принятие к исполнению (только для первичных документов); б) передача на хранение; в) предоставление лицам для осуществления внутреннего  контроля и др.

Закон РК «О бухгалтерском учете и отчетности» устанавливает требования к составлению первичных учетных документов, порядок их изъятия органами, имеющими соответствующие полномочия (органы прокуратуры, общие и хозяйственные суды, органы Комитета государственного контроля РК и др.)

Закон РК «О бухгалтерском учете и отчетности» устанавливает ряд требований к документам, составляющим бухгалтерскую отчетность организации.

Бухгалтерская отчетность – система  показателей, содержащая информацию о  результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации;

Бухгалтерская отчетность организации  должна давать достоверное и полное представление об имущественном  и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах  ее деятельности.

Организация должна составлять бухгалтерскую  отчетность за месяц, квартал и год  нарастающим итогом с начала отчетного  года, если иное не установлено законодательством РК. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.

При составлении бухгалтерской  отчетности должны быть обеспечены:

– полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации активов  и обязательств;

– тождество данных аналитического учета данным синтетического учета  за отчетный период, а также показателей  бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Несоблюдение этих условий рассматривается  как неправильное составление бухгалтерской  отчетности.

Бухгалтерская отчетность организаций (за исключением организаций, финансируемых  из бюджета, а также некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую  деятельность и не имеющих, за исключением  выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг) состоит из:

– бухгалтерского баланса;

– отчета о прибылях и убытках;

– отчета об изменении капитала;

– отчета о движении денежных средств;

– приложений, предусмотренных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности;

– пояснительной записки.

Организации, достоверность годовой  бухгалтерской отчетности которых  в соответствии с законодательными актами РК подлежит обязательному аудиту, прилагают к годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение.

Состав промежуточной и консолидированной  бухгалтерской отчетности определяется Министерством финансов РК, республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров РК, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, если иное не установлено законодательством РК.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем  и главным бухгалтером организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых  бухгалтерский учет ведется организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалистом-бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем, подписывается руководителем

Информация о работе Правовое регулирование бугалтерского учета