Организационно-правовые формы предприятий:преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
Предпринимательская деятельность и ее особенности в сельском хозяйстве
Организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности: сущность, преимущества и недостатки
Зарубежный опыт функционирования основных организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности
ГЛАВА 2. Анализ и оценка организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций в Республике Беларусь
2.1 Сельское хозяйство Республики Беларусь: состав, место и роль в экономике. Основные технико-экономические показатель деятельности
2.2 Анализ функционирования основных организационно – правовых форм сельскохозяйственных организаций в Республике Беларусь
2.3 Проблемы функционирования основных организационно – правовых форм сельскохозяйственных организаций в Республике Беларусь
2.4 Направления развития основных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

вся.docx

— 256.58 Кб (Скачать)
    1. Проблемы функционирования основных организационно – правовых форм сельскохозяйственных организаций в Республике Беларусь

 

Существует множество  причин, которые тормозят развитие сельскохозяйственных производственных кооперативов, сельскохозяйственных унитарных  предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и не дают занять большие  границы. К основным из них относятся несовершенство организационно-правовой базы, отсутствие финансовых средств для развития хозяйств и ограниченные возможности привлечения инвестиций, недостаточная государственная поддержка, диспаритет цен, а также низкое плодородие земель, выделяемых фермерам; недостаточный уровень профессиональной подготовки большинства фермеров.

  1. Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 18 февраля 1991 г., введенный в действие постановлением Верховного Совета от 22 февраля 1991 г. с дополнениями и изменениями в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 июля 2007  г. № 247-З (Национальный  реестр  правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 170, 2/1344), который является основой в регулировании крестьянских (фермерских) хозяйств однозначно, в соответствии с п. 2 ст.46 Гражданского кодекса, называет фермерское хозяйство самостоятельной организационно-правовой формой коммерческой организации. Этот подход белорусского законодателя, относящего фермерское хозяйство к юридическим лицам, не находит поддержки у соседей. Пункт 2 ст.50 Гражданского кодекса России не называет фермерское хозяйство среди форм юридических лиц, а п.3 ст.1 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» подчеркивает, что «фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица». Украинский законодатель также не выделяет фермерское хозяйство в отдельную организационно-правовую форму (ст.81, 84 Гражданского кодекса Украины). Не упоминается фермерское хозяйство как самостоятельная организационно-правовая форма и в польском законодательстве (§2 ст.1 Кодекса о хозяйственных обществах Республики Польша , §2 ст.5 Торгового кодекса Республики Польша).

Существуют обоснованные доводы против признания фермерского  хозяйства обособленной организационно-правовой формой. Если в основу разделений хозяйственных  товариществ и обществ, а также  унитарных предприятий и производственных кооперативов (артелей) положен критерий характера отношений учредителей  между собой и с организуемым юридическим лицом, то очевидно, что  фермерское хозяйство выделено по другим критериям. Ими стали предмет деятельности и состав членов. Однако сельскохозяйственным производством могут заниматься и юридические лица других организационно-правовых форм. Члены одной семьи, которые только и могут быть членами фермерского хозяйства, могут совместно организовывать и другие организационно-правовые формы юридических лиц [8].

2.Также если рассмотреть  требования к уставу, обращает  на себя внимание, нетипичное  для других организационно-правовых  форм, указание на необходимость  назвать в уставе руководителя  фермерского хозяйства – его  Главу. Полагаем, что это требование  не целесообразно, поскольку смена  руководителя повлечет для фермерского  хозяйства необходимость в месячный  срок произвести регистрацию изменений в учредительный документ.

3. К одной из проблем  организационно-правовой формы К(Ф)Х является то, что членами фермерского хозяйства могут являться только граждане, которые являются членами одной семьи и являются дееспособными, то есть или достигли 18-летнего возраста, или вступили в законный брак, или эмансипированы и не признаны судом недееспособными. Семейные связи при этом определяются в соответствии с брачно-семейным законодательством. Статья 59 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье называет членами семьи лиц, которые находятся в отношениях брака, родства и усыновления. Под родством при этом следует понимать отношения близкого родства, перечисленные в ст.8 Закона и ст.60 указанного Кодекса. Но следует помнить, что при условии ведения общего хозяйства и одновременно с этим – совместного проживания – другие родственники, иждивенцы, а в исключительных случаях и другие граждане, могут быть признаны судом членами семьи. Именно так следует трактовать круг лиц, которые могут быть членами одного фермерского хозяйства.

Кроме семейных уз, членов фермерского  хозяйства объединяет обязанность  личным трудом принимать участие  в деятельности фермерского хозяйства. Однако законодательство предусматривает  случаи, когда отсутствие личного  трудового участия может не являться основанием для исключения лица из состава числа членов фермерского хозяйства. Эти случаи перечислены в п.2 ст.8 Закона о крестьянских (фермерских) хозяйствах. Следует обратить внимание на структуру нормы права, определяющей случаи, когда гражданин, несмотря на отсутствие личного трудового участия, остается членом фермерского хозяйства. Эта норма предполагает диспозитивность в том плане, что круг этих случаев может быть сужен уставом фермерского хозяйства, однако устав не может предусматривать дополнительные основания, по которым гражданин сохраняет членство, не принимая личного трудового участия в деятельности фермерского хозяйства [8, c.46].

4.Правовое регулирование статуса  производственных кооперативов  в Республике Беларусь носит  противоречивый характер. При этом  возникает множество как теоретических, так и сугубо практических правовых проблем.

Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет статус производственных кооперативов вообще, а Примерный Устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), который утвержден Указом Президента Республики Беларусь № 49 от 2 февраля 2001 г. [18], регулирует деятельность колхозов в частности. В этих нормативных актах имеются противоречия. На лицо ситуация, когда юридические лица, принадлежащие к одной организационно-правовой форме, имеют различный правовой статус. Анализ названных нормативных актов ставит на повестку дня вопрос о форме собственности колхоза: относится колхоз к частной собственности или к коллективной?

Проблема форм собственности - это проблема отдаленности лица, формирующего имущество (точнее, участника), от последующего прямого или косвенного владения, пользования и распоряжения им.

Признаком коллективного вида собственности является полный отрыв участника от собственности, т. е. потеря чувства собственности, которое в гражданском праве описывается посредством различного сочетания квадриады признаков: право управления, право на дивиденды, право на ликвидационную квоту, а также право на выделение своей доли при выходе участника. Отсутствие права на выход из состава юридического лица вместе со своей долей - обязательный признак для коллективной собственности, а остальные - отсутствие права на управление, права на дивиденды и права на ликвидационную квоту - дополнительные признаки. В соответствии с Примерным уставом колхоз - это сельскохозяйственный производственный кооператив, то есть коммерческая организация, созданная гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также иной не запрещенной законодательством деятельности. При этом законодательство не запрещает коммерческим организациям, в том числе и колхозам, заниматься любой хозяйственной деятельностью. Таким образом, если производственный кооператив находится в сельской местности и наравне с оказанием услуг и торговлей занимается деятельностью, например, по производству и сбыту картофеля, то трудно определить, колхоз это или нет.

Более того, эта грань носит оценочный  характер, объективно невозможно определить, колхоз ли перед нами или обычный  производственный кооператив.

Статья 48 ГК гласит, что в учредительных  документах юридического лица должны содержаться, помимо установленных  ГК, другие сведения, предусмотренные  законодательством о юридических  лицах соответствующего вида.

Вместе с тем ГК не дает определения  «вид юридического лица». Относительно понятия вида юридического лица в  литературе имеется несколько мнений. По мнению одних, юридические лица можно  классифицировать на виды как по модели отношений собственности между  учредителями, так и по целям деятельности, и порядку получения прибыли. Колхозы, как таковые, особо не выделены в ГК ни при делении юридических лиц по признаку права собственности на имущество, ни по признаку коммерческих-некоммерческих. Вторая позиция состоит в том, что термин «вид юридического лица» идентичен термину «организационно-правовая форма юридического лица». Таким образом, в соответствии с этой точкой зрения колхоз является видом производственного кооператива.

Однако Примерный устав колхоза, не только дополняет ГК применительно  к регулированию деятельности таких  кооперативов, как колхозы, но и выражающие несколько иные принципиальные подходы, нежели нормы ГК.

Так, п. 2 ст. 108 ГК требует указания в уставе производственного кооператива  размера паевых взносов, вносимых членами  кооператива и порядка их внесения, Примерный устав не содержит таких  норм.

Примерный устав иначе регулирует вопросы распределения прибыли  между членами колхоза. С одной  стороны, он наделяет общее собрание членов колхоза правом устанавливать  порядок распределения прибыли (доходов) и убытков между членами колхоза, с другой стороны. В п. 12.3 устава определено, что член колхоза имеет право  получать в колхозе долю дохода (прибыли) или продукции, подлежащих распределению  на его денежные и имущественные  взносы. Таким образом, в отличие  от обычного производственного кооператива, в колхозе прибыль распределяется между членами пропорционально  внесенному паю, прибыль колхоза  автоматически превращается во взносы члена колхоза, увеличивающие его  пай. Негативным моментом является обстоятельство, что в Примерном уставе не урегулирована возможность для иного порядка распределения прибыли.

В Примерном уставе в п. 23.3 установлены  правила, в соответствии с которыми колхоз имеет право привлекать при  необходимости на добровольной основе денежные и имущественные взносы членов колхоза, юридических и физических лиц по решению общего собрания (собрания уполномоченных) членов колхоза и  распределять часть доходов или  продукции пропорционально размерам этих взносов. Однако правовой режим данных взносов не определен, так же неизвестно, в чем разница между этими взносами и паем, внесенным при образовании колхоза, почему при внесении членом колхоза взносов часть доходов колхоза может выплачиваться пропорционально им, а при отсутствии взносов прибыль не выплачивается, а лишь увеличивает размер пая. Остается также открытым вопрос о том, почему здесь нарушается принцип распределения доходов в соответствии с трудовым участием члена колхоза, а доходы распределяются, исходя из размера взносов? Главное не ясно, какая часть дохода распределяется по взносам, а какая - по паям. С другой стороны, законодатель не отождествляет пай члена колхоза и добровольные взносы, поскольку называет среди источников формирования финансовых ресурсов колхоза паевые и иные взносы членов колхоза. Каково правовое значение иных взносов не поясняется. Для граждан, не являющихся членами колхоза, и юридических лиц проблема добровольных взносов встает еще острее.

5. Еще одна проблема колхозов  заключается в том, что согласно  Примерному уставу в случаях  стихийных бедствий, аварий, эпидемии, эпизоотии и при иных обстоятельствах,  носящих чрезвычайный характер, имущество в общественных интересах по решению государственных органов может быть изъято у колхоза в порядке и на условиях, установленных законодательными актами. В отношении имущества юридических лиц иных организационно-правовых форм (и даже иных кооперативов) государственные органы не наделены такими широкими и чрезвычайными полномочиями. Изъятие имущества, кроме случаев санкции за правонарушение, предусмотрено только для нерационально используемых земель и обосновано особым статусом объекта. Имущество же колхоза не имеет особого статуса по сравнению с имуществом иных лиц.

Оставшиеся при ликвидации колхоза  денежные средства распределяются между  членами ликвидируемого колхоза  в порядке, определяемом общим собранием  членов этого колхоза, а иное имущество  по решению общего собрания членов колхоза передается другим юридическим  лицам для ведения сельскохозяйственного  производства. Что понимать под «другими юридическими лицами»? Следует отметить, что имущество, оставшееся после  ликвидации иных кооперативов, распределяется между ними в таком же порядке, что и доходы, то есть пропорционально  трудовому участию. Для колхозов данный принцип не соблюдается. Очевидно что, возможность отчуждения имущества  ликвидированного колхоза от его  членов иным лицам, да еще и с условием целевого использования подрывает заинтересованность членов колхоза в развитии основных фондов. Каким юридическим лицам передается имущество ликвидируемого колхоза, Примерный устав ответа не дает. Порядок распределения имущества ликвидированного колхоза сравним с порядком, предусмотренным для некоммерческих общественных организаций, а например, для потребительских кооперативов. Потребительский кооператив - некоммерческая организация, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Колхоз - коммерческая организация, осуществляющая деятельность, направленную, прежде всего, на получение прибыли и распределение ее между членами кооператива [3, c. 46-50].

6. Важной проблемой унитарных предприятий является неэффективное управление. Собственно, можно выделить два основных блока в системе управления унитарными предприятиями:

1)  деятельность руководства  государственного унитарного предприятия  в рамках предоставленных ему  собственником правомочий по  управлению предприятием;

2)  деятельность уполномоченных  государственных органов по управлению  государственным унитарным предприятием.

Оба этих направления испытывают серьезные  недостатки, которые во многом и  способствуют неэффективному управлению государственным унитарным предприятием. В первом случае руководитель (директор) в соответствии с уставом предприятия  и заключенным с ним контрактом (если он заключен) принимает на себя определенные функции и обязательства. От имени предприятия он полностью  владеет, пользуется и распоряжается  имуществом, денежными средствами и произведенной продукцией. Берет на себя обязательство по сохранности имущества, эффективному его использованию по целевому назначению, обеспечению прибыльной работы предприятия, выполнению установленных для него годовых основных экономических показателей и т. д. Однако руководитель предприятия не несет никакой материальной ответственности за необеспечение выполнения одного или нескольких взятых на себя обязательств. Даже при полном провале деятельности и банкротстве ему грозит административное взыскание, а самое большое — увольнение.

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий:преимущества и недостатки