Строительство – это не только
процесс возведения зданий, но и научные
исследования, экспертизы, проектирование,
разработки, образование кадрового состава,
менеджмент рабочего процесса, решение
финансовых вопросов. Комплексное решение
этих вопросов упрощается при условии
централизованного управления с участием
государства.
Для проведения в жизнь мер
по развитию строительной отрасли необходим
эффективный механизм, поэтому целесообразно
наличие некоторого государственного
института, руководящего развитием строительства.
Спрос на инновации в строительной
отрасли сформировался еще в докризисный
период, это было обусловлено необходимостью
ускорения темпов и увеличением площадей
застроек. Суть модернизации строительной
отрасли заключается в переходе на производство
новых видов зданий, ускорении процесса
возведения строительных объектов, удешевления
стоимости этих проектов, повышении экономичности
и экологичности последующей эксплуатации
зданий. Необходима активизация внедрения
инновационных технологий в строительной
сфере, которая позволит перейти на технологии
возведения зданий, отвечающих современным
требованиям.
Таким образом, государственно-частное
партнерство стимулирует более активное
инвестирование в инновации.
Строительная сфера является
одной из перспективных и успешно развивающихся
отраслей экономики. Развитие этого сектора
осуществляется при государственной поддержке
в рамках реализации целевых федеральных
программ строительства новых объектов
производственного и непроизводственного
назначения, обеспечения жильем социально
незащищенных категорий населения, восстановления
и обновления краевой и областной инфраструктуры,
создания благоприятного финансового
и инвестиционного климата для малого
бизнеса. Как видно из работы, бизнес в
сфере строительства это не только 2,8 млн.
человек, занятых именно в строительной
сфере, но и огромное количество людей
работающих на производствах ,которые
обеспечивают всем необходимым этот сектор,
а именно строительные материалы, оборудование
, инструменты.
Следовательно,
численность предпринимателей в сфере
строительства не снизится, однако, исходя
из данных графиков (рис. 4; 5) можно
проследить, что количество организаций
в сфере строительства с частной формой
собственности к 2015 году будет увеличиваться,
а государственных и муниципальных, соответственно,
сокращаться .
Также из работы видно, что основными
факторами, сдерживающими деятельность
строительных организаций, являются:
- высокий уровень налогов
(на этот фактор указали 45% опрошенных
руководителей организаций);
- неплатежеспособность
заказчиков и конкуренция со
стороны других строительных
фирм (по 27%);
- высокая стоимость
материалов, конструкций, изделий (26%) и
недостаток финансирования (23%). [8]
Но, несмотря на все трудности,
в настоящее ведется активная работа
федеральных органов исполнительной власти
по внесению изменений в законодательство,
направленных на ликвидацию административных
барьеров в строительстве, улучшение инвестиционного
климата и совершенствование контрольно-надзорных
и разрешительных функций.
Список
используемых источников
1
. Асаул А. Н. Организация предпринимательской
деятельности. - СПб.: АНОИПЭВ, 2009. – 336с.
;
2.
Разу М.Л. Управление проектом. Основы
проектного управления .-М. КНО-РУС, 2010.
– 760 c. ;
3. Гражданский кодекс РФ 2013.
4. Материалы строительного
журнала «Переход к саморегулированию
строительной деятельности » // Журнал
Строительная орбита -2007- http://www.stroyorbita.ru/arhiv/0507/0507-04.htm
5. Белова В.В.
«Метод правового регулирования
и проблемы отраслевой дифференциации
права» // Журнал Вопросы экономики и права-2012г.
№43. – с. 67-69.
6. Распоряжение от 16 августа
2012 г. №1487-р// План мероприятий ("Дорожная
карта") "Улучшение предпринимательского
климата в сфере строительства"
7. Материалы строительного
журнала « Как разыграть «Дорожную
карту»
//Строительство-2013- http://rcmm.ru/content/topics/407.html
8. Материалы Федеральной
службы государственной статистики
«Предпринимательство , строительство»
// Росстат-2013-http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/building/
9. Федеральный
Закон от 08.02.98 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012 с изменениями,
вступившими в силу с 02.01.2013) "Об Обществах
с ограниченной ответственностью "
10. Федеральный закон"
О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей"
от 08.08.2001 N 129-ФЗ
11. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 16 августа 2012 года
№1487-р
12. Вишневская Г.П., Быстрова С.В. Опыт создания и
развития компании “Гермес-Москва”// Российское предпринимательство.- 2010 № 19.-c. 12-19;
13. Материалы Министерство
экономического развития РФ « Государственно-частное партнерство»//
Минэкономразвития РФ 2013 -http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/privgovpartnerdev/index
14. Головинов П.В., Метелев П.С.
К вопросу об экономическом содержании
инноваций // Экономика и предпринимательство .- 2013 № 69.-c. 2- 9;
15.Стягун
А.В., Мишулин Г.М. Кадровое делопроизводство
и управление персоналом // Кадровое дело.- 2012 № 41.-c. 22-29;
Рисунок 1- Динамика индекса
предпринимательской уверенности в строительстве
(в процентах)
На данном графике изображен индекс предпринимательской
уверенности в строительстве среднее
арифметическое балансов оценок портфеля
заказов и ожидаемого изменения численности
занятых, в процентах. Индекс предпринимательской
уверенности в III квартале 2013г. уменьшился
по сравнению со II кварталом 2013г. на 1 процентный
пункт и составил (-4%).
Повышение деловой активности в III квартале
2013г. наблюдалось в 20 субъектах Российской
Федерации. Результаты проведенного обследования
свидетельствуют, что в 22 из 80 субъектов
Российской Федерации, участвующих в обследовании,
индекс предпринимательской уверенности
выше, чем в среднем по России.
Основными факторами, сдерживающими
деятельность строительных организаций
в текущем году, являются высокий уровень
налогов (на этот фактор указали 45% опрошенных
руководителей организаций), неплатежеспособность
заказчиков и конкуренция со стороны
других строительных фирм (по 27%), высокая
стоимость материалов, конструкций, изделий
(26%) и недостаток финансирования (23%) [8].
Таблица 2- Прогнозные оценки
изменения основных показателей деятельности
строительных организаций, доля ответивших респондентов, в (% ) к
их количеству.
|
III квартал 2013г. по сравнению
со II кварталом 2013г. |
IV квартал 2013г. по сравнению
с III кварталом 2013г. (прогноз) |
увеличение |
без
изменения |
уменьшение |
увеличение |
без
изменения |
уменьшение |
Объем работ, выполняемых по виду
деятельности "Строительство" |
26 |
53 |
21 |
23 |
72 |
5 |
Численность занятых |
20 |
58 |
22 |
16 |
79 |
5 |
Обеспеченность собственными
финансовыми ресурсами |
18 |
61 |
19 |
17 |
78 |
5 |
Просроченная кредиторская
задолженность |
12 |
59 |
13 |
9 |
82 |
9 |
Просроченная дебиторская
задолженность |
13 |
61 |
12 |
9 |
84 |
7 |
Цены на строительно-монтажные
работы |
52 |
46 |
2 |
52 |
46 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
В данной таблице показаны прогнозные
оценки изменения основных показателей
деятельности строительных организаций,
доля ответивших респондентов, в (% ) к их
количеству, за 2013год. [8]
Рисунок 1- Динамика объема работ,
выполненных по виду деятельности
«строительство» в (%к среднемесячному
значению 2010г.)
Исходя из данных изображенных на графике
«Рисунок 1» видно, что объем выполненных
работ в строительстве в 2013 году снизился
по сравнению к предыдущим годам. Это связанно с резким спадом
объема строительных работ в 2009г. (на 13,2%)
однако тенденция роста объемов в 2010-2012г.
восстановилась.
Среднегодовой темп прироста
строительных работ в 2011г. и 2012г.
согласно данным Росстата составил 3,8%
, что заметно ниже среднегодового темпа
прироста в 2007-2008гг. (15,5%).
К концу 2011г. темпы прироста
объема строительных работ относительно
соответствующего периода 2010г. значительно
выросли, в IV квартале 2011г. прирост составил
9,1%.
Однако , начиная с 2012г. отмечается
некоторое замедление темпа прироста
строительных объемов, так в I квартале
он составил 5,0% к уровню соответствующего
периода 2011г., во II квартале – 4,6%, а в IV
квартале - 2,8%. Если I квартал 2013г. еще
характеризуется положительной динамикой
(прирост объемов строительства составил
0,6% по сравнению с I кварталом 2012г.), то
в январе-сентябре 2013г. наблюдается снижение
объемов строительства на 1,1% по сравнению
с соответствующим периодом прошлого
года. [8]
Рисунок 2- Количество действующих
строительных организаций по формам собственности
в Российской Федерации на 2013 год.
На данном графике отображено
количество действующих строительных
организаций по формам собственности
в Российской Федерации на 2013 год, где
четко прослеживается преобладание
строительных организаций с частной формой
собственности.
Рисунок 3- Изменение численности строительных
организаций в Рф , в период с 2000 года
по 2011 год .
На представленном графике
наблюдается тенденция снижения количества
государственных строительных компаний
в период 2000 года по 2011 год. Данные
приведены с сайта Федеральная служба государственной
статистики.[8] Кризисная ситуация 2009г. в российской
экономике негативно повлияла на функционирование
предприятий строительного комплекса.
Если в период докризисного роста
строительство развивалось быстрыми темпами,
то начиная со второй половины 2008 г. в отрасли
отмечается серьезный спад. За 2009 г. объем
строительных работ составил
85,9 % от уровня 2008 г. (по сравнению с общим
падением промышленного производства
за тот же период на 2,6 %). При этом
следует учитывать, что наступление спада
в отрасли было отсрочено вследствие большого
объема незавершенного строительства
(на начало 2010 г.он составлял 39,5 м2 жилья);
2010 г. хотя и принес определенные потери
в жилищном строительстве ( снижение
по сравнению с 2009 г. составило 2,4 %), однако
в данный период были развиты
предпосылки роста жилищного строительства,
который в 2011 г. составил 6,6 .
Дополнение
Рисунок 4- Прогноз численности
строительных организаций по формам собственности,
на 2015год
Рисунок 5- Анализ численности
строительных организаций по формам собственности,
до 2011года
Исходя из данных графиков
(рис. 4; 5) можно проследить, что количество
организаций в сфере строительства с частной
формой собственности к 2015 году будет
увеличиваться , а государственных и муниципальных
соответственно сокращаться , на что указывают
линии тренда.
2.2 Номративно-правовые
акты, регламентирующие предпринимательскую
деятельность в сфере строительство.
В Российской Федерации
бизнес в сфере строительства регулируется
следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституция Российской
Федерации;
- Федеральный закон Российской
Федерации ;
- Постановление Правительства
Российской Федерации;
- Градостроительный кодекс
Российской Федерации;
- Распоряжение Правительства
Российской Федерации;
Кроме Номративно-правовых
актов , в коммерческой деятельности в
сфере строительства имеются также и требования
при строительстве объектов.
Рассмотрим некоторые из них:
- строительство объектов должно
осуществляться на основании разрешения
на строительство;
- орган, выдавший разрешение
на строительство объекта, обязан направить
разрешение в орган государственного
строительного надзора;
- до начала строительства (реконструкции)
застройщик должен направить в Инспекцию
извещение о начале строительства, в процессе
строительства направлять извещения об
окончании видов работ, подлежащих проверке
в соответствии с программой проверок;
- строительство должно вестись
лицами, имеющими допуск к выполнению
работ, влияющих на безопасность объекта;
- строительство должно вестись
в соответствии с требованиями технических
регламентов и проектной документации,
прошедшей государственную экспертизу;
- при строительстве должен
вестись строительный контроль лиц, осуществляющих
строительство, результаты которого должны
быть зафиксированы в исполнительной
документации;
- при необходимости прекращения
работ или их приостановление более чем
на 6месяцев должна быть обеспечена консервация
объекта капитального строительства;
- по окончании строительства
объект должен иметь параметры, указанные
в разрешении на строительство;
- эксплуатация объекта, законченного
строительством, должна осуществляться
при наличии разрешения на ввод объекта
в эксплуатацию.
Номративно-правовые акты,
регламентирующие предпринимательскую
деятельность в сфере строительство