Основные источники инвестирования в сельское хозяйство Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Объектом изучения является инвестирование в сельское хозяйство Республики Беларусь.
Предметом изучения являются источники инвестирования в сельское хозяйство Беларуси.
Целью курсовой работы является изучение основных источников инвестирования в сельское хозяйство Республики Беларусь. Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) выделены основные теоретические понятия инвестиций, их сущность;
2) классифицированы виды инвестиций;
3) рассмотрены особенности инвестирования в сельское хозяйство;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕрр.docx

— 368.46 Кб (Скачать)

Сельскохозяйственные инвесторы могут быть классифицированы как государственные или частные и как иностранные или внутренние. Большинство частных внутренних инвесторов являются фермерами, и к настоящему времени они являются самым крупным источником инвестиций в сельское хозяйство в странах с низким и средним уровнями дохода. Внутренние государственные инвесторы, в первую очередь национальные правительства, представляют собой следующий самый крупный источник инвестиций в сельское хозяйство, за которым с большим отставанием следуют иностранные государственные инвесторы, например партнеры по развитию, и иностранные частные инвесторы, например корпорации.

 

1.3. Зарубежный  опыт инвестирования в сельское  хозяйство

 

В последнее десятилетие увеличивается участие иностранных компаний в сельском хозяйстве развивающихся стран. Фактор, способствующий этому процессу, — активно растущие экономики стран с большой численностью населения, таких как Китай, Индия, Бразилия, Республика Корея, где сохраняется проблема продовольственного обеспечения. Потенциальными инвесторами становятся те развивающиеся страны, где высокий платежеспособный спрос на продовольствие сочетается с жесткими ограничениями пригодных для сельского хозяйства земель и с дефицитом пресной воды (прежде всего арабские страны Персидского залива).

Объем инвестиций непосредственно в хозяйства более чем в три раза выше, чем объем инвестиций из других вместе взятых источников. Ежегодные инвестиции в основные фонды хозяйств превышают государственные инвестиции более чем в четыре раза и инвестиции из других источников – на ещё более высокий показатель. Основными фондами в сельском хозяйстве считаются лишь наиболее осязаемые формы фермерских инвестиций (т.е. работы по освоению земель, домашний скот, машины и оборудование, посадочный материал (деревья, виноградная лоза и кустарники, дающие более одного урожая) и постройки для содержания скота)[11, с.11].

Рассмотрим стоимость всех основных фондов в сельском хозяйстве по годам в таблице 1.1.

 

 Таблица 1.1-Основные  фонды в сельском хозяйстве  , 1980,1990,2000,2007 гг.

Страны

Основные фонды в сельском хозяйстве

Всего, млн. долл. США

1980

1990

2000

2007

Российская Федерация

-

-

185689

161586

США

582673

557953

569262

579069

Китай

347912

420169

499079

540792

Бразилия

140894

167128

184435

206250

Австрия

15310

15579

14200

13844

Бельгия

-

-

7275

6529

Франция

102650

97840

93064

90402

Германия

120949

114290

83432

74076

Венгрия

12137

11434

11491

10619

Италия

64288

74748

80147

75343

Япония

236526

307545

274751

265379

Польша

50722

65865

65784

71100

Швеция

15582

14089

13835

13394

Продолжение таблицы 1.1

 

Аргентина

79791

79909

73741

77402

Беларусь

-

-

16774

14332

Мир в целом

4 384945

4 833405

4 921380

5 132481


 

 

Исходя из данных таблицы 1.1-общий объем инвестиций фермеров во всём мире, оцененный на основе показателей размера основных фондов в сельском хозяйстве, вырос с 1980 года на 20 процентов и в настоящее время превышает 5 триллионов долларов США [11,с.120].

Опыт развитых стран свидетельствует, что важнейшим государственным регулятором инвестиционной деятельности являются бюджетные ассигнования, система налогов, льгот и кредитов.

Осуществляется как прямое дотирование капитальных вложений в АПК, так и косвенное регулирование инвестиционных процессов посредством денежных выплат или предоставления льгот. Льготные кредиты предоставляются фермерам, осваивающим капиталоемкие, передовые технологии с высокой степенью финансового риска. Причём до конца 80-х годов 20 века инвестиционный процесс в аграрном секторе развитых стран был нацелен на техническое перевооружение, на развитие производственной инфраструктуры, системы хранения, транспортировки и первичной переработке сельскохозяйственной продукции в местах ее производства. В этот период капиталовложения возрастали более быстрыми темпами, чем увеличивалась валовая продукция сельского хозяйства. В развитых странах происходит отток капиталовложений из производственных отраслей в сферу производственной инфраструктуры.

К примеру, в США инвестиционное регулирование аграрного сектора осуществляется в виде бюджетных денежных выплат, безвозмездных платежей, льготных кредитов, беспроцентных ссуд, налоговых скидок на инвестиции, льгот, связанных с амортизацией основных средств производства.

В странах ЕС в рамках программ субсидирования инвестиций большие средства выделяются на модернизацию ферм и содержание молочного скота, в свиноводстве – на рационализацию производства, что приводит к значительному перепроизводству сельскохозяйственной продукции. Для сокращения числа фермеров, которые могут принять участие в таких программах и повышения их эффективности, в Германии установлено, что субсидирование инвестиций фермерских хозяйств возможно при наличии необходимой квалификации фермеров, предоставлении бизнес-плана по модернизации предприятия, где необходимо доказать рентабельность капиталовложений.

В Австрии наиболее распространенным способом стимулирования инвестиций является льготное кредитование. Здесь существует два вида льготного кредитования:

-аграрно-инвестиционный кредит

-специальный сельскохозяйственный кредит

В развитых странах широкое распространение получил механизм пролонгации налоговых платежей на прирост капиталовложений. Фермер, принимавший участие в государственной аграрной программе, имеет право на отсрочку налоговых выплат до полного завершения инвестиционного процесса.

Налоговое регулирование дает возможность фермерам в зависимости от коммерческих условий производства изменять размер налогооблагаемой базы, в том числе путём использования различных методов определения размера амортизационных отчислений, перевода инвестиций в текущие затраты и, наоборот, путем капитализации текущих затрат.

Также бюджетные ассигнования на инвестиции в сельском хозяйстве выделяются под специально разработанные программы. Широкое распространение получили дотации на приобретение экологически безвредной техники[7].

 Государственными инвестициями  считается  доля государственных  расходов, включая расходы на  НИОКР, официальную помощь в целях  развития (ОПР) и прямые иностранные  инвестиции. 

Государственные инвестиции способствуют созданию соответствующего благоприятного климата, оказывающего влияние на стимулирование фермеров к инвестированию своих средств. Они также напрямую участвуют в создании других форм капитала, которые способствуют развитию сельскохозяйственного сектора. Некоторые виды государственных инвестиций характерны лишь для сельского хозяйства и конкретно направлены на повышение первичного производства в растениеводстве, животноводстве, лесном хозяйстве. Государственные инвестиции в другие секторы могут также оказать положительное воздействие на сельскохозяйственные производство и производительность и на доходы фермеров [11,с.10] .

Общая сумма государственных расходов по странам  на сельское хозяйство представлена в таблице 1.2[11, с.132].

 

Таблица 1.2-Общая сумма расходом на сельское хозяйство, 1980,1990,2000,2007 гг.

Страны

Сумма государственных расходов на сельское хозяйство, млн. долл. США

1980

1990

2000

2007

Российская Федерация

-

-

3763

1811

Китай

16618

20567

41743

88683

Продолжение таблицы 1.2

 

Бразилия

10

0

3 497

2 386

Беларусь

-

-

1397

2840


 

 

По данным таблицы 1.2 видно, что наименьшую сумму государственных расходов у России, наибольшая у Китая. Беларусь в сравнении с другими странами на достаточно хорошем уровне поддерживает сельское хозяйство. Исходя из этого  можно сказать, что ряд факторов, оказывающих воздействие на инвестиционную деятельность,  сельскохозяйственных домохозяйств, зависит от специфики места и сложившихся в этом месте условий.

В развивающихся странах фермеры до сих пор являются самым крупным источником инвестиций в сельское хозяйство. Несмотря на то, что в последнее время повысилось внимание, уделяемое прямым иностранным инвестициям и официальной помощи в целях развития, и вопреки не всегда благоприятным условиям, в которых существуют многие фермеры, инвестиции самих фермеров в свои хозяйства не препятствуют развитию этих источников инвестиций и также значительно превышают государственные инвестиции. Объем инвестиций в свои хозяйства более чем в в 3 раза превышает объем инвестиций из других источников вместе взятых.

Например, в США фермеры находятся под постоянным контролем правительства, особенно когда дело касается сохранения плодородия земли. Фермерам доступны льготные кредиты, для них организовывают различные семинары и консультации. Государству выгоднее вкладывать средства и помогать им, чем лишиться основного своего национального богатства — своей земли (сельскохозяйственные угодья занимают 1,163 млрд. акров или примерно 52% от всей площади земель США).

Фактический уровень поддержки сельского хозяйства в США составляет почти 20 млрд.долл. В США бюджетные субсидии включают ряд прямых форм: компенсационные платежи по программам сокращения поголовья и изменения структуры посевов; субсидирование инвестиций; выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям на единицу площади или голову скота; возмещение затрат на водоснабжение, орошение, газификацию; различные компенсации и скидки по налогам (налог с оборота, например) и пр. И косвенных: через полную или частичную оплату расходов на научные исследования, страхование посевов и продукции, расходов на транспортировку (при госзакупках), строительство дорог и мостов в сельской местности. Имеют место и иные субсидии, выражающиеся в отсрочке платежей по кредитам, списании долгов государству, льготных либо беспроцентных кредитов и пр.[ 10].

В США число занятых на фермах менее 3 млн человек из 130 млн трудоспособного населения страны. Правительство не контролирует и не субсидирует цены на сельскохозяйственные ресурсы и процентную ставку по правительственным программам по аграрному кредиту.

Фермеры в сельском хозяйстве США не имеют льготной ставки подоходного налога, но большинство из них имеют низкий доход по сравнению с доходами в несельскохозяйственных отраслях и реально платят подоходный налог по минимальной ставке, принятой для всех налогоплательщиков. Однако фермеры имеют ряд других преимуществ: им разрешается уменьшать налогооблагаемую базу, вычитая не облагаемый налогом минимум или выплаты в социальные фонды. В США фермерским хозяйствам разрешается инвестировать до 25 % налогооблагаемой прибыли в приоритетные направления производственного развития без уплаты налога на вложенный капитал. К ним относятся почво- и водоохранные мероприятия, модернизация производства и хозяйственных объектов. Кроме того, они имеют возможность платить налог со среднего за три года дохода[ 5,с. 40].

В 2008 финансовом году инвестиции Всемирного банка в развитие сельского хозяйства и сельских регионов США составили 2 млрд. долларов (8 процентов от всего объема займов Банка) против 3,1 млрд долларов в 2007 финансовом году. Действия Всемирного банка нацелены на снижение рисков и уязвимости, повышение сельскохозяйственной производительности, обеспечение фермерам доступа к рынкам, создание добавочной стоимости, содействие созданию несельскохозяйственного дохода в сельской местности и отходу от сельского образа жизни, а также укрепление экологических служб и повышение экологической устойчивости [14] .

Бюджетные расходы США на сельское хозяйство сильно зависят от экономической ситуации. В годы кризисов они возрастают, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования заметно снижается. Но в любом случае единовременно используется сразу несколько экономических рычагов поддержки сельхозпроизводителя: платежи из бюджета, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных программ.

В последние годы большое внимание стало уделяться прямым иностранным инвестициям, которые, являются растущим источником инвестиций в сельское хозяйство в странах с низким и средним уровнями дохода. Однако объем прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство остается весьма незначительным по сравнению с внутренними инвестициями в сельское хозяйство . Средний годовой приток прямых инвестиций в сельское хозяйство, продовольственный сектор, а также во все сектора по годам представлен в таблице 1.3[11,с.126].

 

Таблица 1.3 -Средний годовой приток прямых инвестиций в сельское хозяйство, продовольственный сектор,  а также во все сектора

Информация о работе Основные источники инвестирования в сельское хозяйство Республики Беларусь