Осуществление деятельности индивидуальным предпринимателем

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение гражданско-правового положения индивидуального предпринимателя.
Цель конкретизируется в постановке следующих задач:
1. рассмотреть статус индивидуального предпринимателя;
2. определить режим и состав имущества индивидуального предпринимателя;
3. изучить налогообложение индивидуальных предпринимателей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
1.1. Статус индивидуального предпринимателя
1.2.Правоспособность индивидуального предпринимателя
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ
2.1. Порядок регистрации предпринимателей без образования юридического лица
2.2. Режим и состав имущества индивидуального предпринимателя
2.3. Налогообложение индивидуальных предпринимателей
2.4.Специальные налоговые режимы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………28
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая_ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ.doc

— 239.00 Кб (Скачать)


ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ

 

2.1. Порядок регистрации предпринимателей без образования юридического лица

 

В ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требования о регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью).

В соответствии с Федеральным законом от 23.06.03 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон) с 1 января 2004 г. вводится новый порядок регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом.

В главе VII.1 «Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей» Закона предусмотрено, что при государственной регистрации физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются следующие документы:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации:

копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (видимо, имеется в виду паспорт или другой документ, удостоверяющий личность физического лица);

копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица;

нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака указанным физическим лицом, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

документ об уплате государственной пошлины в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Поскольку указанные документы могут быть представлены как лично, так и почтовым отправлением (с объявленной ценностью и описью вложения), следует иметь в виду следующее: если документы представляются по почте, то их копии должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке, если же документы представляются лично, то их подлинники возвращаются заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки в получении документов с указанием перечня и даты их получения (расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом).

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в том случае если не утратила силу его государственная регистрация в этом качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

В соответствии с Законом в Российской Федерации ведутся государственные реестры зарегистрированных как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения, указанные в ст.4 Закона, в частности основные сведения о гражданине, а также дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр записи об указанной государственной регистрации; дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем.

Государственная регистрация прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на основании документов, представляемых в зависимости от способа прекращения указанной деятельности:

при принятии гражданином решения о прекращении такой деятельности представляются заявление и документ об уплате государственной пошлины;

в связи с принятием судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) - на основании копии решения суда, поступившего в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

в принудительном порядке по решению суда - на основании поступившей в регистрирующий орган копии решения суда о прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке;

в связи с вступлением в силу приговора суда, которым гражданину назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, - на основании поступившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке в регистрирующий орган информации о вступлении в силу указанного приговора суда;

в связи со смертью индивидуального предпринимателя - на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица.

Поскольку, как уже указывалось, сведения об индивидуальном предпринимателе заносятся в государственный реестр, следует обратить внимание на порядок предоставления указанных сведений, которые являются открытыми и общедоступными, за исключением тех, доступ к которым ограничен (сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации).

Сведения и документы, содержащиеся в государственном реестре, могут быть предоставлены в виде выписки из реестра; копии документа, содержащегося в реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, не допускается (однако индивидуальный предприниматель имеет право получить в регистрирующем органе информацию о лицах, получивших сведения о месте его жительства).

Что касается ответственности индивидуальных предпринимателей, то ст.25 Закона предусмотрено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений они несут ответственность, установленную законодательством. Кроме того, ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 5 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

Так как новый порядок регистрации вводится со следующего года, для лиц, уже ведущих предпринимательскую деятельность, ст.3 Закона предусмотрен так называемый переходный период. Физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Закона, до 1 января 2005 г. обязано представить в регистрирующий орган по месту жительства следующие документы: копию основного документа, удостоверяющего личность указанного лица как гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; копию свидетельства о рождении или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения; документ, подтверждающий государственную регистрацию указанного лица в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок представления указанных документов такой же, как и при представлении документов для регистрации[11].

Следует также иметь в виду, что документы о зарегистрированных ранее (т.е. до вступления в силу Закона) индивидуальных предпринимателях, хранящиеся в органах, осуществляющих государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 г., являются частью федерального информационного ресурса и подлежат передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию указанных лиц, до 1 января 2005 г. в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 9.10.03 г. № 617 «Об утверждении Правил передачи документов об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 1 января 2004 г.»).

Государство для стимулирования предпринимательской деятельности иногда устанавливает стабильное правовое регулирование в рамках заранее определенного временного интервала. Это так называемая "дедушкина оговорка", суть которой состоит в том, что в случае законодательного изменения условий ведения предпринимательской деятельности, ухудшающих положение предпринимателя, к нему в течение определенного срока будет применяться прежнее правило. Между тем очевидно, что интересы хозяйствующего субъекта могут быть нарушены, если одновременно с введением нового режима регулирования, ухудшающего положение хозяйствующего субъекта, будет отменена правовая норма, устанавливающая "дедушкину оговорку".

Так, Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"[12] в абз. 2 ч. 1 ст. 9 установил важную правовую гарантию деятельности субъектов малого предпринимательства: в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Но затем эта норма была отменена Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"[13] (далее - Закон о едином налоге). В его ст. 11 указано, что к налогоплательщикам со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и введения единого налога соответствующими нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не применяется абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о государственной поддержке.

Однако Конституционный Суд РФ в Определении от 1 июля 1999 г. N 111-О[14] сформулировал конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый из ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34 и ст. 57 Конституции РФ. В соответствии с этим режимом норма ст. 11 Закона о едином налоге не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о введении на его территории единого налога. Данная правовая позиция впоследствии была воспроизведена в п. 4 Определения того же Суда от 9 апреля 2001 г. N 82-О[15].

А после того как получила отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 июня 2000 г. N 161/00[16], стала реализовываться в практике арбитражных судов, которые неизменно вставали на сторону хозяйствующих субъектов в спорах последних с налоговыми органами.

Как правило, налоговые органы придерживались того мнения, что Закон о едином налоге не распространяет сферу действия своих норм на более ранний период, а лишь приводит в соответствие иные нормативные акты (см. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 июля 2000 г. N А58-267/2000-ФО2-1194/2000-С1).

В подобных случаях хозяйствующему субъекту надо было только доказать, что, во-первых, к моменту опубликования нового правового регулирования, существенно изменившего условия налогообложения субъектов малого предпринимательства, еще не истекли четыре года с даты его регистрации; и, во-вторых, произошло существенное увеличение совокупной налоговой нагрузки, а следовательно, ухудшение его положения как налогоплательщика. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 августа 2001 г. N А19-3014/01-24-ФО2-1920/01-С1 было указано, что "обязательным условием применения ранее действовавшего порядка налогообложения является создание новым налоговым законодательством менее благоприятных условий предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями". Поэтому при установлении факта ухудшения положения налогоплательщика суд должен исследовать и оценить все виды налогов, уплачиваемых предпринимателем. В тех случаях, когда суд первой инстанции не давал оценки тому обстоятельству, ухудшается ли положение хозяйствующего субъекта как налогоплательщика в связи с его переводом на уплату единого налога на вмененный доход, и не проводил анализа расчетов, представленных хозяйствующим субъектом и произведенных налоговым органом, суд кассационной инстанции направлял дело на новое рассмотрение.

В одном из дел налоговый орган ссылался на то обстоятельство, что индивидуальный предприниматель не является субъектом малого предпринимательства, пока его статус юридически не установлен и он не зарегистрирован в этом качестве в органах исполнительной власти. Однако арбитражный суд обосновал иную точку зрения. В силу ч. 1 ст. 3 Закона о государственной поддержке физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, отнесены к субъектам малого предпринимательства. Статья 4 того же Закона предусматривает, что субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного Правительством РФ образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством. Поскольку специальный порядок регистрации субъектов малого предпринимательства и форма подачи заявления не разработаны, индивидуальный предприниматель приобретает статус субъекта малого предпринимательства уже в силу его регистрации в соответствующем органе исполнительной власти (местной администрации) и постановки его на налоговый учет (см. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 февраля 2001 г. N А43-5181/00-32-215).

Информация о работе Осуществление деятельности индивидуальным предпринимателем