ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАУЧНО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
«МОРДОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.
ОГАРЕВА»
Факультет
юридический
Кафедра
гражданского права и процесса
РЕФЕРАТ
по предмету «Российское предпринимательское
право»
на тему:
«Понятие и принципы предпринимательского
права»
Выполнил: студент 506 группы Арюков Д.В.
Проверила: к.ю.н., доцент кафедры
Орешкина О.В.
Саранск
2011
Содержание
Введение
1.
Понятие предпринимательского права
2.
Принципы предпринимательского права
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
предпринимательское
право
В
настоящее время любой руководитель
должен без посторонней помощи уметь определять
правомерность совершаемых им действий
и операций. Экономист и юрист должны работать
вместе, помогать друг другу и понимать
друг друга. Для этого каждый руководитель
должен знать основы предпринимательского
права, т.е. владеть правовой терминологией,
знать как применяются и действуют нормативные
акты, кто может быть субъектом хозяйственных
отношений, как совершаются сделки и заключаются
договоры, что такое имущество и интеллектуальная
собственность и т.д.
Предпринимательские
правоотношения определяются как общественные
отношения, урегулированные нормами
предпринимательского права, участники
которого обладают соответствующими юридическими
правами и обязанностями.
Предпринимательское
право - это совокупность различных
по своему характеру и направленности
предпринимательско - правовых норм. Эти
нормы группируются по институтам. Институт
предпринимательского права - совокупность
норм, объединяющая ряд между собой правоотношений.
Так, например, можно выделить институт
банкротства, институт национализации
и приватизации, институт правового регулирования
качества продукции, товаров и услуг и
другие. В институтах предпринимательского
права, так же как и в других отраслях права,
нормы группируются в зависимости от общности
задач, стоящих перед институтом.
Система
права характеризует его структуру
как отрасли права, отрасли законодательства,
научной и учебной дисциплины.
1. Понятие предпринимательского
права
Понятие
«предпринимательское право» может
рассматриваться в четырех значениях.
1.
Предпринимательское право как
система законодательства – это
совокупность правовых норм, содержащихся
в источниках права (нормативных правовых
актах, обычаях делового оборота) и регулирующих
порядок осуществления предпринимательской
деятельности. Изучение предпринимательского
законодательства предполагает также
анализ судебно-арбитражной практики
в целях достижения единообразия в понимании
и применении норм, содержащихся в источниках
права.
2.
Предпринимательское право как
научная дисциплина, т.е. система знаний,
совокупность представлений ученых о
данной отрасли. Наука предпринимательского
(хозяйственного) права познает истоки
его зарождения, этапы становления и прогнозирует,
опираясь на сумму накопленной информации,
направления развития.
3.
Предпринимательское право как
учебная дисциплина – система
обобщенных сведений о предпринимательском
праве как отрасли, его законодательстве
и практике применения, а также о науке.
Изучение предпринимательского права,
как учебной дисциплины состоит в обучении
основам правового механизма регулирования
предпринимательской деятельности, представление
комплекса имущественных отношений по
субъектам и объектам договорных обязательств,
в выработке навыков по применению законодательства
по решению правовых вопросов касающихся
деятельности предпринимателя.
4.
Предпринимательское право как
отрасль права представляет собой
совокупность правовых норм, регулирующих
предпринимательские отношения, тесно
с ними связанные иные, в том числе некоммерческие,
отношения, а также отношения по государственному
регулированию хозяйствования в целях
обеспечения интересов государства и
общества.
Общественные
отношения, урегулированные нормами
предпринимательского права, и составляют
предмет данной отрасли. Рассмотрим
подробнее указанные три группы отношений,
входящих в предмет предпринимательского
права. Центральной и основной группой,
несомненно, выступают предпринимательские
отношения, то есть отношения, возникающие
в процессе осуществления предпринимательской
деятельности. Легальное определение
предпринимательской деятельности дано
в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее
- ГК РФ). Предпринимательской деятельностью
является деятельность самостоятельная,
осуществляемая на свой риск, направленная
на систематическое получение прибыли
от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве
в установленном законом порядке. Анализ
данного определения позволяет выделить
следующие признаки предпринимательской
деятельности:
1.
Предпринимательская деятельность
характеризуется самостоятельностью.
Условно можно выделить имущественную
и организационную самостоятельность
предпринимателя. Имущественная
самостоятельность определяется
наличием у предпринимателя обособленного
собственного имущества как экономической
базы деятельности. Объем имущественной
самостоятельности зависит от того юридического
титула, на основе которого это имущество
принадлежит субъекту. Наиболее велика
самостоятельность собственника имущества.
Предприятия, действующие на праве хозяйственного
ведения, также имеют значительную имущественную
самостоятельность, однако уже ограниченную
законом и договором с собственником.
И, наконец, принадлежность имущества
на праве оперативного управления дает
наиболее узкий простор для проявления
предпринимательской инициативы. Организационная
самостоятельность - это возможность принятия
самостоятельных решений в процессе предпринимательской
деятельности. Начиная от принятия решения
заниматься такой деятельностью, выбора
вида деятельности, организационно-правовой
формы, круга учредителей — все это проявление
организационной самостоятельности.
2.
Предпринимательская деятельность
сопряжена с риском. Этим предпринимательство
коренным образом отличается
от хозяйственной деятельности периода
административно-плановой экономики,
допускавшей существование заведомо убыточных
предприятий, имевших возможность при
плохих результатах хозяйствования обратиться
за поддержкой к государству. Вполне объяснимо
в связи с этим, что такой чисто рыночный
институт, как институт несостоятельности
(банкротства) возрождается в нашей стране
только с переходом к рынку. Предпринимательский
риск - мощный стимул к успешной работе;
уменьшение убытков возможно достичь
путем заключения договора страхования
предпринимательского риска, то есть риска
убытков от предпринимательской деятельности
из-за нарушения своих обязательств контрагентами
или изменения условий этой деятельности
по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам,
в том числе риска неполучения ожидаемых
доходов.
3.
Предпринимательская деятельность
направлена на систематическое
получение прибыли. Получение
прибыли, являясь основной целью
предпринимателя, придает его
деятельности коммерческий характер,
который не утрачивается даже
и в том случае, если в результате
ее осуществления получена не прибыль,
а убыток. Вместе с тем, если получение
прибыли как цель не ставится изначально,
деятельность нельзя назвать предпринимательской,
она не носит коммерческого характера.
Нельзя не обратить внимания и на такой
квалифицирующий признак предпринимательской
деятельности как систематичность в извлечении
прибыли. К сожалению, четких количественных
критериев систематичности законодательством
пока не выработано. Законодательный пробел
предлагают восполнить, включив в определение
предпринимательской деятельности дополнительные
квалифицирующие признаки, такие как долю
прибыли от такой деятельности по соотношению
с общими доходами лица, «существенность»
прибыли, получение ее определенное количество
раз за определенный отчетный период и
др.
4.
В соответствии с определением,
прибыль извлекается субъектами
от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или
оказания услуг. Данный признак,
как представляется, сформулирован
весьма неудачно. Дело в том,
что предпринимательская деятельность
многогранна и ее направления никак не
могут быть представлены закрытым перечнем.
Почему, например, нужно вести речь лишь
о правомочии пользования в отношении
имущества? А если субъектом извлекается
прибыль в процессе реализации права распоряжения
имуществом (например, сдачи его в аренду)?
А если патентообладатель систематически
извлекает прибыль, предоставляя другим
лицам право пользоваться результатом
его интеллектуальной деятельности, заключая
лицензионные договоры? Эти случаи не
укладываются в законодательный перечень.
Видимо, не имело смысла в законе перечислять
возможные направления предпринимательской
деятельности, так как они определяются,
прежде всего, рынком.
5.
Наконец, как сказано в ст. 2
ГК РФ, предпринимательская деятельность
осуществляется лицами, зарегистрированными
в этом качестве в установленном законом
порядке. Буквальное толкование законодательной
нормы приводит к выводу, что если деятельность
осуществляется лицами не зарегистрированными,
она не является предпринимательской.
Такой вывод представляется неверным.
Действительно, как же в таком случае применять
ст. 171 «Незаконное предпринимательство»
Уголовного кодекса РФ, как взыскивать
в судебном порядке доходы, полученные
от такой деятельности, в доход бюджета?
Несовершенство юридической техники приводит
к необходимости применения других способов
толкования данной нормы: систематического,
логического. Такой признак предпринимательской
деятельности как осуществление ее лицами,
зарегистрированными в установленном
порядке, - это формальный признак, то есть
признак, легализующий эту деятельность,
придающий ей законный статус. Его отсутствие
не приводит к утрате деятельностью качества
предпринимательской, однако делает ее
незаконной. В отличие от анализируемого
формального признака, рассмотренные
ранее признаки предпринимательской деятельности
являются сущностными, раскрывающими
ее сущность, и только их совокупность
дает возможность квалифицировать деятельность
лица как предпринимательскую. Предпринимательские
отношения тесно связаны с другими, не
имеющими непосредственной цели извлечения
прибыли. В частности, такие отношения
складываются при осуществлении деятельности
организационно-имущественного характера
по созданию и прекращению предприятий,
получению лицензий, сертификатов, проведению
экологической экспертизы и в ряде других
случаев. Такая хозяйственная деятельность
носит некоммерческий характер, но создает
основу, а зачастую является необходимым
условием, предпосылкой для будущей предпринимательской
деятельности. Именно поэтому отношения,
возникающие в указанных случаях, охватываются
хозяйственно-правовым регулированием
и входят в предмет предпринимательского
права. Создает условия для предпринимательства
и деятельность ряда некоммерческих организаций,
таких как учреждения, объединения и др.
Деятельность товарных и фондовых бирж,
основной целью которых является формирование
соответствующего рынка, также регулируется
нормами предпринимательского права,
а складывающиеся при осуществлении этой
деятельности отношения включаются в
предмет данной отрасли. И, наконец, государство,
реализуя публичные интересы общества,
воздействует на субъектов, осуществляющих
предпринимательскую деятельность, регулируя
эту деятельность различными способами
и с применением различных форм. Эти отношения,
возникающие в процессе государственного
регулирования предпринимательства, составляют
третью группу из состава предмета предпринимательского
права.
2.
Принципы предпринимательского
права
Принципы
предпринимательского права - это его
основополагающие начала, пронизывающие
весь массив правовых норм. Основными
принципами предпринимательского права
могут быть названы следующие:
1.
Принцип свободы предпринимательской
деятельности получил свое закрепление
в ст. 8, 34 Конституции РФ: «Каждый
имеет право на свободное использование
своих способностей и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности»
. Свое развитие данный принцип нашел в
ГК РФ, в других законодательных актах.
Он означает право предпринимателя начинать
и вести свое дело в любой сфере предпринимательства,
в любой из предусмотренных законом форм,
с использованием любых (не изъятых из
оборота) видов имущества и т.д. Данный
принцип подтверждается также установлением
для большинства коммерческих организаций
и индивидуального предпринимателя общей
правосубъектности. Однако эта свобода
не безгранична. Федеральными законами
она может быть ограничена в интересах
общества в той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
Так, свобода предпринимательской деятельности
ограничивается широкой практикой лицензирования
отдельных видов хозяйственной деятельности.
2.
Конституционный принцип признания
многообразия форм собственности, юридического
равенства форм собственности и равной
их защиты закреплен в ст. 8 Конституции
РФ: «В Российской Федерации признаются
и защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и иные
формы собственности». Согласно данному
принципу законодательством не могут
устанавливаться какие-либо привилегии
или ограничения для тех или иных форм
собственности для субъектов, ведущих
предпринимательскую деятельность с использованием
имущества, находящегося в государственной,
муниципальной или частной собственности.
В отличие от ранее действовавших преимуществ
в защите права государственной собственности,
действующее законодательство предусматривает
правила защиты для всех субъектов одинаковые.
3.
Принцип единого экономического пространства,
то есть «свободное перемещение товаров,
услуг и финансовых средств» на всей территории
Российской Федерации также относится
к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции
РФ). В соответствии с данным принципом
на территории Российской Федерации не
допускается установление таможенных
границ, пошлин, сборов и каких-либо иных
препятствий для свободного перемещения
товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения
могут вводиться в соответствии с федеральным
законом, если это необходимо для обеспечения
безопасности, защиты жизни и здоровья
людей, охраны природы и культурных ценностей.
Ни федеральные исполнительные органы
власти, ни органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации не вправе
вводить такие ограничения по собственной
инициативе.