Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 2

1. Исторические аспекты развития малого бизнеса . . . . . . . . . . .стр. 4

2. Правовые акты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 6
Критерии выделения малых предприятий . . . . . . .. . . . . . . . . стр. 8
Институциональное взаимодействие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 10
Социально-экономический потенциал малого бизнеса . . . . стр. 14
Большие проблемы малого бизнеса в России . . . . . . . . . . . . ..стр. 19
Заключение . . . .
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

   Велика  значимость малого бизнеса и для  решения одной из актуальных проблем  экономически развитых стран – увеличения числа иммигрантов и роста  диаспор. Легализованное и незаконное движение рабочей силы, демографические факторы увеличивают долю иностранцев практически во всех странах Европы. Их национальные, религиозные и языковые отличия предопределяют стремление иммигрантов к обособлению в обществе. Способствует этому и существенные различия в уровне квалификации, трудности в реализации своих возможностей через самостоятельную деловую жизнь. В конечном итоге среди иммигрантов много безработных или недовольных своим социальным положением.

   Многие  индустриально развитые страны своевременно не оценили сложность этой проблемы и в последние годы используют для ее решения малый бизнес.

   # В  Германии с 1995 г.реализуются региональные  программы по поддержке малого  предпринимательства в среде  иностранных сограждан. Цель программы – дать работу иностранцам, оказать поддержку в организации ими своего дела, что помогает им (мигрантам) быть более ответственными перед обществом, законопослушными и коммуникабельными. При этом предусматривается, что предпринимательская деятельность иностранцев должна направляться на производство и услуги, необходимые для населения региона в целом, т.е. не иметь только чисто национальный характер.

   Малые предприятия без особого вписываются  в новую экономику и не препятствуют процессу глобализации. Это обусловлено, например, их потенциальными возможностями: быстрой сменой ассортимента выпускаемой продукции и перечня оказываемых услуг, стремлением получить «быструю» прибыль, расширить экспортные поставки и ориентацией на нововведения . Это подтверждается историей создания многих высокотехнологических производств, крупных фирм,

   # Microsoft, которые начинали как малые предприятия.

   В этой связи в развитых странах в  различных формах особо стимулируется  инновационная деятельность малых  предприятий. В России это можно успешно сделать с помощью венчурных фондов, необходимость создания которых продиктована требованиями федеральных и региональных органов власти, что увеличит возможности малых предприятий в получении венчурного капитала. Кроме того, рост числа малых предприятий в инновационной сфере повысит спрос на высококвалифицированных специалистов, в том числе на молодых ученых, что будут способствовать сокращению их эмиграции. Этим малые предприятия будут способствовать реализации правительственной программы закрепления молодых научных кадров в России.

   Таким образом, предпринимательство в  различных формах имеет большие  потенциальные возможности  в  деле решения проблем занятости  населения, что в свою очередь  предопределяет увеличение производства ВВП, повышение уровня жизни. Однако эффективное использование малого бизнеса в общественных интересах во многом зависит от формирования в обществе уважения к предпринимателям, стремления к самостоятельной деловой жизни.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 6. Большие проблемы малого бизнеса 

   По  официальным данным, доля частных  субъектов малого предпринимательства  в общем количестве российских МП в России достигает 84%. Располагая 3,4% стоимости основных средств и 14% численности занятых, она производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству3. Это значит, что работают они достаточно эффективно. Тем не менее, по сравнению практически со всеми другими странами развитие отечественного малого предпринимательства существенно отстает.

   Этому препятствует, прежде всего:

    • Организационные трудности, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке;
    • Сложности с материально-техническим обеспечением (нехватка производственных помещений, оборудования и оборотных средств, низкая квалификация персонала, отсутствие соответствующей инфраструктуры);
    • Нехватка финансовых средств и барьеры на пути капитализации сбережений (в частности, при формировании стартового капитала, легализации накоплений, установлении связей с поставщиками, при получении кредитов)

   Сами  представители малого бизнеса, оценивая влияние, сдерживающих их развитие, факторов, выделяют недостатки налоговой системы, высокий уровень цен на сырьевые ресурсы, арендной платы, тарифов на перевозки.

   К сожалению, эти факторы остаются неизменными  уже второе десятилетие. Не наблюдается  и совершенствования нормативно-правовой базы малого предпринимательства, хотя все согласны с тем, что законодательство в этой сфере устарело. Общий его  недостаток заключается в том, что по ряду важных параметров регулирования деятельности МП отсутствуют нормы прямого действия. Поэтому многое зависит от законодательных актов на уровне субъектов Федерации, муниципалитетов и, главное, от чиновников. Поэтому «теневые » процессы в малом бизнесе достаточно распространены.

   Важно, чтобы государство урегулировало  законодательство, поставив надежный заслон увеличению административных препон, затрудняющих расширение деловой активности малого бизнеса. Нужно ликвидировать «постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки». Она возникает и существует из-за того, что права и обязанности чиновника, как и предпринимателя, четко не оговорены и не ограничены.

   Давно назрел вопрос и об облегчении и  упрощении процесса регистрации малого бизнеса. Это касается и сроков, и перераспределения функций в процессе регистрации, лицензирования и контроля.

   Отечественное малое предпринимательство сильно страдает от так называемого принудительного  ценообразования, формируемого высокими налогами, стоимостью коммунальных услуг, арендной платой и т.д. При существовании огромных ценовых накруток из-за внешних факторов прибыль предприятия может оказаться нулевой.

   Высокая степень риска и неустойчивость на рынке делают малый бизнес непривлекательным для кредиторов, а кредитная необеспеченность вынуждает его уходить «в тень», оформлять низкую рентабельность для камуфлирования подпольного бизнеса или обращаться к «теневому» капиталу.

   И наконец, еще одна проблема – страхование  малого бизнеса. По данным института стратегического анализа и развития предпринимательства, около 75% из общего числа охваченных обследованием столичных МП вообще никогда не пользовались услугами страховых компаний4. Основная причина заключается в том, что крупные страховые компании просто не рискуют их страховать. Отсутствие развитой системы гарантий (поручительств) и негибкость самой системы страхования субъектов малых предприятий, особенно в производственной сфере, обуславливает необходимость активной государственной поддержки страхования малого сектора экономики. 

Порядок значимости по мере упоминания                                    Основные проблемы
1 Налоги
2 Законодательство
3 Инфляция
4 Экономическая ситуация в целом
5 Поставки, дефицит
6 Трудности получения и высокая ставка за кредит
7 Неплатежеспособность  партнёров, клиентов
8 Несовершенство  банковской системы
9 Политическая  ситуация
10 Бюрократия
11 Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки
12 Трудности с  арендой, недостаток площадей, офисов
13 Недостаток  информации, культуры, опыта
14 Кадровые проблемы
15 Рэкет
16 Отрицательное отношение к предпринимателям
 
 

   Как известно, первая составляющая госрегулирования – регистрация. Правовые ограничения времени и стоимости регистрации определены законодательным актом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».  Госрегистрация должна осуществляться в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган; взимая с юридических лиц пошлина составляет 2000 руб., индивидуальных предпринимателей – 400руб. Но на самом деле издержки регистрации гораздо выше, нежели контрольные цифры, установленные названным федеральным законом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   В своей работе я постаралась охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства, обозначить основные и наиболее острые его проблемы и показать его роль в социально-экономическом развитии страны.

   Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

   Данный  фактор определяет неразрывность связи  МП с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России, Германии и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

     Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Литература

Информация о работе Малый бизнес в России