Основные мероприятия по повышению производительности труда на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции или выполненных работ и затрат рабочего времени. От уровня производительности труда зависят темпы развития промышленного производства, увеличение заработной платы и доходов, размеры снижения себестоимости продукции. Повышение производительности труда путем механизации и автоматизации труда, внедрения новой техники и технологии практически не имеет границ. Поэтому целью анализа производительности труда является выявление возможностей дальнейшего увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда, более рационального использования работающих и их рабочего времени.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….………. 3
1.Теоретические основы и методы системного анализа
производительности труда………………………………………………….4
1.1 Основные определения……………………………………………..4
1.2 Системный подход в анализе производительности труда……...14
1.2.1. Экономические факторы и резервы…………………………...15
1.2.2.Системное управление производительностью
труда на предприятии………………………………………………….16
1.2.3 Элементы в системе управления
производительностью труда…………………………………………..18
2. Анализ производительности труда, динамики и оценка влияния
отдельных факторов на производительность труда……………………...24
2.1. Характеристика предприятия…………………………………..…24
2.2 Анализ основных показателей деятельности предприятия..…….25
2.3 Граф проблем………………………………………………………..30
3. Основные мероприятия по повышению производительности
труда на предприятии………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………….....32
Список литературы…………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовик Брянская готовый.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Системный подход предполагает наличие особого единства системы со средой, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.  

Системный подход к управлению производством исходит из того, что разработка планов диверсифицированного и децентрализованного производства подчиняется интересам взаимодействия производственных подразделений, составляющих производственную (операционную) систему. Такой подход получил развитие благодаря использованию компьютерной техники и созданию централизованных информационных систем.

Использование компьютерной техники на основе системного подхода позволяет совершенствовать методы и структуру управления производством.

1.2.3 Элементы в системе управления производительностью труда.

Нормирование труда – это мероприятие по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках заданной технологии.

Деятельность по нормированию труда в управлении персоналом является комплексной и дает возможность решать смежные задачи. Основные цели нормирования:

  • планирование производства и определение потребности в персонале (качество и количество);
  • расчет затрат на заработную плату;
  • оценка изменения производительности, эффективности производства;

Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо осуществить:

  • анализ деятельности;
  • расчет и утверждение базовых норм;
  • мониторинг технического уровня производства, планирование   пересмотра норм в зависимости от изменения состояния материально-технического обеспечения;
  • внедрение форм материального стимулирования за повышение производительности;
  • мониторинг норм труда.

Основными задачами нормирования труда является установление меры затрат труда конкретным выражение которых являются:

  • нормы времени;
  • нормы выработки;
  • нормы обслуживания;
  • нормы численности.

Техническое нормирование труда – это процесс установления норм затрат рабочего времени в конкретных организационно-технических условиях.

Норма времени – время, отведенное на производство единицы продукции или выполнение определенной работы (в часах, минутах, секундах).

Норма выработки – количество продукции, которое должно быть произведено рабочим за единицу времени.

Норма обслуживания – это количество единиц оборудования, производственных площадей и т.п., установленное для обслуживания одним или группой рабочих.

Норма времени обслуживания – это необходимое и достаточное время на обслуживание единицы оборудования в течение определенного календарного периода (одной смены, месяца).

Норма численности – это количество работников, установленное для обслуживания объекта или выполнения определенного объема работ.

Нормы затрат труда могут устанавливаться на операцию, изделие, работу, комплекс работ. Они различаются по периоду и сфере деятельности, по методу установления, степени укрупнения, по способу построения и т.д.

Рабочее время, затрачиваемое на рабочем месте, делится на:

  • нормируемое время;
  • ненормируемое время.

Нормируемое время – это время, необходимое для выполнения операции, работы.

Ненормируемое время возникает при различных технических и организационных неполадках (в норму времени не входит).

Потери времени

Потери рабочего времени – время выполнения непроизводительной работы и время нерегламентированных перерывов в работе.

В течение рабочего дня возможны потери рабочего времени, которые измеряются в человеко-часах. Такие потери могут возникать по целому ряду причин.

1. Они могут быть обусловлены  трудовым законодательством (например, сокращение рабочего дня у  несовершеннолетних и рабочих, осуществляющих  трудовую деятельность в тяжелых  рабочих условиях; перерывы в  работе для кормящих матерей). Рабочее время может быть снижено также в связи с болезнью работника или с выполнением государственных обязанностей.

2. По вине администрации  или поставщиков. Это характерно  для таких случаев, когда, например, нет сырья, сломался станок, и  его дальнейшая работа не может  быть обеспечена.

3. Потери могут возникнуть  по вине персонала. Если работник  опаздывает на работу более чем на полчаса, оборудование простаивает; если опоздание затягивается, работнику ставится прогул. Вследствие этого оборудование на предприятии работает не на всю мощь и не в полном составе, что отражается на производительности труда и показателях выпуска. Помимо всего прочего, простои являются следствием самовольного или преждевременного ухода работника со своего рабочего места.

Для того чтобы максимально снизить риск потери времени, разрабатываются специальные методы, позволяющие контролировать производственный процесс на всех его стадиях.

Хронометраж – это изучение рабочего времени путем ведения соответствующих регулярных наблюдений и замеров продолжительности многократно повторяющихся элементов операции. Этот метод иначе называют выборочным наблюдением. По произведению достаточного количества замеров необходимо провести обработку полученных данных по каждому элементу производственной операции. Анализ результатов дает возможность выявить движения и действия работника, которые оказываются лишними. Посредством этого устанавливают величину промежутка времени, который необходим для нормального выполнения операции.

Фотография рабочего дня. Данный метод представляет собой наблюдение на протяжении всего рабочего дня или его части за действиями работника с целью выявления возможных потерь рабочего времени. Он позволяет определить фактическую выработку работника. Если наблюдение ведется за работой не более 3 рабочих, это называется групповой фотографией рабочего времени. Наблюдатель непосредственно контролирует все операции и осуществляет замеры времени. А вот самофотография не столь эффективна в использовании, поскольку позволяет изучать только причины возникновения потерь и сами их величины.

Фотохронометраж, или комплексный вид наблюдения. Иными словами, совмещаются и применяются сразу два метода: хронометраж и фотография рабочего дня.

Метод моментных наблюдений основан на предположении повторяемости случаев работы и перерывов. Таким образом, наблюдатель совершает обход рабочих мест через определенные промежутки времени, что позволяет ему фиксировать сам момент работы или простоя. Данный метод удобно применять в том случае, когда контроль ведется над оборудованием цехов или больших участков работы, где число работников составляет свыше 3 человек.

Для того чтобы определить целодневные потери рабочего времени в

человеко-часах,   необходимо  потери  в  человеко-днях  умножить  на

плановую длительность рабочего дня

Причины  потерь рабочего времени устанавливаются путем изучения

баланса  рабочего времени. Баланс составляется по предприятию, цеху,

участку,  иногда  - для каждой группы работников, имеющих одинаковый

график   работы   и   продолжительность   очередного   отпуска.  Это

обусловлено  тем, что средняя продолжительность очередного отпуска в

различных подразделениях предприятия может быть разной.

Целодневные   потери   группируются  на  разрешенные  (отпуска,

болезни,    выполнение    государственных    обязанностей)    и   не

предусмотренные   законодательством  (по  разрешению  администрации,

прогулы). Детально изучаются неявки по болезням.

Внутрисменные   потери   рабочего   времени  подразделяются  на

зависящие  и  не зависящие от работы предприятия. С целью углубления

анализа  изучается  состояние учета внутрисменных простоев, для чего

определяются  различия  между  формально  учтенными  и  фактическими

внутрисменными  потерями,  выявленными  по фотографиям рабочего дня,

путем хронометражных и моментальных наблюдений. Эти данные во многом

могут   не   совпадать,   ибо   зачастую   не   учитываются  простои

длительностью  до  30  мин.

Системы оплаты труда

Тарифная система оплаты труда представляет собой органическую совокупность нормативов, при помощи которых обеспечивается дифференциация и регулирование размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от квалификационного уровня, условий, тяжести, интенсивности и ответственности, выполняемых ими работ, а также особенностей народнохозяйственного значения отраслей промышленности и предприятий, их территориального размещения. Тарифная система служит основой организации заработной платы рабочих.

Тарифные ставки (оклады) представляют собой выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих в единицу рабочего времени. Тарифные ставки бывают часовые, дневные, месячные (оклады). Устанавливаются они по каждому тарифно-квалификационному разряду.

Тарифная ставка является основной исходной нормативной величиной, определяющий уровень оплаты труда рабочих. С помощью тарифных ставок осуществляется внутрифирменное и межотраслевое регулирование заработной платы рабочих.

Тарифный разряд является показателем квалификационного уровня рабочих. Более точное представление в соотношении квалификационного уровня рабочих отнесенных к разным тарифным разрядам, дают тарифные коэффициенты

Бестарифная система оплаты труда представляет собой такую систему, при которой заработная плата всех работников представляет собой долю каждого работающего в фонде оплаты труда.

Бестарифная система оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива, к которому относится работник. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки. Применение такой системы целесообразно лишь в тех ситуациях, когда есть реальная возможность учесть результаты труда работника при общей заинтересованности и ответственности каждого члена коллектива.

Бестарифная система оплаты труда используется в условиях рыночной экономики, важнейший показатель которой по каждому предприятию является объем реализованной продукции и услуг. Чем больше объем реализованной продукции, тем более эффективно работает данное предприятие, следовательно, и заработная плата корректируется в зависимости от объема производства. Эта система используется для управления персонала вспомогательных рабочих, для работников с повременной оплатой труда.

Квалификация кадров, текучесть кадров.

Квалификация – это динамическая способность человека включаться в процесс производства и выполнять предусмотренные технологией трудовые операции. Она характеризует, с одной стороны потенциальную возможность работника выполнять работу определенной сложности, а с другой – уровень развития самого работника.

Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям фирмы и обеспечивающей соответствие требований, предъявляемых рабочим местом к способностям работника. С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет этого фактора. Подготовка квалифицированного персонала может свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны и предотвратить его сокращение путем устранения дефицита рабочей силы.

Текучесть персонала - движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.  
Текучесть может быть: 
- Внутриорганизационная - связанная с трудовыми перемещениями внутри организации;  
- Внешняя - между организациями, отраслями и сферами экономики.  
Различают естественную и излишнюю текучесть кадров.

Коэффициент текучести кадров - отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и т.п. причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью) к среднесписочной численности за тот же период.  
Естественная текучесть (3-5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.

Излишняя же текучесть вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические, психологические трудности.

Информация о работе Основные мероприятия по повышению производительности труда на предприятии