Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:52, реферат
В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Результатом таких противоречий становятся возникающие между членами общества социальные конфликты.
Введение…………………………………………………………………3
Понятие корпоративных норм…………………………………..5
Признаки корпоративных норм…………………………………6
Виды корпоративных норм……………………………………...7
Заключение……………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………….13
МИНИСТЕРСВО ФИНАНСОВОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКАЯ
ГОСУДАРСВТЕННАЯ
НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ
Реферат
по дисциплине «Правовое регулирование предпринимательской деятельности юридических лиц»
не
тему: «Корпоративные
нормы и их виды».
Работу выполнила:.
Москва 2012г.
Содержание
работы:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Результатом таких противоречий становятся возникающие между членами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.
Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.
Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.
Существуют
различные классификации
Корпоративными
нормами называют правила поведения,
установленные общественными
В
данной работе, мы рассмотрим одну из разновидностей
социальных норм – корпоративные
нормы.
1. Понятие
корпоративных норм
Все образования внутри отрасли права и сама отрасль состоит из исходных элементов – норм права. Составными единицами корпоративного права как подотрасли права являются корпоративные нормы. При объединении группы норм в подотрасли характерным является то, что в подотрасль объединяются нормы, имеющие сходные черты, регулирующие определенную группу общественных отношений.
Нормой
корпоративного права признается установленное
или санкционированное
Можно сказать, что корпоративные нормы создают модель корпоративных отношений.
Корпоративные
нормы регулируют типичные
Корпоративные нормы рассчитаны на многократное повторение, т.е. урегулировав одну ситуацию, они начинают действовать вновь при аналогичных обстоятельствах.
Корпоративные
нормы носят общий характер. Им присуща
неперсонифицированность, в них отсутствуют
указания на конкретного адресата, наоборот,
они действуют в отношении многих лиц.
2. Признаки корпоративных норм
Существуют
специальные признаки корпоративных
норм. В науке не существует однозначного
толкования признаков корпоративных
норм. Так В.К. Самигуллин выделяет следующие
признаки:
1. Корпоративные нормы исходят, в конечном счете, от государства.
2. Они гарантированы принудительной силой государства.
3. Нормы действуют в конкретной организации.
4. Нормы не
имеют той степени общности, которая
свойственна централизованным (общегосударственным)
нормам.
Л.И.
Антонова предлагает следующие признаки
корпоративных норм:
1. Нормы принимаются в организации и действуют в ее пределах.
2. Субъектом принятия корпоративных норм является администрация либо трудовой коллектив.
3. Нормы имеют
дополнительный характер по
4. Своим предметом
они имеют трудовые или
Так
же выделяют следующие признаки:
1. Признак точной
количественной определенности
КН.
Субъект
корпоративной нормы всегда точно
определен и имеет точную количественную
характеристику: - количеством акционеров,
товарищей, участников и т.д.
2. Признак согласования
воль в нормах КП.
В корпоративных нормах возможно выражение тех, кто их разрабатывает, принимает и обязуется им повиноваться.
Однако,
корпоративные нормы, имея самостоятельное
регулирующее значение, не могут выходить
за рамки права. В теории принято
говорить о соподчиненности
Во-первых, локальные корпоративные нормы имеют предел регулирования. Такой предел закреплен в нормах общегосударственных.
Во-вторых, корпоративные нормы должны соответствовать природе права.
В-третьих, нормы изданные государством, в определенных случаях диктуют процедуру принятия корпоративных норм.
В-четвертых, корпоративные нормы по своему содержанию не могут противоречить нормам общегосударственным.
Наконец,
корпоративные нормы могут
3. Виды корпоративных норм
Различают
локальные несоциальные, социальные
и договорные корпоративные нормы,
а так же общегосударственные
нормы, прежде всего – нормы гражданского
права.
Несоциальные нормы.
Данные
нормы регулируют отношения членов
корпорации, к каким либо материальным
объектам, используемым в деятельности
корпорации. Среди них выделяют:
1. Технические нормы (правила, инструкции и т.д.).
2. Санитарные нормы.
3. Физиологические
(правила ношения форменной
Таким
образом, несоциальные нормы конкретизируют
правила поведения, определяющие способы
и приемы воздействия человека на материальный
мир.
Социальные
нормы.
Социальные корпоративные нормы закрепляют правила поведения, изданные в организации и регулирующие отношения между коллективом. Иными словами социальная норма представляет собой правило поведения или стандарт, образец поведения одного человека по отношению к другому.
Можно
сказать, что социальные нормы формируют
так называемую организационную культуру,
т.е. свод ключевых ценностей, норм, убеждений,
которые понимаются и разделяются всеми
членами организации.
Выделяют
следующие социальные корпоративные
нормы:
1. Корпоративные обычаи.
2. Корпоративные традиции.
3. Этические нормы.
4. Эстетические нормы.
5. Деловые обыкновения.
6. Правовые нормы.
Договорные
нормы.
Договорным нормам присуща
Когда
отношения между участниками
полностью совпадают с
Как
локальный акт, корпоративный договор
приобретает свое функциональное значение
и в отношениях с третьими лицами,
поскольку необходимо учитывать
не только интересы участников, но и
требования делового оборота.
Общегосударственные
нормы.
Корпоративное
право, прежде всего, есть совокупность
гражданско-правовых норм. В более
широком смысле это совокупность
не только норм гражданского законодательства,
но и локальных норм, регламентирующих
корпоративные отношения. Корпоративным
правом может быть обозначено также
корпоративное
Понимание корпоративного права как совокупности гражданско-правовых норм акцентирует внимание на том, что первое место в иерархии регулирования корпоративных отношений занимает гражданское законодательство и, соответственно, ГК РФ.
Учитывая
сказанное, ГК РФ можно считать главным
источником корпоративного права, так
как именно при помощи его императивных
норм "создаются" организационно-правовые
формы корпоративных отношений,
закрепляются критерии их разграничения
и индивидуализации. Все иные нормативные
акты, в том числе других отраслей
права, носят "обслуживающий" характер,
поскольку опосредуют корпоративные
отношения дополнительно к "основам"
их регулирования, установленным ГК
РФ.