Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 08:45, отчет по практике
Целью практики является анализ внутренней и внешней среды предприятия. Объектом исследования является деятельность туристической фирмы ООО «Мега - Тур».
Поставленная цель позволила сформулировать следующие задачи отчета:
- рассмотреть общую характеристику предприятия;
- провести PEST-анализ;
- провести SWOT-анализ деятельности предприятия;
- рассмотреть пути совершенствования деятельности турфирмы.
Общий объем работы составляет 29 машинописных листов.
Дневник прохождения производственной практики…………………………...3
Введение………………………………………………………………….…….….5
1.1. Общая характеристика предприятия……………………………………..…7
1.2. PEST-анализ…………………………………………………………………..9
1.3. SWOT-анализ……………………………………………………………......23
1.4. Пути совершенствования деятельности турфирмы………………………25
Заключение………………………………………………………………….……28
Понятно, что фирме выгоднее отправить туриста за рубеж, чем взяться за переустройство всей сферы туристического бизнеса в своем городе. Вот поэтому Россия, несмотря на свой огромный потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. А чтобы поменять ситуацию, надо менять нормативно-правовую базу. Действующий федеральный закон «Об основах туристической деятельности в РФ» не предусматривает льгот и не уменьшает налогового пресса на туристические предприятия, ориентированные на развитие въездного туризма. Нормативную базу нужно менять не только на региональном уровне, но и на федеральном. Но даже в этих условиях из всех туристических фирм республики где-то только три фирмы пытаются привозить в Бурятию туристов.
За
последние два года в Республике
было приняты следующие постановления:
«О порядке учета субъектов туристской
деятельности на территории Республики
Бурятия», «Об утверждении правил организации
мест массового отдыха в центральной экологической
зоне Байкальской природной территории
Республики Бурятия», «Об утверждении
порядка предоставления субъектам малого
предпринимательства в сфере туризма
субсидий на возмещение части затрат за
счет средств республиканского бюджета».
Разработана целевая программа «Развитие
внутреннего и въездного туризма в Республике
Бурятия на 2011-2016 годы». Однако в полной
мере эти постановления еще не работают.
Необходима целевая программа развития
туризма в городе и республике не только
на бумаге. К тому же средства, которые
департамент физкультуры, спорта и туризма
получает от лицензирования международной
туристической деятельности, расходуются
лишь наполовину. Другая же половина перечисляется
в республиканский бюджет. Понятно, что
ни одной существенной программы на эти
незначительные средства выполнить нельзя.
Экономическая среда
В настоящее время ситуация в нашей стране, как и во всем мире, не стабильна. Экономический кризис «застал врасплох» многие крупные предприятия, не говоря уже о более мелких предприятиях, которые и вовсе обанкротились.
Наибольшая активность рынка внутреннего и въездного туризма отмечается в летний период, что придает туризму Республики Бурятия ярко выраженный сезонный характер. Активность рынка выездного туризма также подвержена колебаниям, тем не менее, она имеет более стабильный характер.
На
местном рынке преобладают
- быстрое увеличение спроса на точную и полную туристскую информацию. Потребность туристов в информации крайне мало удовлетворяется за счет источников информации в самой сфере туризма. Более 80% туристов получают информацию от знакомых, друзей и родственников, 20% из средств массовой информации и туристской рекламы;
- растущий спрос на комфортабельные объекты размещения туристов. Наибольшим спросом у туристов пользуются благоустроенные туристские базы (базы отдыха) - 26,8%; отдельные коттеджи - 22,6%; малые и средние гостиницы с полным набором услуг - 18,7%. Популярным средством размещения в активном и кемпинговом туризма являются палатки - 18,9%. Несколько меньшим спросом пользуются санатории - 15,7%, еще меньшим - комфортабельные крупные гостиничные комплексы - 12,1%. Спрос на услуги альтернативных объектов размещения сельского туризма составляет 9,9%, что является реакцией рынка на эти предложения, а также следствием недостатка свободных мест летом;
- стабильный спрос на зимний отдых. 69,9% туристов относятся положительно к возможности зимнего туризма. Этому способствует увеличение количества отпусков в зимний период. В то же время, рынок межсезонного и зимнего туризма республике не развит, что связано как с недостатком зимних объектов размещения;
- достаточно высокий спрос на семейный отдых. 29% туристов предпочитают отдыхать с детьми, 27,1% - с родственниками. Вместе с тем, количество предложений по организации семейного туризма ограничено;
-
растущий спрос на более
Процесс диверсификации туристского продукта в республике идет достаточно быстрыми темпами в области выездного туризма. Несколько медленнее процесс идет в области внутреннего и въездного туризма, что связано с недостаточным развитием материальной базы и инфраструктуры туризма, недостатком квалифицированных кадров. Наряду с традиционными предложениями стационарного отдыха, появляются новые предложения, расширяется география туристских маршрутов. На территории республики постепенно формируются туристские направления, связанные с международным туризмом. Таковыми направлениями являются направление по «Чайному пути» (Китай, Монголия, Россия), и по маршруту Байкал-Хубсугул (Монголия).
Если говорить о структуре туристического потока на Байкал, то, прежде всего, следует отметить, что турпоток в среднем в течение последних нескольких лет на 85% состоит из внутренних туристов. Значительную часть внутреннего потока туристов составляют жители Иркутской области, а также туристы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Красноярского и Приморского краев, Бурятии.
Туристический
поток на Байкал на протяжении последних
лет характеризуется положительной динамикой.
Основные перспективы дальнейшего увеличения
потока туристов на Байкал связаны с развитием
особых экономических зон туристско-рекреационного
типа в республики Бурятия. Власти республики
Бурятия рассчитывают в результате создания
туристской ОЭЗ «Байкальская гавань»
увеличить ежегодный туристический поток
до 2 миллионов человек к 2015-2020 гг.
Динамика
туристического потока
в республике Бурятия
* Обзор
департамента консалтинга, аналитики
и исследований: [Электронный ресурс]/
Электрон. ст. – Б.м., - Б.г., – Режим доступа
к ст.: http://www.1rre.ru/analit/
В 2008 г. республику посетили чуть более 300 тыс. туристов, при этом доля иностранных туристов составила 5,5%. Тем не менее, по сравнению в 2007 г. отмечается рост общего туристического потока более чем на 30%. Число туристов, посетивших Бурятию за шесть месяцев 2009 г., выросло по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 30,6% и достигло 122 тыс. человек.1
Увеличение
объемов услуг туризма в
Прирост объемов услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в начале 2010 г. получен за счет увеличения числа оказания услуг. Рост цен в июне 2010 г. к декабрю 2009 г. составил 1,2%.
Снижение
объемов санаторно-
Степень развития туристского автотранспорта не достаточна для интенсификации развития туризма в области. Отсутствие регулярных туристских автобусных маршрутов препятствует активному развитию туристских продуктов на территории республики.
Качество республиканских транспортных магистралей, а особенно подъездных путей к большинству туристских объектов на территории Бурятии находится на очень низком уровне. Что говорит о необходимости проведения значительных капитальных вложений в туристскую инфраструктуру для увеличения туристских потоков и доходности туристкой индустрии.
Следует отметить стабильное на протяжении четырех последних лет повышение ранга туристической составляющей инвестиционного потенциала республики (с 45 места в 2006 г. до 11 места в 2009 г.).
2009
год отмечен снижением
В
числе 83 российских регионов по рангу
инвестиционного потенциала республика
находится на 57 месте, переместившись
с 58 места в 2008 году. По ряду составляющих
рейтинг инвестиционного
Социальная среда
Успешная работа турфирмы во многом зависит от наличия квалифицированных кадров. Туризм – это достаточно сложный вид деятельности, требующий многих знаний и навыков. Новичкам здесь бывает весьма трудно, многие детали известны в основном практикам, имеющим хорошую теоретическую подготовку. Несмотря на то, что в Бурятии подготовкой специалистов занимается несколько высших и средних учебных заведений, в туризме по-прежнему ощущается кадровый голод, т.к. хороший специалист ценится высоко, а не каждый выпускник ВУЗа способен сразу стать таковым. Как показывает практика, для этого нужно поработать 1-3 года в туристской фирме.
Ежегодно высшее и среднее специальное образование в области туризма и гостиничного бизнеса получают около 80 человек, около 60 человек проходят курсовую подготовку. В результате этого происходят качественные изменения кадровой базы, а также ротация работников, не имеющих специального туристского образования, на дипломированных специалистов. Более 20% работников туризма и гостиничного бизнеса имеют специальное образование.
Вместе с тем, в Республике Бурятия пока нет достаточного количества квалифицированных преподавателей туристских дисциплин. Программы обучения мало адаптированы к местным условиям. Рост количества квалифицированных специалистов, играющий положительную роль в расширении предложений на рынке туризма и повышении качества услуг, пока кардинально не изменил ситуации в целом. Кадровая база туризма формируется без определения потребности в специалистах, так как рынок труда в сфере туризма не изучен, на нем не проводятся маркетинговые исследования. В высших учебных заведениях готовятся менеджеры-управленцы, тогда как отрасли необходимы в первую очередь менеджеры низшего и среднего звена, а также обслуживающий персонал. Не сформирована единая республиканская система подготовки и переподготовки кадров для туристского и гостиничного бизнеса. Отрицательную роль играют такие факторы, как низкая средняя заработная плата персонала в туризме, недостаток заинтересованности владельцев объектов размещения туристов, относящихся к категории ведомственных, к привлечению дипломированных специалистов.
Организуя работу фирмы, независимо от средств собственности, нанимается минимум 3 человека, т.е. решается проблема занятости населения, и начисляется зарплата. Только в 2009 году в Бурятии получили работу непосредственно в туристических фирмах минимум 50 человек. На летний период фирме необходимо в 2 раза больше работников, чем в зимний период. Таким образом, дополнительно минимум 100 человек получили возможность работать в течение 4 месяцев, и если даже с минимальным окладом.
В
2009 г. была разработана научно-исследовательская
работа «Анализ обеспеченности особых
экономических зон туристско-рекреационного
типа трудовыми ресурсами», на основе
этого документа определена потребность
в кадрах по отдельным группам работников
для обеспечения ОЭЗ, проведен анализ
фактического состояния профессионального
образования в сфере туризма, разработаны
предложения и рекомендации по подготовке,
переподготовке кадров.
Технологическая среда
На данный момент большинство российских турфирм не используют компьютерное оборудование даже для рекламы своих услуг, в том числе и во время проведения специализированных выставок. Отсутствие инвестиций со стороны туристических фирм в информационные технологии может означать явное непонимание дополнительных возможностей, получаемых от использования современных компьютерных средств. Применение информационных и Интернет технологий в туризме имеет следующие преимущества:
Анализ является одним из ключевых элементов управления и имеет огромное значение для деятельности фирмы и ее развития. Информация, полученная в процессе анализа, позволяет частично снять неопределенность при принятии управленческих решений и, таким образом, способствует их большей эффективности.