Организационно-правовые формы предприятий:преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
Предпринимательская деятельность и ее особенности в сельском хозяйстве
Организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности: сущность, преимущества и недостатки
Зарубежный опыт функционирования основных организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности
ГЛАВА 2. Анализ и оценка организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций в Республике Беларусь
2.1 Сельское хозяйство Республики Беларусь: состав, место и роль в экономике. Основные технико-экономические показатель деятельности
2.2 Анализ функционирования основных организационно – правовых форм сельскохозяйственных организаций в Республике Беларусь
2.3 Проблемы функционирования основных организационно – правовых форм сельскохозяйственных организаций в Республике Беларусь
2.4 Направления развития основных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

вся.docx

— 256.58 Кб (Скачать)

Экономический риск как мощный фактор мотивации предпринимательской  и управленческой деятельности в  данном случае отсутствует. Кроме того, трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия. В соответствии с законодательством руководитель унитарного предприятия имеет широкий круг полномочий в отношении государственного имущества, включая самостоятельное управление финансовыми потоками и использование прибыли. При этом круг полномочий собственника определен исчерпывающим образом. Не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок, что затрудняет контроль финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия.

Еще одной основной проблемой унитарных  предприятий является отсутствие надлежащего  контроля над ними, что позволяет  руководству государственного унитарного предприятия преследовать свои собственные  интересы при проведении финансовой политики. Это ведет к таким  негативным явлениям, как увод активов, декапитализация, неадекватная инвестиционная политика, что в свою очередь обусловливает низкую эффективность, тяжелое финансовое положение или даже банкротство предприятия. Серьезным недостатком управления государственным унитарным предприятием является ориентация практически всех органов управления на административные методы воздействия.

 

    1. Направления развития основных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве

 

  1. Доводом в пользу выделения фермерского хозяйства обыкновенно называют защиту семейного бизнеса от недружественного поглощения. Однако этот довод не имеет глубокой аргументированной базы. Если гражданин единолично организует фермерское хозяйство, он столь же безопасно может организовать бизнес и в форме унитарного предприятия, а затем реорганизовать его в общество или товарищество в случае вхождения новых членов. Если фермерское хозяйство организуется несколькими лицами, они могли бы сразу зарегистрировать хозяйственное товарищество, общество или артель, избрав конкретную форму в зависимости от того, насколько фидуциарны их отношения. Поэтому российское, украинское и польское законодательства и выделяют фермерское хозяйство как коммерческое объединение граждан без образования юридического лица, как простое товарищество. Подобная конструкция позволяет гражданам пользоваться преимуществами организации бизнеса как у юридического лица, пользуясь при этом упрощенным порядком регистрации и упрощенной схемой бухгалтерского учета. Такая модель, как представляется авторам, более приемлема для мелкого семейного бизнеса в деревне. Учитывая, что в деревне отнюдь не всегда доступны качественная помощь юриста, бухгалтера, аудитора, а потому схемы ведения бизнеса на земле, способствующего развитию сельскохозяйственного производства, следовало бы упростить, сопровождая этот процесс повышением уровня правового образования, правового воспитания и правовой культуры деревенского населения.

Полагаем, что белорусскому законодателю стоило бы учесть опыт коллег из соседних стран, так как это  вполне отвечает тем основным направлениям внутренней политики, которые были сформулированы Президентом во время  Обращения к Белорусскому народу и Парламенту.

2.Существует потребность  внести поправку в Закон «О  крестьянских (фермерских) хозяйствах»  - исключение пункта в уставе, где необходимо указать Главу  фермерского хозяйства. Полагаем, что это требование не целесообразно,  поскольку смена руководителя  повлечет для фермерского хозяйства  необходимость в месячный срок произвести регистрацию изменений в учредительный документ. Учитывая незначительное число членов фермерского хозяйства и уровень благосостояния и доходов деревенского населения, считаем не соответствующим принципу минимизации расходов при ведении сельскохозяйственного производства норму, которая потенциально будет служить источником незапланированных организационных потерь и денежных трат для фермерского хозяйства.

3.Законодателю следовало  бы в п.2 ст.8 Закона предусмотреть  также и случай, когда умершему члену фермерского хозяйства наследуют несовершеннолетние (недееспособные) члены его семьи. Полагаем, что в случае недееспособности по возрасту дети должны пользоваться правами тех лиц, которые перечислены в нынешней редакции п.2 ст.8, а лица, признанные недееспособными, должны незамедлительно получать установленную компенсацию, если иное не будет устанавливаться уставом фермерского хозяйства.

4. В Примерном уставе необходимо установить время, в течение которого распределяется прибыль колхоза пропорционально взносам. Подлежит ли распределению пропорционально взносам имущество колхоза при его ликвидации? Все эти вопросы требуют разрешения.

Представляется необходимым закрепить  в законодательстве наряду с государственной  и частной коллективную форму  собственности, к которой отнести  собственность общественных, религиозных  организаций, а так же колхозов.

5.Особенности правового регулирования  имущественных отношений колхозов носят противоречивый характер, ухудшают их правовое положение по сравнению с положением иных производственных кооперативов. Поэтому первым шагом к реформированию должно стать внесение в законодательство изменений, обеспечивающих приведение статуса колхозов к «общему знаменателю» со всеми хозяйствующими субъектами данной организационно-правовой формы. Производственные кооперативы, будь то сельскохозяйственные (колхозы) или другие, должны быть поставлены в равные условия хозяйствования. В этом случае реформы, направленные на оздоровление экономики в целом, принесут и для них положительный результат.

О возможных путях реорганизации  колхозов высказываются различные  мнения, например, что необходимо приравнять выходящего участника кооператива (в части неделимого фонда) к ассоциированному члену, т. е. выделить его долю в 1 неделимом имуществе, перенеся ее на обычное паевое имущество. Возможно возвращение бывшему участнику, по усмотрению общего собрания, либо компенсации, либо имущества, внесшего трудовым вкладом бывшего участника в неделимый фонд, но со сроком более длительным, чем в обычном порядке (например, в течение 3-х лет).

В данном случае имущество коллективной собственности, по сути, предлагается приравнять к обычной частной собственности с указанными особенностями.

Возможен и другой путь, не исключающий  первый: сохранение за бывшим членом колхоза, участвовавшим в создании неделимого фонда, права на управление. Второй путь больше стыкуется с позицией гражданского законодательства, но менее привлекателен для бывшего члена колхоза, так что следует также сохранить и право на дивиденды с учетом особенности распределения прибыли в колхозе.

Указанное выше касается только неделимого фонда, поскольку на остальное имущество распространяется режим обычной частной собственности.

Особенностью колхоза, модель которого установлена в Примерном уставе колхоза (сельскохозяйственного кооператива), является, как уже указывалось, перевод  практически всего имущества  организации в разряд неделимого фонда.

На наш взгляд, имеет значение факт участия члена колхоза в  формировании неделимого фонда. В этом случае к нему может быть применено одно из правил, которые предлагаются выше.

6. Предложим общие направления улучшения функционирования унитарных предприятий:

  • совершенствование управления унитарными предприятиями, остающимися в прежней организационно-правовой форме (которое выразится в повышении эффективности и прозрачности их деятельности), и регулирования их деятельности со стороны органов власти:

- анализ соответствия  деятельности унитарного предприятия  своим функциям, а также поставленным  целям и задачам;

- анализ эффективности  работы предприятия.

  • сокращение числа унитарных предприятий путем их реорганизации, деятельность которых не приносит прибыль, либо не приводит к требуемым результатам;
  • реформированием унитарных предприятий, т.е. изменение принципов функционирования, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также меры государственной поддержки указанных изменений;
  • усовершенствование законодательной базы.

 

Но не смотря на существующие проблемы функционирования организационно-правовых форм осуществляющих предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве Республики Беларусь сельскохозяйственные предприятия занимают большую роль в развитии агропромышленного комплекса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях рыночной системы  хозяйствования в отличие от плановой, предприятие стремится производить  те товары и оказывать те услуги, которые приносят ему наибольшую прибыль. Последнее зависит, с одной  стороны, от правильности установления спроса на те товары, которые может производить предприятие, а с другой - от его производительности в целом, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.д. На практике это означает, что каждое предприятие в силу объективных и субъективных причин должно искать свой путь развития, свою организацию и свои формы хозяйствования.

Согласно ГК РБ основными  организационно-правовыми формами  хозяйствования сельскохозяйственных организаций являются: производственные кооперативы, государственные унитарные предприятия (основанные на праве оперативного управления и основанные на праве хозяйственного ведения), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Все они способствуют эффективному функционированию сельского хозяйства в целом, а также решению многих социальных проблем. Вместе с тем анализ специальной зарубежной литературы по предпринимательству и организации бизнеса показывает, что каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки в зависимости от производственно-экономической специфики хозяйства, его отраслевой принадлежности, демографических условий в регионе, культурных традиций данной страны и т.д.

Основу сельского хозяйства  составляют сельскохозяйственные производственные кооперативы и сельскохозяйственные унитарные предприятия, в основном переименованные и действующие на рыночной основе с активной государственной поддержкой. На их долю приходится 99,6% производства льноволокна, 98,6% сахарной свёклы, 93,6% зерна, 86,8% мяса, 86,5% молока, 67,7% яиц, 12,9% овощей, 11,1% картофеля, 7% шерсти. Фермерские хозяйства (личные хозяйства, оформленные как юридические лица) не играют большой роли и производят 6,1% овощей, 4,3% шерсти, 2% картофеля, 1,4% зерна и сахарной свёклы, 0,5% мяса.

В целом наблюдается рост производства сельскохозяйственной продукции всеми организационно-правовыми формами: на 24% в колхозах и совхозах и на 62% в К(Ф)Х. Это произошло за счет увеличения производства продукции растениеводства и животноводства на 16% и 30% в сельскохозяйственных кооперативах и сельскохозяйственных коммунальных предприятиях соответственно, а также на 71% и 23% соответственно в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Поголовье скота и птицы также увеличиваются, но с невысокими темпами.

Существует множество  причин, которые тормозят развитие сельскохозяйственных производственных кооперативов, сельскохозяйственных унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и не дают занять большие границы. К основным из них относятся несовершенство организационно-правовой базы, отсутствие финансовых средств для развития хозяйств и ограниченные возможности привлечения инвестиций, недостаточная государственная поддержка, диспаритет цен, а также низкое плодородие земель, выделяемых фермерам; недостаточный уровень профессиональной подготовки большинства фермеров.

Основной проблемой функционирования такой организационно-правовой формы  хозяйствования как сельскохозяйственные производственные кооперативы является проблема форм собственности - это проблема отдаленности лица, формирующего имущество (точнее, участника), от последующего прямого или косвенного владения, пользования и распоряжения им.

Основными проблемами функционирования сельскохозяйственных унитарных предприятий является неэффективное управление, отсутствие надлежащего контроля над ними, что позволяет руководству государственного унитарного предприятия преследовать свои собственные интересы при проведении финансовой политики.

Первым шагом к реформированию сельскохозяйственных кооперативов должно стать внесение в законодательство изменений, обеспечивающих приведение статуса колхозов к «общему знаменателю» со всеми хозяйствующими субъектами данной организационно-правовой формы. Производственные кооперативы, будь то сельскохозяйственные (колхозы) или другие, должны быть поставлены в равные условия хозяйствования. В этом случае реформы, направленные на оздоровление экономики в целом, принесут и для них положительный результат.

Решить многие проблемы крестьянских (фермерских) хозяйств призвана «Программа развития фермерских хозяйств на 2011-2015 годы».

Основными направления улучшения  деятельности унитарных предприятий является их реформирование, т.е. изменение принципов функционирования, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также меры государственной поддержки указанных изменений, а также усовершенствование имеющейся законодательной базы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алейников, А. Н. Предпринимательская деятельность: учеб.- практ. пособие / А. Н.  Алейников. – Москва: Новое знание, 2004. - 304 с.
  2. Балацкий, Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования / Е. Балацкий // Экономист. – 2001, № 4.- С. 45-54.
  3. Веленто, И. И. Колхоз как субъект права собственности / И. И.  Веленто // Весник ГРДУ серия 4 № 2, 2010. – С. 46-50.
  4. Врублевский, Б. И., Врублевский, В. Б. Основы предпринимательства: Учебник /  Врублевский, Б. И., Врублевский, В. Б. – Гомель: ЧУП «Центр научно технических услуг «Развитие», 2005. – С. 8-52.
  5. Гражданский  кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З, с изменениями и дополнениями в соответствии с Законом  Республики Беларусь от 16.07.2010 N 172-З, от 10.01.2011 № 241-З (Национальный реестр правовых  актов  Республики  Беларусь, 2008 г.,  №  157, 2/1444). - Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. - С. 3- 85.
  6. Дмитрук, В.Н. Фермерское хозяйство Республики Беларусь: организация, правовой статус, отношения собственности /В.Н. Дмитрук. - Минск: Дикта, 2007. - С. 58.
  7. Жудро, М. К. Экономика организации АПК / М. К.  Жудро. – Минск: «ИВЦ «Минфина», 2010.  – С. 183 – 226.
  8. Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 18 февраля 1991 г., введенный в действие постановлением Верховного Совета от 22 февраля 1991 г. с дополнениями и изменениями в соответствии с Законом  Республики  Беларусь от 9 июля  2007  г.  №  247-З / Национальный  реестр  правовых  актов  Республики  Беларусь. - Минск: Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. - 46 с. 
  9. Запольский, М. И.  Кооперация и интергация в аграрном секторе экономики Беларуси / М. И. Запольский. - Минск: «Институт экономики НАН Беларуси» Центр аграрной экономики, 2008. – С. 93 – 128.
  10. Кацубо, С. П. Аграрное и земельное право: пособие для студентов специальностей 1-250107 «Экономика и управление в отраслях» дневной и заочной форм обучения / С.П. Кацубо. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2007. – С. 91.
  11. Кириенко, Н. В. - администрирование малых и средних предприятий / Н. В. Кириенко, Т. И. Кислая. – Минск: «Современная школа», 2011. – С. 11 – 109.
  12. Кузьмич, И. П. Сельскохозяйственный производственный кооператив как организационно-правовая форма ведения сельскохозяйственного производства: дис… канд. юрид. наук: 12.00.06 / И.П. Кузьмич. - Минск: ИГП НАН Беларуси, 2002. - 122 с.
  13. Лапуста, М. Г., Малое предпринимательство / М.Г.  Лапуста, Ю. Л. Старостин. - 2-изд. перераб. и дополн. - Москва: ИНФРА-М, 2007. – 555 с.
  14. Лещеловский, П. В. Основы агробизнеса: Учеб. пособие / Лещеловский, П. В., Чеканов, В. С., Мозоль А. В.  и др; Под. Общ. ред. Лещеловский, П. В. – Минск: БГЭУ, 2005. – С. 8 – 11.
  15. Мазоль,  С. И. Экономика малого бизнеса / С. И.  Мазоль. – Минск: Экоперспектива, - 2004. – С. 11-111.
  16. Максимцов, М.М.,  Менеджмент малого бизнеса. / М.М. Максимцов, В.Я. Горфинкель. - Москва: Вузовский учебник, 2007. - 269 с.
  17. Мясникович, М. Мелкотоварные формы хозяйствования в АПК Республики Беларусь / М.Мясникович, Л. Корбут // Аграрная экономика.-2010, № 8.- С. 2- 11.
  18. Указ Президента Республики Беларусь 2 февраля 2001 г., № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001, № 15. - 1/ 2020.
  19. Положение   о   государственной  регистрации   и  ликвидации (прекращении  деятельности)  субъектов  хозяйствования, утвержденное Декретом   Президента   РБ  от  16.03.1999  №  11  «Об  упорядочении государственной  регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов   хозяйствования», в редакции  Декрета Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 19 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2008. - № 209, 1/9949.- 23 с.
  20. Попов, Н. А., Предпринимательство в агропромышленном комплексе: Учебник. / Н. А. Попов, В. Р.   Захарьин. - Москва: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2001. – С. 8-268.
  21. Скловский, К.И. Собственность в гражданском праве: учеб. -практ. пособ. / К.И. Скловский. - 2-еизд. - Москва: Дело, 2000. - 512 с.
  22. Ушачев, И. Социально-экономические проблемы развития малых форм хозяйствования на селе / И. Ушачев // АПК: экономика, управление. - 2011, №1.- С. 3-9.
  23. Статистический сборник Сельское хозяйство Республики Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь.- Минск, 2011. – С. 44-200.
  24. Шеховцов, А. законодательство и развитие малого предпринимательства в России / А. Шеховцов // Вопросы экономики. – 2001. - №4. – С. 84 – 91.
  25. Интернет-портал [Электронный ресурс] /Сельское хозяйство Беларуси.– Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сельское_хозяйство_Беларуси. – Дата доступа: 12.11.2011.
  26. Интернет-портал [Электронный ресурс] / Открытие и ведение бизнеса в Великобритании. – Режим доступа: http:// www.lawfirmuk.net. – Дата доступа: 15.11.2011.
  27. Интернет-портал [Электронный ресурс] / Открытие и ведение бизнеса в США. – Режим доступа: http:// www.openbusiness.ru. – Дата доступа: 15.11.2011.

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий:преимущества и недостатки