Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:51, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 2
1. Исторические аспекты развития малого бизнеса . . . . . . . . . . .стр. 4
2. Правовые акты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 6
Критерии выделения малых предприятий . . . . . . .. . . . . . . . . стр. 8
Институциональное взаимодействие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 10
Социально-экономический потенциал малого бизнеса . . . . стр. 14
Большие проблемы малого бизнеса в России . . . . . . . . . . . . ..стр. 19
Заключение . . . .
Литература
Таким
образом, определен критерий
Видимо универсальных
4. Институциональное
взаимодействие
Малый бизнес
– эта часть
В новейшей истории МП в России его рост тесно переплелся со стремлением дистанцироваться от государства, в результате чего большая часть оборотов бизнеса находится в теневой зоне. В начале и середине 90-х годов одним из ярких проявлений «стратегии дистанцирования» стал так называемый челночный бизнес1, сыгравший существенную роль в адаптации широких слоев населения к новым экономическим условиям. В условиях недееспособности государственных институтов подобные компании сталкивались со значительными ограничениями в развитии бизнеса.
Наиболее распространенные схемы уклонения от уплаты налогов в частном бизнесе в тот период были связаны с использованием неучтенных наличных, что позволяло примерно вдвое сократить издержки на выплату заработной платы2. При этом в ряде случаев бизнес, основанный на подобных схемах, сознательно не пресекался во имя смягчения социальных проблем. Одновременно считалось, что подобная политика способствует развитию частной инициативы и в целом направлена на развитие частного сектора. Однако, это приводило к тому, что фирмы, пытавшиеся действовать легально, оказывались неконкурентоспособными по издержкам и вытеснялись с рынка. Таким образом, любое предприятие в этих секторах экономики было вынуждено уходить от уплаты экономики и тем самым вмещать легальные операции с нелегальной активностью.
Следствием такой ситуации становятся барьеры для развития бизнеса, который не может выйти за определенные границы.
Малый бизнес, не стремившийся к получению льгот и преференций от государства, тем не менее нуждался в институтах, обеспечивающих защиту собственности и контрактов.
К настоящему моменту классификацию отношений малого бизнеса и власти можно провести по следующим критериям: формализованная легальная коммуникация, скрытое взаимодействие (неформальная коммуникация, которая получается в результате сращивания власти и бизнеса) и отсутствие какой-либо выраженной формы взаимодействия.
Инициатива по взаимодействию власти и бизнеса через формализованные процедуры шла от властей, по замыслу которых малый и средний бизнес должны работать с ними через такие институты, как Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» и, отчасти, через «Деловую Россию». В меньшей степени посредником в общении МБ с властью являются Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ), Институт национальных проектов «Общественный договор», Российский союз производителей и импортеров (РСПИ). Несмотря на внятность концепции и широкую географию, эти институты с точки зрения МСБ работают формально и неэффективно.
Вследствие этого постоянно растет число координационных структур, создаваемых самим бизнесом. Самыми известными и долговременными из них являются Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). Эти организации, по сути, являются цивилизованными и, самое главное, - действенными лоббистами интересов отрасли. Это доказывает тот факт, что РАТЭК и АКОРТ сегодня напрямую взаимодействуют с организацией «ОПОРА России».
Наиболее распространенный вариант системы взаимодействия бизнеса и власти в России – неформальные скрытые связи. У этого типа взаимодействия есть одна общая черта: бизнес, связанный с властями, которые в свою очередь распределяют собственность и земельные участки, занимает лучшие позиции в городе. Это наблюдается на уровне муниципальных властей, на уровне субъектов Федерации и, порой, на федеральном уровне.
# сращивания бизнеса и власти:
В Кемеровской области работает сеть «Губернский магазин», которой владеет администрация области. Схема работы такова, что, по сути, власть предоставляет бизнесу усеченную франшизу – магазины, решившие работать под этой маркой, сохраняют за собой право собственности на торговые объекты, получают налоговые льготы, но при этом обязуются обеспечить в магазинах оговоренный ассортимент от определенных поставщиком, который продается не выше указанной администрацией цены. Такая схема работы позволяет администрации говорить о «Губернском» как социальном проекте, так как цены на отдельные виды продукции там действительно в административном порядке установлены на 10-15% ниже среднерыночных.
Но при всех плюсах такой формы взаимодействия, эта схема оказывается уязвимой: для бизнеса опасна тем, что при смене властвующей группировки старая связка «власть – бизнес-группа» сразу оказывается в оппозиции по отношению к новой власти. Для бизнеса в регионах сегодня становится актуальным умение дистанцироваться от конкретных личностей во власти и выстраивать систему взаимодействия с властью как институтом.
Среди прочих вариантов взаимодействия с властью можно привести вариант включения в политический процесс через вступление в партию. Развитые региональные сети есть у «Единой России», у позиционирующего себя как партию «бизнеса» «Союза правых сил», у «Яблока». Но наиболее полезным оказывается членство в «партии власти».
Еще существует и варианты взаимодействия, позволяющие формально не связываться с политикой и относящиеся к сфере «социальной ответственности бизнеса», о которой так много говорится в последнее время. На уровне региональных компаний малого и среднего бизнеса это обычно спонсирование благотворительных акций, спортивных мероприятий, социальные акции для малоимущих в магазинах, поддержка различных городских программ, реконструкции инфраструктуры и т.п.
В последнее время среди глав многочисленных ассоциаций малого и среднего бизнеса появилась идея придать проблеме развития МСБ статуса национальной программы.
В основе государственной
политики по регулированию малого бизнеса
должно лежать понимание инновационного
потенциала, заложенного в его
природе и его роли как базиса
среднего экономически самостоятельного
класса, который составляет основу стабильности
политической системы любой развитой
страны.
5. Социально-экономический
потенциал малого бизнеса
Значимость предпринимательства в процессе развития рыночной экономики доказана и проанализирована многими авторами. В этой связи целесообразно рассматривать потенциальные возможности предпринимательства относительно национальных традиций, структуры производства, форм и методов управления в отдельных странах.
Малый
бизнес обладает наибольшей чувствительностью
к социально-экономической
Социально-экономическая значимость предпринимательства в экономически развитых странах возрастала по мере превращения малого бизнеса в самостоятельный сектор экономики.
Малый бизнес непосредственно влияет на социально-экономическое развитие отдельного региона, а уровень его развития отражает экономический потенциал региона (см. прилож.1).
В Ростовской области малые предприятия за 6 мес. 2000 г. Произвели продукции и услуг на 46,3% больше, чем год назад, а их вклад в общий объем производства в регионе достиг 17%. В основе этих показателей – инвестиции в основной капитал малых предприятий, которые в 2000 г. Увеличились на 45% и составили 613 млн. руб. (Финансовая газета. №40. 2000).
Официальные показатели, характеризующие российское малое предпринимательство, в определенной степени занижены из-за несовершенной системы их учета, налогообложения и широкой практики незаконного предпринимательства. Это свидетельствует о значительных скрытых резервах малого бизнеса.
Роль малого бизнеса в занятости населения весьма велика во всех странах, что в первую очередь учитывается во всех национальных и межгосударственных программах.
Уровень
занятости населения –
В Росси различия в уровне занятости населения в отдельных регионах очень большие. Сглаживанию этих показателей может способствовать целенаправленное развитие малого бизнеса на региональном уровне, так как наблюдается обратная зависимость между уровнем безработицы в отдельных регионах и количеством малых предприятий на 1 тыс. жителей.
В кризисные периоды уровень занятости на малых и средних предприятиях обычно остается прежним, тогда как на крупных предприятиях он сокращается. Это объясняется стремлением крупных предприятий уменьшить расходы на оплату труда с целью сохранения конкурентоспособности своей продукции.
На занятость в сфере малого бизнеса не влияет даже реорганизация или банкротство малых предприятий, поскольку в оставшихся количество рабочих мест увеличивается.
Европейские органы власти осуществляют целевое стимулирование малого бизнеса для повышения уровня занятости населения.
# Программа Фландрии (Бельгия). В ней уделяется внимание стимулам закрепления работников на большой срок, а также трудоустройству безработных с большим перерывом в трудовой деятельности. Так, если малое предприятие принимает молодого человека на работу и заключает с ним контракт после испытательного срока, то оно имеет возможность уменьшить отчисления на социальное страхование на 10%. Еще более значительны и дифференцированы льготы при приеме на работу официально зарегистрированных безработных (см. прилож.2).
Несколько иной порядок льгот при приеме на работу служащих на срок не менее 2 лет. В этом случае малое предприятие освобождается от налога на страхование в первый год на 100%, во второй на 75%. В целом такие льготы позволяют уменьшить фонд оплаты труда примерно на 32-35%.
Подобные и другие льготы используются, чтобы увеличить количество занятых в определенных сферах малого бизнеса. В этих случаях стимулируется создание новых рабочих мест, закрепление на них работников и развитие приоритетных направлений в экономике.
На малых предприятиях имеются большие возможности для организации работы по индивидуальному графику, для неполного рабочего дня. Следовательно, создаются рабочие места для женщин, учащихся и пенсионеров. Оплата их труда будет способствовать сокращению доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного уровня.
Малый бизнес способствует повышению занятости инвалидов. Совокупность таких групп на предприятии и возможность их целевого формирования по составу позволяет выпускать весьма сложную продукцию.