Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 2

1. Исторические аспекты развития малого бизнеса . . . . . . . . . . .стр. 4

2. Правовые акты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 6
Критерии выделения малых предприятий . . . . . . .. . . . . . . . . стр. 8
Институциональное взаимодействие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 10
Социально-экономический потенциал малого бизнеса . . . . стр. 14
Большие проблемы малого бизнеса в России . . . . . . . . . . . . ..стр. 19
Заключение . . . .
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

  Таким  образом, определен критерий выделения  малых предприятий – по численности  работающих. Несовершенство данного  критерия, да и других критериев  также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

    Видимо универсальных критериев  выделения малых предприятий,  позволяющих безошибочно сортировать  предприятия, не существует. Поэтому  представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          4. Институциональное взаимодействие 

 Малый бизнес – эта часть предпринимательства, где в большинстве случаев  использовались собственные и заемные средства, инновации, идеи. Основная часть ресурсов и основных фондов здесь создавалась «с нуля», а не была получена в результате приватизации (что выводит этот сектор бизнеса из рисковой зоны «деприватизации»). Кроме этого в малом предпринимательстве владелец фирмы обычно не только вкладывает собственные средства и контролирует их использование, но и лично осуществляет руководство всеми основными процессами, несет все риски и разоряется в случае неудачи. Но зато в случае удачи он один пользуется плодами успеха. Сегодня в этом секторе российской экономики можно говорить о полной зависимости малого бизнеса от власти и отношений с государством, об одностороннем векторе взаимодействия. Если к крупному бизнесу мы видим повышенное внимание власти и общества (# «дело ЮКОСа»), то проблемы развития МП находятся вне общественной дискуссии. Хотя по обилию фактов нарушения прав, внеплановых проверок, коррупции здесь наиболее острая ситуация.

 В новейшей истории  МП в России его рост тесно переплелся со стремлением дистанцироваться от государства, в результате чего большая часть оборотов бизнеса находится в теневой зоне. В начале и середине 90-х годов одним из ярких проявлений «стратегии дистанцирования» стал так называемый челночный бизнес1, сыгравший существенную роль в адаптации широких слоев населения к новым экономическим условиям. В условиях недееспособности государственных институтов подобные компании сталкивались со значительными ограничениями в развитии бизнеса.

 Наиболее  распространенные схемы уклонения  от уплаты налогов в частном бизнесе в тот период были связаны с использованием неучтенных наличных, что позволяло примерно вдвое сократить издержки на выплату заработной платы2. При этом в ряде случаев бизнес, основанный на подобных схемах, сознательно не пресекался во имя смягчения социальных проблем. Одновременно считалось, что подобная политика способствует развитию частной инициативы и в целом направлена на развитие частного сектора. Однако, это приводило к тому, что фирмы, пытавшиеся действовать легально, оказывались неконкурентоспособными по издержкам и вытеснялись с рынка. Таким образом, любое предприятие в этих секторах экономики было вынуждено уходить от уплаты экономики и тем самым вмещать легальные операции с нелегальной активностью.

 Следствием  такой ситуации становятся барьеры  для развития бизнеса, который не может выйти за определенные границы.

 Малый бизнес, не стремившийся к получению льгот и преференций от государства, тем не менее нуждался в институтах, обеспечивающих защиту собственности и контрактов.

 К настоящему моменту классификацию отношений малого бизнеса и власти можно провести по следующим критериям: формализованная легальная коммуникация, скрытое взаимодействие (неформальная коммуникация, которая получается в результате сращивания власти и бизнеса) и отсутствие какой-либо выраженной формы взаимодействия.

 Инициатива по взаимодействию власти и бизнеса через формализованные процедуры шла от властей, по замыслу которых малый и средний бизнес должны работать с ними через такие институты, как Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» и, отчасти, через «Деловую Россию». В меньшей степени посредником в общении МБ с властью являются Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ), Институт национальных проектов «Общественный договор», Российский союз производителей и импортеров (РСПИ). Несмотря на внятность концепции и широкую географию, эти институты с точки зрения МСБ работают формально и неэффективно.

 Вследствие  этого постоянно растет число  координационных структур, создаваемых  самим бизнесом. Самыми известными и долговременными из них являются Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). Эти организации, по сути, являются цивилизованными и, самое главное, - действенными лоббистами интересов отрасли. Это доказывает тот факт, что РАТЭК и АКОРТ сегодня напрямую взаимодействуют с организацией «ОПОРА России».  

  Наиболее распространенный вариант системы взаимодействия бизнеса и власти в России – неформальные скрытые связи. У этого типа взаимодействия есть одна общая черта: бизнес, связанный с властями, которые в свою очередь распределяют собственность и земельные участки, занимает лучшие позиции в городе. Это наблюдается на уровне муниципальных властей, на уровне субъектов Федерации и, порой, на федеральном уровне.

 # сращивания бизнеса и власти:

 В Кемеровской  области работает сеть «Губернский  магазин», которой владеет администрация области. Схема работы такова, что, по сути, власть предоставляет бизнесу усеченную франшизу – магазины, решившие работать под этой маркой, сохраняют за собой право собственности на торговые объекты, получают налоговые льготы, но при этом обязуются обеспечить в магазинах оговоренный ассортимент от определенных поставщиком, который продается не выше указанной администрацией цены. Такая схема работы позволяет администрации говорить о «Губернском» как социальном проекте, так как цены на отдельные виды продукции там действительно в административном порядке установлены на 10-15% ниже среднерыночных.

 Но при всех плюсах такой формы взаимодействия, эта схема оказывается уязвимой: для бизнеса опасна тем, что при смене властвующей группировки старая связка «власть – бизнес-группа» сразу оказывается в оппозиции по отношению к новой власти. Для бизнеса в регионах сегодня становится актуальным умение дистанцироваться от конкретных личностей во власти и выстраивать систему взаимодействия с властью как институтом.

 Среди прочих вариантов взаимодействия с властью  можно привести вариант включения  в политический процесс через вступление в партию. Развитые региональные сети есть у «Единой России», у позиционирующего себя как партию «бизнеса» «Союза правых сил», у «Яблока». Но наиболее полезным оказывается членство в «партии власти».

 Еще существует и варианты взаимодействия, позволяющие формально не связываться с политикой и относящиеся к сфере «социальной ответственности бизнеса», о которой так много говорится в последнее время. На уровне региональных компаний малого и среднего бизнеса это обычно спонсирование благотворительных акций, спортивных мероприятий, социальные акции для малоимущих в магазинах, поддержка различных городских программ, реконструкции инфраструктуры и т.п.

 В последнее  время среди глав многочисленных ассоциаций малого и среднего бизнеса  появилась идея придать проблеме развития МСБ статуса национальной программы.

 В основе государственной  политики по регулированию малого бизнеса  должно лежать понимание инновационного потенциала, заложенного в его  природе и его роли как базиса среднего экономически самостоятельного класса, который составляет основу стабильности политической системы любой развитой страны.   
 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 5. Социально-экономический потенциал малого бизнеса 

   Значимость  предпринимательства в процессе развития рыночной экономики доказана и проанализирована многими авторами. В этой связи целесообразно рассматривать потенциальные возможности предпринимательства относительно национальных традиций, структуры производства, форм и методов управления в отдельных странах.

   Малый бизнес обладает наибольшей чувствительностью  к социально-экономической ситуации, к любым действиям, направленным на его регулирование.

   Социально-экономическая  значимость предпринимательства в  экономически развитых странах возрастала по мере превращения малого бизнеса в самостоятельный сектор экономики.

   Малый бизнес непосредственно влияет на социально-экономическое  развитие отдельного региона, а уровень  его развития отражает экономический  потенциал региона (см. прилож.1).

   В Ростовской области малые предприятия за 6 мес. 2000 г. Произвели продукции и услуг на 46,3% больше, чем год назад, а их вклад в общий объем производства в регионе достиг 17%. В основе этих показателей – инвестиции в основной капитал малых предприятий, которые в 2000 г. Увеличились на 45% и составили 613 млн. руб. (Финансовая газета. №40. 2000).

   Официальные показатели, характеризующие российское малое предпринимательство, в определенной степени занижены из-за несовершенной  системы их учета, налогообложения  и широкой практики незаконного предпринимательства. Это свидетельствует о значительных скрытых резервах малого бизнеса.

   Роль  малого бизнеса в занятости населения  весьма велика во всех странах, что  в первую очередь учитывается  во всех национальных и межгосударственных программах.

   Уровень занятости населения – синтетический  показатель состояния экономики  любой страны. С одной страны, он характеризует эффективность использования трудового потенциала, с другой – степень социальной напряженности.

   В Росси  различия в уровне занятости населения в отдельных регионах очень большие. Сглаживанию этих показателей может способствовать целенаправленное развитие малого бизнеса на региональном уровне, так как наблюдается обратная зависимость между уровнем безработицы в отдельных регионах и количеством малых предприятий на 1 тыс. жителей.

   В кризисные  периоды уровень занятости на малых и средних предприятиях обычно остается прежним, тогда как  на крупных предприятиях он сокращается. Это объясняется стремлением  крупных предприятий уменьшить расходы на оплату труда с целью сохранения конкурентоспособности своей продукции.

   На  занятость в сфере малого бизнеса  не влияет даже реорганизация или  банкротство малых предприятий, поскольку в оставшихся количество рабочих мест увеличивается.

   Европейские органы власти осуществляют целевое стимулирование малого бизнеса для повышения уровня занятости населения.

   # Программа  Фландрии (Бельгия). В ней уделяется внимание стимулам закрепления работников на большой срок, а также трудоустройству безработных с большим перерывом в трудовой деятельности. Так, если малое предприятие принимает молодого человека на работу и заключает с ним контракт после испытательного срока, то оно имеет возможность уменьшить отчисления на социальное страхование на 10%. Еще более значительны и дифференцированы льготы при приеме на работу официально зарегистрированных безработных (см. прилож.2).

   Несколько иной порядок льгот при приеме на работу служащих на срок не менее 2 лет. В этом случае малое предприятие  освобождается от налога на страхование в первый год на 100%, во второй на 75%. В целом такие льготы позволяют уменьшить фонд оплаты труда примерно на 32-35%.

   Подобные  и другие льготы используются, чтобы  увеличить количество занятых в  определенных сферах малого бизнеса. В  этих случаях стимулируется создание новых рабочих мест, закрепление на них работников и развитие приоритетных направлений в экономике.

   На  малых предприятиях имеются большие  возможности для организации  работы по индивидуальному графику, для неполного рабочего дня. Следовательно, создаются рабочие места для женщин, учащихся и пенсионеров. Оплата их труда будет способствовать сокращению доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного уровня.

   Малый бизнес способствует повышению занятости инвалидов. Совокупность таких групп на предприятии и возможность их целевого формирования по составу позволяет выпускать весьма сложную продукцию.

Информация о работе Малый бизнес в России