Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:39, реферат
Становление малого бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической политики государства.
19.История
становления и
развития предпринимательства
в Казахстане Становление
малого бизнеса в Республике с
первых дней экономических реформ является
одним из приоритетов экономической
политики государства. Предпринимательский
класс выступает неотъемлемым атрибутом
рыночной экономики, самостоятельным
субъектом экономических отношений. Большая
часть предпринимателей относится к так
называемому среднему классу, который
обеспечивает устойчивость не только
экономики государства, базирующейся
на рыночной системе хозяйствования, но
и оказывает влияние на политические процессы
в обществе, не допуская отхода от либеральных
и рыночных ценностей. В Казахстане
переход к рынку произошел
спонтанно, без подготовки. Это был
период постсоциалистического « Экономическая
политика вырабатывалась в сжатые сроки
узким кругом специалистов и базировалась,
преимущественно, на опыте развитых
рыночных стран. В той
сложной и критической Первый
этап - либерализация цен (1991-1992 гг.).
Первые субъекты рыночной экономики -
малые предприятия - появились в
период либерализации в сфере торговли
и услуг, то есть там, где был быстрый оборот
денег. Крупные предприятия сразу обзавелись
многочисленными малыми предприятиями
по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию
основных и вспомогательных производств.
Создание «красными» директорами при
крупных производствах кооперативов и
малых предприятий по снабжению и реализации
продукции, а также искусственное раздробление
предприятий под новым модным словом «сегментирование»
привело к перераспределению прибыли
крупных предприятий и бывшей всенародной
собственности в интересах отдельных
групп и лиц. Тогда эти «серые» схемы были
началом возникновения казахстанской
«теневой» экономики. В Республике в этот
период было создано и действовало 34,5
тысяч субъектов малого предпринимательства.
В них было занято 6,0% от общего числа работающих
в стране, а доля производимой ими продукции,
работ и услуг составила 7,0% от валового
внутреннего продукта страны. Именно в
конце 1992 года прошел первый Форум предпринимателей
Казахстана, в котором принял участие
президент Республики Казахстан и правительство
РК. На этом Форуме впервые в истории СНГ
была определена первая программа развития
предпринимательства в республике Казахстан. Второй
этап — жесткая монетарная и реструкционная
фискальная политика государства (1993-1995
гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической
стабилизации в стране упразднялись налоговые
льготы, стимулирующие производственную
деятельность. Упразднение налоговых
льгот, направленных на стимулирование
производственной деятельности и развитие
малого предпринимательства, в 1994 году
имело негативные последствия. Резко сократилась
численность работающих в производственной
сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий.
Из-за малодоступности кредитных и нехватки
собственных средств и высокой инфляции
произошел отток основной части субъектов
предпринимательства из производственной
сферы в сферу торгово-посреднической
и коммерческой деятельности. Ужесточение
налогового пресса привело к ситуации,
когда заниматься производственной деятельностью
стало невыгодным и бесперспективным.
Особый интерес в условиях постсоветского
периода, а именно, дефицита товаров на
рынках, с точки зрения, быстрой оборачиваемости
вложенных средств, стал представлять
для предпринимателей так называемый
«челночный» бизнес. Это был период пышного
расцвета «челночного» бизнеса в торговле,
свирепствующей гиперинфляции, перераспределения
бюджетных и кредитных денежных средств
в пользу очень узкого круга лиц имеющих
доступ к этим ресурсам. Инфляция и валютные
операции — махинации в банковской и тесно
связанной с ней торгово-посреднической
деятельностью - на тот момент оказались
наиболее прибыльными, в отличие умирающему
реальному производственному сектору
экономики республики. Продавать деньги
по схеме «нал-безнал-нал», с «шапками
и откатами», взять доллар в кредит по
4 тенге, а через год вернуть его по 70 тенге,
получив сверхприбыль или вообще не вернуть,
стало выгодней, чем что-то производить.
(Большинство кредитов того времени так
и не было возвращено). Именно в этот период
появились первые ростки так называемой
национальной олигархии в только начавшемся
непомерно разрастаться финансово-кредитном
и банковском секторе экономики. Банковская
и торговая деятельность оказалась
наиболее прибыльной в ущерб реальному
сектору экономики. В 1995 году, против 1992
года, удельный вес продукции субъектов
малого предпринимательства в ВВП страны
снизился на одну треть, с 7,0% до 4,7%, а численность
работающих в этом секторе экономики сократилась
в 2 раза, с 6,0% до 3,0%, соответственно. В этот
период ослабленное Третий
этап - бум малой приватизации (1996-1997
гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов
в стране произошла некоторая
макроэкономическая стабилизация. Для
поддержки малого бизнеса был принят Указ
президента Республики Казахстан от 6.
03. 1997 г. «О мерах по государственной поддержке
и активизации развития малого предпринимательства».
Во исполнение этого Указа в Республике
субъектам малого предпринимательства
продано 1520 пустующих объектов и сооружений,
передано в аренду - 1334 объекта. По выбору
предпринимателей, для использования
в производственных целях, передано в
доверительное управление 571, на безвозмездной
основе - 204 объекта. На перепланировку
квартир нижних этажей жилых строений
под магазины, кафе, аптеки и другие объекты
было получено 5664 разрешений. Увеличилось
число проданных в рассрочку и переданных
по актам на землевладение земельных участков. Многие
отрасли в период «дикой» приватизации
навсегда умерли, и лишь некоторые из них
возрождаются только сегодня. Частично
и с опозданием прошла приватизация наиболее
социально-ориентированных предприятий,
лишенных централизованного управления,
в связи с ликвидацией бывших республиканских
министерств. Адресная
приватизация была особенно актуальна
в сфере мелкотоварного производства,
бытового обслуживания, общественного
питания и торговли. Было бы логичным начинать
адресную приватизацию, которая предполагала
бы передачу объектов вышеперечисленных
отраслей в них работающим коллективам
по остаточной стоимости, либо в доверительное
управление на конкурсной основе. В таком
случае, был бы и сохранен технический
и трудовой потенциал, а предприятия, не
прекращая работы, имели бы возможность
технического перевооружения и плавного
входа в рынок. Предприятия
этих oтpаcлей, лишившись централизованного
управления в форме трестов, управлений
торговли и общественного питания
районного и городского уровня, явились
бы основой формирования малого бизнеса
в стране. К сожалению, адресная приватизация
была проведена с опозданием, и существующая
инфраструктура вышеперечисленных отраслей
была уже практически уничтожена. При
воссоздании данной инфраструктуры теперь
требуется освоение новых площадей, полное
обновление оборудования и основных средств,
подготовка новых кадров, ибо старые квалифицированные
кадры уже потеряны и дисквалифицировались.
Таким образом, был упущен важный сектор
экономики, ориентированный на социальное
обслуживание населения. Но, как ни странно,
после сокращения многих отраслевых министерств
в 1988-1990 годах (Минторговли, Минбыта, Минкоммунхоза
и др.) именно эти отрасли, лишившись централизованного
управления и мелочной опеки со стороны
государства, стали развиваться наиболее
динамично и вовлекать в работу наибольшее
количество населения. Это явилось еще
одним доказательством того, что рынок
малого бизнеса является саморегулируемым
и наиболее подверженным рыночной конъюнктуре,
основанной на спросе и предложениях.
Примерами адресной продажи предприятий
являются кондитерская фабрика «Рахат»,
«Бахус», «Алматы Крем» и др. В результате
этих мер в стране появились первоклассные
кафе, рестораны, магазины и предприятия
сферы услуг. Количество субъектов малого
бизнеса за этот период (1996-1997 гг.) увеличилась
в 2,4 раза, а доля их оборота возросла в
1,8 раза и составила 8,5% от ВВП. Численность
работающих в этом секторе экономики в
1997 году превысила показатели 1995 года
в 1,73 раза. Малый сектор экономики снова
стал «поглощать» безработицу. Таким образом,
малый бизнес стал вносить свой существенный
вклад в стабилизацию экономики Республики. Четвертый
этап - период качественного развития
экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося
ростом промышленного производства,
объемов валового внутреннего продукта,
стабильным развитием финансово-кредитной
сферы республики. В соответствие
с этой программой, основными источниками
финансирования проектов малого предпринимательства
являются Государственный фонд содействия
занятости, банки второго уровня, средства
местных бюджетов, а также средства кредитных
линий Азиатского Банка Развития и Европейского
Банка Реконструкции и Развития. В отдельных
регионах для заинтересованного кредитования
субъектов малого бизнеса коммерческими
банками были созданы ликвидные залоговые
фонды из коммунальной собственности.
Такие фонды действуют в Алматы, Астане
и областях Восточно-Казахстанской, Актюбинском,
Кзылординской, Мангистауской, Павлодарской,
Северо-Казахстанской. За счет этих фондов
были профинансированы десятки проектов
в сфере малого бизнеса. Малый
бизнес в Казахстане развивается
быстрыми темпами. Численность субъектов
малого предпринимательства возросла
за год (с августа 2004 по август 2005) на 9,6%,
численность занятых - на 8,5%, объем продукции
в номинальном выражении - на 13,5% (в целом
рост реального ВВП к соответствующему
периоду прошлого года - 9,7%). Но, несмотря
на его устойчивый рост, в настоящее время
отчетливо обозначилась явная тенденция
замедления темпов малого бизнеса. Так,
в 2002 году года темпы роста малых предприятий
по числу предприятий и численности занятых
составляли около 60% и 40%, в 2003 году - 34% и
31%, в 2004 году - 15,4% и 6,7%, а за 8 месяцев 2005
года - 9,6% и 8,5%. Данная
тенденция является симптоматичной,
т. к. экономическая ситуация в стране
в 2004 и за 8 месяцев 2005 года была значительно
лучше, чем в прежние годы. Сказалась
благоприятная внутренняя и внешнеэкономическая
конъюнктура, быстрый рост производства
во многих отраслях экономики, увеличение
реальных денежных доходов населения
и т. д. Тогда как в 1998-1999 годах условия
для развития малого предпринимательства
были значительно менее благоприятны.
Такая ситуация с развитием малого предпринимательства
свидетельствует, что существует ряд проблем,
которые заметно сдерживают его развитие
и которые до сих пор не нашли разрешения,
несмотря на принятые государством меры. Показательным
в этом отношении является невыполнение
Государственной программы В этих
условиях обязательства МЭИТ по доведению
доли малого предпринимательства в
2006 году до 30%, а численности занятых
- до 2-х миллионов могут быть решены только
при успешном разрешении проблем, сдерживающих
развитие малого предпринимательства. Стабилизация
социально-экономического положения
в стране оказала положительное
влияние на развитие малого и среднего
предпринимательства. По данным
Агентства Республики Казахстан
по статистике, на 1 января 2005 года в
Республике зарегистрировано 208,4 тыс.
юридических лиц, из них малые
предприятия составляют 195,7 тыс., средние
- 10,67 тыс. предприятий. При этом субъекты
малого предпринимательства составляют
93,9% от общего количества. Численность
граждан, занятых в малом Доля вклада
субъектов малого предпринимательства
в валовом внутреннем продукте (далее
- ВВП) в 2003 году составила 16,2%, то есть оценочно
малое и среднее предпринимательство
дает около 25%. Увеличение
дохода от реализации товаров и услуг
юридических лиц - субъектов малого
предпринимательства за 2004 год составило
к 2003 году 8,7%. Сложившаяся
отраслевая структура малых предприятий
практически не меняется в последние
годы. Из общего количества активных юридических
лиц - субъектов малого предпринимательства
доминирующее положение занимают сферы
торговли, ремонта автомобилей и изделий
домашнего пользования - 40,5% от общего
количества активных в сфере малого предпринимательства
с суммарной численностью занятых 163,6
тыс. человек (31% от общей численности занятых
в малом предпринимательстве). В 2003 году
доля теневой экономики составила
22,6% от ВВП, в то время как за период
с 1992 по 1998 годы в среднем данный
показатель оценивался в интервале
от 30 до 38%. На сегодняшний
день предприниматели пытаются скрыть
свою деятельность от налогов, ведя двойную
бухгалтерию, занимаясь подпольным производством
и фиктивными сделками либо участвуя в
других теневых операциях. Экономическое
развитие Казахстана в последние
годы значительно продвинулось вперёд
по пути формирования полисубъективной
структуры отношений собственности. Гражданский
кодекс, вслед за Конституцией РК, законодательно
фиксирует это обстоятельство. Причём,
особенности приобретения и прекращения
права собственности на имущество, владения,
пользования и распоряжения им для каждого
из субъектов определяются исключительно
законом. И лишь закон определяет виды
имущества, которые могут находиться исключительно
в государственной или частной собственности. Новая
ситуация потребовала радикальных
изменений в правовой основе экономической
деятельности. Гражданский кодекс РК -
важнейшая веха на этом пути. Он определил
принципиальные основы экономических
отношений при переходе к рыночным методам
хозяйствования, сформировал основные
правила, нормы их правового регулирования,
обобщил и законодательно закрепил новые
формы организации экономической жизни,
возникшие в последние годы. Сегодня
экономические изменения в |
Информация о работе История развития и становление предпренимательства в РК