Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:14, курсовая работа
Что касается степени разработанности данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе, безусловно, иностранные источники более многочисленны и исчерпывающи. Однако в последнее десятилетие в России наблюдается существенный рост интереса к этой теме, и, соответственно, увеличение числа публикаций, как переводных, так и за авторством отечественных специалистов.
В своей работе я рассмотрела практики управления качеством на примере трех регионов мира: Японии, Запада (США и Германии) и России. Эта очередность лежит в основе структуры моей курсовой работы.
Введение
Глава 1. Япония: менеджмент, ориентированный на процесс
1.1 Концепция кайдзен
1.2 Черты японского подхода к контролю качества
Глава 2. Западный опыт контроля качества
2.1 США
2.2 Европа
Глава 3. Управления качеством в России
Заключение
Список использованной литературы
Характерной особенностью разработки системы управления качеством в последние годы является то, что в ее состав включают систему связи с потребителем и систему связи с поставщиками.
Пути решения проблемы
дальнейшего повышения качества
руководители фирм видят только в
сотрудничестве, во взаимном доверии
поставщиков, производителей и потребителей.
Главное они видят в
Создание собственной
сети поставщиков накладывает на
заказчика серьезные
При наличии доверительных отношений с поставщиками, основывающихся на совместном поиске путей повышения качества продукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии систему доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых для проведения входного контроля материалов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика.
Японские специалисты считают, что нужно начинать с фактов и с их анализа, а не с защиты логики обязанностей и ответственности. Нужны совместные усилия, коллективные решения.
Один из основных принципов
японского управления качеством
– это стандартизация. Там, где
нет стандартов, считают японцы,
не может быть совершенствования. Отправная
точка любого улучшения – четкое
представление о текущем
Важнейшей предпосылкой успешной работы по качеству является подготовка и обучение персонала.
Известно, что начинать процесс
обучения следует с высшего руководящего
звена. Целесообразнее это делать, по
мнению японцев, силами привлекаемых специалистов-консультантов
по качеству. Общие сведения о деятельности
по качеству, даваемые в процессе обучения,
должны сочетаться с конкретными
приемами и рекомендациями. Считается,
что каждой фирме лучше составить
собственную программу
Лидерство во внедрении и
распространении концепции
В последние годы обучение
ведется самыми современными методами.
Разработаны программы деловых
игр по качеству с использованием
персональных ЭВМ. Обучающийся сам
принимает решения и старается
создать воображаемому
Выше уже говорилось о концепции встраивания качества в людей. Когда одна из ведущих японских строительных компаний Kajima Co. начала работы по TQC, ее первоочередной задачей было разработать образовательные программы для обучения всех 16000 служащих за 3 года [11, C.88]. Обнаружив, что отправка менеджеров на публичные семинары и приглашения лекторов со стороны не позволяют обучить всех сотрудников, фирма разработала специальные видео курсы по TQC, которые транслировались через 110 внутренних видеотерминалов. Основной целью всех этих разнообразных обучающих программ было постепенное формирование во всех служащих TQC-мышления, что означало переворот в их сознании.
Обучение рабочих
В компании «Ниссан Мотор»
в течение первых 10 лет работы
учебе с отрывом от производства
отводится не менее 500 дней. В дальнейшем
учеба продолжается непосредственно
на рабочих местах по вечерам и
в выходные дни. Процесс обучения
обязательно заканчивается
Ряд специалистов кроме фирменного
экзамена сдают государственный
экзамен. Например, на фирме «Табай
Эспек» 75% работников прошли государственную
аттестацию Министерства труда. Обучение
перед государственной
Результаты аттестации вывешиваются
на рабочих местах. Допускается аттестация
до трех раз. Работник, не прошедший
аттестацию в третий раз, считается
профессионально непригодным
У обучения есть очень важный побочный полезный эффект: изменение в лучшую сторону личного отношения людей к работе по качеству. Считают, что качество на 90% определяется воспитанием, сознательностью и только на 10% знаниями [4, C.132]. Учебные программы могут дать лишь эти 10 процентов, но зато они сообщают импульс изменению отношения работников к качеству, которое в дальнейшем надо поддерживать постоянными усилиями.
Большое внимание уделяется кружкам качества. Формирование кружков — добровольное. Исследования показали, что имеется прямая зависимость посещаемости кружков и активности на заседаниях от степени добровольности, самостоятельности в выборе тем, автономии в решении внутренних вопросов кружка. Заседание кружков — единственный вид непроизводственной деятельности, разрешенной в рабочее время. Заседания еженедельные. Если кружки собираются после работы, то компания выплачивает компенсацию, как за сверхурочное время. Лозунги кружков качества: «Качество определяет судьбу предприятия»; «Что сегодня кажется прекрасным, завтра — устареет»; «Думай о качестве ежеминутно» [4, C.139].
Регулярно проводятся цеховые
и заводские конференции
На японских предприятиях
для персонала разработана
не создавать (условия для появления дефектов);
не передавать (дефектную продукцию на следующую стадию);
не принимать (дефектную продукцию с предыдущей стадии);
не изменять (технологические режимы);
не повторять (ошибок).
Эти правила детализированы для этапов подготовки производства и собственно производства и доведены до каждого работника. Интересные слова Хадзиме Карацу из компании «Мацусита» (производство полупроводников). Обсуждая долю дефектной продукции (штуки на миллион – ppm), он заметил, что президенту компании, который исчисляет долю дефектов процентами, место в музее [2, C.178].
Таким образом, можно выделить главное в отношении к качеству в Японии:
• широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии;
• высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством;
• максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала.
Яркий пример такого отношения к работе привел бывший вице-президент «Тойота-Моторс» Тайити Оно – выявление действительной причины остановки станка. Для решения этой проблемы было задано 5 последовательных вопросов [4, C.216]:
Повторив 5 раз «почему?»
удалось выявить настоящую
Если бы рабочие не задали все промежуточные вопросы, они, скорее всего, ограничились бы промежуточной контрмерой, заменив предохранитель.
Таким образом, в этой части были рассмотрены следующие черты японского понимание управления качеством:
Глава 2. Западный опыт контроля качества
В эпоху ремесленничества мастер сам контролировал процесс создания товара от начала до конца. Он был специалистом по качеству, отвечал за сырье, материалы, и качества готовой продукции.
Промышленная революция положила конец такой практике в массовом порядке.
В XIX веке после перехода к серийному способу производства возникла потребность в новом типе работника – способного по требованию выполнять простые и повторяющиеся многократно рабочие операции. Очевидно, от него не ожидали высокой квалификации и профессионализма. Его можно охарактеризовать как классический пример человека «Теории Х» по МакГрегору. Он не стремился развиваться и не был заинтересован в труде. Попросту говоря, работник выполнял то, на что ему указывали, и отношения работника и работодателя были далеки от взаимоуважительных. Если работник не выполнял то, что ему сказали, его немедленно увольняли.
Что касается Соединенных
Штатов, эта система там
Проблемой, достаточно важной, для Америки были затраты, слишком высокие из-за экстенсивного подхода к производству. 20-25 % текущих расходов американского завода приходилось на обнаружение и борьбу с дефектами – можно сказать, что до четверти мощностей шло не на создание продукции, а на исправление ошибок. Если учесть при этом затраты на ремонт или замену бракованных товаров, уже выпущенных на рынок, затраты приближались к отметке 30% от производственных издержек.
В Соединенных Штатах многие понимали эту проблему и видели в низком качестве главный тормоз увеличения производительности и конкурентоспособности продукции из США.
Повысить уровень качества или оказаться в проигрыше — другой альтернативы для американской промышленности не существовало.
Решить эту проблему часто пытались путем реализации многочисленных протекционистских мер – как тарифных барьеров, так и нетарифных. Это во многом было связано с активной экспансией экспортно-ориентированных предприятий Японии. При этом, опять же, вопросы повышения качества отодвигались на второй план.
Под давлением местных производителей правительство США, в частности, приняло ряд мер для защиты отечественного рынка автомобилей, а также стали, мотоциклов, бытовой электроники. Эти тепличные условия не способствовало пониманию важности контроля качества. Даже крупные компании Америки, в которых качеству продукции отводилось важное место, воспринимали его скорее как инструмент снижения производственных издержек, а не способ удовлетворить нужды клиентов.
Однако, наиболее передовые менеджеры фирм США понимали, что надо повышать качество американских товаров. Результатом этого понимания стало активное копирование японского опыта, в частности по следующим направлениям:
Информация о работе Практики управления качеством: Япония, Запад, Россия