Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:11, курсовая работа
Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства).
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
Предпринимательская деятельность и ее особенности в сельском хозяйстве
Организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности: сущность, преимущества и недостатки
Зарубежный опыт функционирования основных организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности
ГЛАВА 2. Анализ и оценка организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций в Республике Беларусь
2.1 Сельское хозяйство Республики Беларусь: состав, место и роль в экономике. Основные технико-экономические показатель деятельности
2.2 Анализ функционирования основных организационно – правовых форм сельскохозяйственных организаций в Республике Беларусь
2.3 Проблемы функционирования основных организационно – правовых форм сельскохозяйственных организаций в Республике Беларусь
2.4 Направления развития основных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Экономический риск как мощный фактор мотивации предпринимательской и управленческой деятельности в данном случае отсутствует. Кроме того, трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия. В соответствии с законодательством руководитель унитарного предприятия имеет широкий круг полномочий в отношении государственного имущества, включая самостоятельное управление финансовыми потоками и использование прибыли. При этом круг полномочий собственника определен исчерпывающим образом. Не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок, что затрудняет контроль финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия.
Еще одной основной проблемой унитарных предприятий является отсутствие надлежащего контроля над ними, что позволяет руководству государственного унитарного предприятия преследовать свои собственные интересы при проведении финансовой политики. Это ведет к таким негативным явлениям, как увод активов, декапитализация, неадекватная инвестиционная политика, что в свою очередь обусловливает низкую эффективность, тяжелое финансовое положение или даже банкротство предприятия. Серьезным недостатком управления государственным унитарным предприятием является ориентация практически всех органов управления на административные методы воздействия.
Полагаем, что белорусскому законодателю стоило бы учесть опыт коллег из соседних стран, так как это вполне отвечает тем основным направлениям внутренней политики, которые были сформулированы Президентом во время Обращения к Белорусскому народу и Парламенту.
2.Существует потребность
внести поправку в Закон «О
крестьянских (фермерских) хозяйствах»
- исключение пункта в уставе,
где необходимо указать Главу
фермерского хозяйства.
3.Законодателю следовало бы в п.2 ст.8 Закона предусмотреть также и случай, когда умершему члену фермерского хозяйства наследуют несовершеннолетние (недееспособные) члены его семьи. Полагаем, что в случае недееспособности по возрасту дети должны пользоваться правами тех лиц, которые перечислены в нынешней редакции п.2 ст.8, а лица, признанные недееспособными, должны незамедлительно получать установленную компенсацию, если иное не будет устанавливаться уставом фермерского хозяйства.
4. В Примерном уставе необходимо установить время, в течение которого распределяется прибыль колхоза пропорционально взносам. Подлежит ли распределению пропорционально взносам имущество колхоза при его ликвидации? Все эти вопросы требуют разрешения.
Представляется необходимым
5.Особенности правового
О возможных путях реорганизации колхозов высказываются различные мнения, например, что необходимо приравнять выходящего участника кооператива (в части неделимого фонда) к ассоциированному члену, т. е. выделить его долю в 1 неделимом имуществе, перенеся ее на обычное паевое имущество. Возможно возвращение бывшему участнику, по усмотрению общего собрания, либо компенсации, либо имущества, внесшего трудовым вкладом бывшего участника в неделимый фонд, но со сроком более длительным, чем в обычном порядке (например, в течение 3-х лет).
В данном случае имущество коллективной собственности, по сути, предлагается приравнять к обычной частной собственности с указанными особенностями.
Возможен и другой путь, не исключающий первый: сохранение за бывшим членом колхоза, участвовавшим в создании неделимого фонда, права на управление. Второй путь больше стыкуется с позицией гражданского законодательства, но менее привлекателен для бывшего члена колхоза, так что следует также сохранить и право на дивиденды с учетом особенности распределения прибыли в колхозе.
Указанное выше касается только неделимого фонда, поскольку на остальное имущество распространяется режим обычной частной собственности.
Особенностью колхоза, модель которого
установлена в Примерном уставе
колхоза (сельскохозяйственного
На наш взгляд, имеет значение факт участия члена колхоза в формировании неделимого фонда. В этом случае к нему может быть применено одно из правил, которые предлагаются выше.
6. Предложим общие направления улучшения функционирования унитарных предприятий:
- анализ соответствия
деятельности унитарного
- анализ эффективности работы предприятия.
Но не смотря на существующие проблемы функционирования организационно-правовых форм осуществляющих предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве Республики Беларусь сельскохозяйственные предприятия занимают большую роль в развитии агропромышленного комплекса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной системы
хозяйствования в отличие от плановой,
предприятие стремится
Согласно ГК РБ основными
организационно-правовыми
Все они способствуют эффективному функционированию сельского хозяйства в целом, а также решению многих социальных проблем. Вместе с тем анализ специальной зарубежной литературы по предпринимательству и организации бизнеса показывает, что каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки в зависимости от производственно-экономической специфики хозяйства, его отраслевой принадлежности, демографических условий в регионе, культурных традиций данной страны и т.д.
Основу сельского хозяйства составляют сельскохозяйственные производственные кооперативы и сельскохозяйственные унитарные предприятия, в основном переименованные и действующие на рыночной основе с активной государственной поддержкой. На их долю приходится 99,6% производства льноволокна, 98,6% сахарной свёклы, 93,6% зерна, 86,8% мяса, 86,5% молока, 67,7% яиц, 12,9% овощей, 11,1% картофеля, 7% шерсти. Фермерские хозяйства (личные хозяйства, оформленные как юридические лица) не играют большой роли и производят 6,1% овощей, 4,3% шерсти, 2% картофеля, 1,4% зерна и сахарной свёклы, 0,5% мяса.
В целом наблюдается рост производства сельскохозяйственной продукции всеми организационно-правовыми формами: на 24% в колхозах и совхозах и на 62% в К(Ф)Х. Это произошло за счет увеличения производства продукции растениеводства и животноводства на 16% и 30% в сельскохозяйственных кооперативах и сельскохозяйственных коммунальных предприятиях соответственно, а также на 71% и 23% соответственно в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Поголовье скота и птицы также увеличиваются, но с невысокими темпами.
Существует множество причин, которые тормозят развитие сельскохозяйственных производственных кооперативов, сельскохозяйственных унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и не дают занять большие границы. К основным из них относятся несовершенство организационно-правовой базы, отсутствие финансовых средств для развития хозяйств и ограниченные возможности привлечения инвестиций, недостаточная государственная поддержка, диспаритет цен, а также низкое плодородие земель, выделяемых фермерам; недостаточный уровень профессиональной подготовки большинства фермеров.
Основной проблемой
Основными проблемами функционирования сельскохозяйственных унитарных предприятий является неэффективное управление, отсутствие надлежащего контроля над ними, что позволяет руководству государственного унитарного предприятия преследовать свои собственные интересы при проведении финансовой политики.
Первым шагом к реформированию сельскохозяйственных кооперативов должно стать внесение в законодательство изменений, обеспечивающих приведение статуса колхозов к «общему знаменателю» со всеми хозяйствующими субъектами данной организационно-правовой формы. Производственные кооперативы, будь то сельскохозяйственные (колхозы) или другие, должны быть поставлены в равные условия хозяйствования. В этом случае реформы, направленные на оздоровление экономики в целом, принесут и для них положительный результат.
Решить многие проблемы крестьянских (фермерских) хозяйств призвана «Программа развития фермерских хозяйств на 2011-2015 годы».
Основными направления улучшения деятельности унитарных предприятий является их реформирование, т.е. изменение принципов функционирования, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также меры государственной поддержки указанных изменений, а также усовершенствование имеющейся законодательной базы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий:преимущества и недостатки