Строительство – это не только 
процесс возведения зданий, но и научные 
исследования, экспертизы, проектирование, 
разработки, образование кадрового состава, 
менеджмент рабочего процесса, решение 
финансовых вопросов. Комплексное решение 
этих вопросов упрощается при условии 
централизованного управления с участием 
государства.
Для проведения в жизнь мер 
по развитию строительной отрасли необходим 
эффективный механизм, поэтому целесообразно 
наличие некоторого государственного 
института, руководящего развитием строительства.
Спрос на инновации в строительной 
отрасли сформировался еще в докризисный 
период, это было обусловлено необходимостью 
ускорения темпов и увеличением площадей 
застроек. Суть модернизации строительной 
отрасли заключается в переходе на производство 
новых видов зданий, ускорении процесса 
возведения строительных объектов, удешевления 
стоимости этих проектов, повышении экономичности 
и экологичности последующей эксплуатации 
зданий. Необходима активизация внедрения 
инновационных технологий в строительной 
сфере, которая позволит перейти на технологии 
возведения зданий, отвечающих современным 
требованиям.
Таким образом, государственно-частное 
партнерство стимулирует более активное 
инвестирование в инновации.
     Строительная сфера является 
одной из перспективных и успешно развивающихся 
отраслей экономики. Развитие этого сектора 
осуществляется при государственной поддержке 
в рамках реализации целевых федеральных 
программ строительства новых объектов 
производственного и непроизводственного 
назначения, обеспечения жильем социально 
незащищенных категорий населения, восстановления 
и обновления краевой и областной инфраструктуры, 
создания благоприятного финансового 
и инвестиционного климата для малого 
бизнеса. Как видно из работы, бизнес в 
сфере строительства это не только 2,8 млн. 
человек, занятых именно в строительной 
сфере, но и огромное количество людей 
работающих на производствах ,которые 
обеспечивают всем необходимым этот сектор, 
а именно строительные материалы, оборудование 
, инструменты. 
      Следовательно, 
численность предпринимателей  в сфере 
строительства не снизится, однако, исходя 
из  данных графиков (рис.  4; 5) можно 
проследить, что количество  организаций 
в сфере строительства с частной формой 
собственности к 2015 году будет увеличиваться, 
а государственных и муниципальных, соответственно, 
сокращаться . 
Также из работы видно, что основными 
факторами, сдерживающими деятельность 
строительных организаций, являются:
-  высокий уровень налогов 
(на этот фактор указали 45% опрошенных 
руководителей организаций);
-  неплатежеспособность 
заказчиков и конкуренция со 
стороны других строительных 
фирм (по 27%);
-  высокая стоимость 
материалов, конструкций, изделий (26%) и 
недостаток финансирования (23%). [8]
Но, несмотря на все трудности, 
в настоящее  ведется активная работа 
федеральных органов исполнительной власти 
по внесению изменений в законодательство, 
направленных на ликвидацию административных 
барьеров в строительстве, улучшение инвестиционного 
климата и совершенствование контрольно-надзорных 
и разрешительных функций. 
 
 
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список 
используемых источников
1 
.  Асаул А. Н.  Организация предпринимательской 
деятельности. - СПб.: АНОИПЭВ, 2009. – 336с. 
;
2.  
Разу  М.Л. Управление проектом. Основы 
проектного управления .-М. КНО-РУС, 2010. 
– 760 c. ;
3. Гражданский кодекс РФ 2013.
4. Материалы строительного 
журнала «Переход к саморегулированию 
строительной деятельности » //  Журнал 
Строительная орбита -2007- http://www.stroyorbita.ru/arhiv/0507/0507-04.htm
5. Белова В.В. 
«Метод правового регулирования 
и проблемы отраслевой дифференциации 
права» // Журнал Вопросы экономики и права-2012г. 
№43. – с. 67-69.
6. Распоряжение от 16 августа 
2012 г. №1487-р// План мероприятий ("Дорожная 
карта") "Улучшение предпринимательского 
климата в сфере строительства"
 
7. Материалы строительного 
журнала «  Как разыграть «Дорожную 
карту»
 //Строительство-2013- http://rcmm.ru/content/topics/407.html
8. Материалы  Федеральной 
службы государственной статистики 
«Предпринимательство , строительство» 
// Росстат-2013-http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/building/
9. Федеральный  
Закон от 08.02.98 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012 с изменениями, 
вступившими в силу с 02.01.2013) "Об Обществах 
с ограниченной ответственностью "
10. Федеральный закон" 
О государственной регистрации юридических 
лиц и индивидуальных предпринимателей" 
от 08.08.2001 N 129-ФЗ
11. Распоряжение Правительства 
Российской Федерации от 16 августа 2012 года 
№1487-р
12. Вишневская Г.П., Быстрова С.В. Опыт создания и 
развития компании “Гермес-Москва”// Российское предпринимательство.-  2010 № 19.-c. 12-19;
13. Материалы  Министерство 
экономического развития РФ « Государственно-частное партнерство»// 
Минэкономразвития РФ 2013 -http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/privgovpartnerdev/index
14. Головинов П.В., Метелев П.С. 
К вопросу об экономическом содержании 
инноваций // Экономика и предпринимательство .-  2013 № 69.-c. 2- 9;
15.Стягун 
А.В., Мишулин Г.М. Кадровое  делопроизводство 
и управление персоналом // Кадровое дело.-  2012 № 41.-c. 22-29;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1- Динамика индекса 
предпринимательской уверенности в строительстве 
(в процентах)
На данном графике  изображен  индекс предпринимательской 
уверенности в строительстве среднее 
арифметическое балансов оценок портфеля 
заказов и ожидаемого изменения численности 
занятых, в процентах. Индекс предпринимательской 
уверенности в III квартале 2013г. уменьшился 
по сравнению со II кварталом 2013г. на 1 процентный 
пункт и составил (-4%).
         
Повышение деловой активности в III квартале 
2013г. наблюдалось в 20 субъектах Российской 
Федерации. Результаты проведенного обследования 
свидетельствуют, что в 22 из 80 субъектов 
Российской Федерации, участвующих в обследовании, 
индекс предпринимательской уверенности 
выше, чем в среднем по России.
         Основными факторами, сдерживающими 
деятельность строительных организаций 
в текущем году, являются высокий уровень 
налогов (на этот фактор указали 45% опрошенных 
руководителей организаций), неплатежеспособность 
заказчиков  и конкуренция со стороны 
других строительных фирм (по 27%), высокая 
стоимость материалов, конструкций, изделий 
(26%) и недостаток финансирования (23%) [8].
Таблица 2-  Прогнозные оценки 
изменения основных показателей деятельности 
строительных организаций, доля ответивших респондентов, в (% ) к 
их количеству. 
                                 
|   | 
  III квартал 2013г. по сравнению   
  со II кварталом 2013г.   | 
  IV квартал 2013г. по сравнению   
  с III кварталом 2013г. (прогноз)  | 
увеличение  | 
  без   
  изменения  | 
  уменьшение  | 
  увеличение  | 
  без   
  изменения  | 
  уменьшение  | 
Объем работ, выполняемых по виду   
   деятельности "Строительство"  | 
  26  | 
  53  | 
  21  | 
  23  | 
  72  | 
  5  | 
Численность занятых  | 
  20  | 
  58  | 
  22  | 
  16  | 
  79  | 
  5  | 
Обеспеченность собственными   
   финансовыми ресурсами  | 
  18  | 
  61  | 
  19  | 
  17  | 
  78  | 
  5  | 
Просроченная кредиторская   
   задолженность   | 
  12  | 
  59  | 
  13  | 
  9  | 
  82  | 
  9  | 
Просроченная дебиторская    
   задолженность  | 
  13  | 
  61  | 
  12  | 
  9  | 
  84  | 
  7  | 
Цены на строительно-монтажные   
   работы  | 
  52  | 
  46  | 
  2  | 
  52  | 
  46  | 
  2  | 
|   | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
 
 
В данной таблице показаны прогнозные 
оценки изменения основных показателей 
деятельности строительных организаций, 
доля ответивших респондентов, в (% ) к их 
количеству, за 2013год. [8]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1- Динамика объема работ, 
выполненных по виду деятельности  
«строительство» в (%к среднемесячному 
значению 2010г.)
Исходя из данных изображенных на графике 
«Рисунок 1»  видно, что объем  выполненных 
работ в строительстве в 2013 году снизился 
по сравнению к предыдущим годам. Это связанно с  резким  спадом  
объема строительных работ в 2009г. (на 13,2%) 
однако тенденция роста объемов в 2010-2012г. 
восстановилась.
 Среднегодовой темп прироста 
строительных работ в 2011г. и 2012г. 
согласно данным Росстата составил 3,8% 
, что заметно ниже среднегодового темпа 
прироста в 2007-2008гг. (15,5%).
К концу 2011г. темпы прироста 
объема строительных работ относительно 
соответствующего периода 2010г. значительно 
выросли, в IV квартале 2011г. прирост составил 
9,1%. 
Однако , начиная с 2012г. отмечается 
некоторое замедление  темпа прироста 
строительных объемов, так  в I  квартале 
он составил 5,0% к уровню соответствующего 
периода 2011г., во II квартале – 4,6%, а в IV 
квартале - 2,8%. Если  I квартал 2013г. еще 
характеризуется положительной динамикой 
(прирост объемов строительства составил 
0,6% по сравнению с I кварталом 2012г.), то 
в январе-сентябре 2013г. наблюдается снижение 
объемов строительства на 1,1% по сравнению 
с соответствующим периодом прошлого 
года. [8]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 2-  Количество действующих 
строительных организаций по формам собственности  
в Российской Федерации на 2013 год.
На данном графике отображено 
количество действующих строительных 
организаций по формам собственности  
в Российской Федерации на 2013 год, где 
четко прослеживается преобладание  
строительных организаций с частной формой 
собственности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 3-  Изменение численности строительных 
организаций в Рф , в период с 2000 года  
по  2011 год .
На  представленном графике 
наблюдается тенденция снижения количества 
государственных строительных компаний 
в период 2000 года  по  2011 год.  Данные 
приведены  с сайта  Федеральная служба государственной 
статистики.[8] Кризисная ситуация 2009г. в российской 
экономике негативно повлияла на функционирование 
предприятий  строительного  комплекса. 
Если в период  докризисного роста 
строительство развивалось быстрыми темпами, 
то начиная со второй половины 2008 г. в отрасли 
отмечается серьезный спад. За 2009 г. объем 
 строительных  работ  составил 
85,9 % от уровня 2008 г. (по сравнению с общим 
падением промышленного производства 
за тот же  период  на 2,6 %). При этом 
следует учитывать, что наступление спада 
в отрасли было отсрочено вследствие большого 
объема незавершенного строительства 
(на начало 2010 г.он составлял 39,5 м2 жилья); 
2010 г. хотя и принес определенные потери 
в жилищном строительстве ( снижение  
по сравнению с 2009 г. составило 2,4 %), однако 
в данный  период  были развиты 
предпосылки роста жилищного строительства, 
который в  2011  г. составил 6,6 .
 
                                           Дополнение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 4- Прогноз численности 
строительных организаций по формам собственности, 
на 2015год
 
 
Рисунок 5- Анализ  численности 
строительных организаций по формам собственности, 
до 2011года
Исходя из  данных графиков 
(рис.  4; 5) можно проследить, что количество  
организаций в сфере строительства с частной 
формой собственности к 2015 году будет 
увеличиваться , а государственных и муниципальных 
соответственно сокращаться , на что указывают 
линии тренда.
2.2  Номративно-правовые  
акты,  регламентирующие предпринимательскую 
деятельность в сфере строительство. 
В Российской Федерации  
бизнес в сфере строительства регулируется  
следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституция Российской 
Федерации;
- Федеральный закон Российской 
Федерации ; 
- Постановление Правительства 
Российской Федерации;
- Градостроительный кодекс 
Российской Федерации;
- Распоряжение Правительства 
Российской Федерации;
Кроме  Номративно-правовых  
актов , в коммерческой деятельности в 
сфере строительства имеются также и требования 
при строительстве объектов.
Рассмотрим некоторые из них:
- строительство объектов должно 
осуществляться на основании разрешения 
на строительство; 
- орган, выдавший разрешение 
на строительство объекта, обязан направить 
разрешение в орган государственного 
строительного надзора; 
- до начала строительства (реконструкции) 
застройщик должен направить в Инспекцию 
извещение о начале строительства, в процессе 
строительства направлять извещения об 
окончании видов работ, подлежащих проверке 
в соответствии с программой проверок; 
- строительство должно вестись 
лицами, имеющими допуск к выполнению 
работ, влияющих на безопасность объекта; 
- строительство должно вестись 
в соответствии с требованиями технических 
регламентов и проектной документации, 
прошедшей государственную экспертизу; 
- при строительстве должен 
вестись строительный контроль лиц, осуществляющих 
строительство, результаты которого должны 
быть зафиксированы в исполнительной 
документации; 
- при необходимости прекращения 
работ или их приостановление более чем 
на 6месяцев должна быть обеспечена консервация 
объекта капитального строительства; 
- по окончании строительства 
объект должен иметь параметры, указанные 
в разрешении на строительство; 
- эксплуатация объекта, законченного 
строительством, должна осуществляться 
при наличии разрешения на ввод объекта 
в эксплуатацию.
 
Номративно-правовые  акты,  
регламентирующие предпринимательскую 
деятельность в сфере строительство