История предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:44, реферат

Краткое описание

Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути “из варяг в греки”. Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.

Файлы: 1 файл

История предпринимательства в России.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

      Чистый  тип товариществ (объединений лиц) имеет разнообразные правовые формы. В современной Западной Европе (как и в дореволюционной России) широко распространены открытие торговли или полные товарищества и коммандитные товарищества.

      Члены открытых торговых и полных товариществ  несут солидарную, неограниченную, личную ответственность, т.е. они отвечают всей своей личной собственностью за долги товарищества. Даже если лица вступают в уже существующее общество, они обязательно несут ответственность наряду со старыми членами общества за все задолженности, в том числе и возникшие прежде, еще до их вступления в общество. Если какой-либо член общества выходит из него, то он неограниченно ответствен за все задолженности, возникшие до его выхода из общества, на протяжении последующих пяти лет. Такова практика, существующая в ФРГ, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.

      Иной  принцип ответственности в коммандитных товариществах. В них принцип  ответственности раздела между  двумя группами членов. Часть из них, как и в открытом торговом товариществе, несет ответственность  за долги общества всем своим состоянием. А другая часть отвечает лишь в пределах своего вклада (как правило, речь идет о вкладе в уставной капитал).

      В XX веке некоторые коммандитные товарищества стали превращаться в акционерные  компании. Это было связано с общим  рядом новых форм организации  предпринимательской деятельности.

      Среди таких новых форм для стран  Западной Европы в XX веке, и особенно в последние десятилетия, наиболее характерны две формы: общества с  ограниченной ответственностью и акционерные  общества.

      Выше  отмечалось, что предпринимательское  право во всех западных странах в отдельную группу выделяет кооперативные предприятия. При этом под кооперативом обычно понимается общество, деятельность которого направлена в принципе не на получение дохода, а на оказание помощи и содействия членам общества.

      На  практике многие западные кооперативы  сегодня превратились в крупные  высокодоходные предприятия, играющие важную роль в ряде сфер народного  хозяйства.

      Рассмотренное разнообразие правовых и организационных  форм предприятий свидетельствует  о плюрализме западного предпринимательства. В то же время такой плюрализм включает в себя и плюрализм форм собственности.

      Рассмотрены, реально существуют три формы  собственности: частичная, коллективная (групповая, в том числе и кооперативная) и государственная. Главной, ведущей формой выступает частная собственность. Об этом свидетельствует та большая роль, которую играет единоличные предприятия - это, можно сказать, классическая форма частной собственности. К сфере частной собственности должны быть отнесены также многие объединения лиц и некоторые компании, в частности общества с ограниченной ответственностью.

      Что касается акционерных компаний, то значительные их количества следует  отнести к сфере коллективной, групповой собственности. К ней  относятся и большинство кооперативов, а также ряд предприятий, принадлежащих муниципалитетам.

      Государственная собственность издавна играла важную роль в значительной жизни Запада. Правда, в этой области в последнее  время происходят немалые изменения, связанные с осуществлением приватизации западной экономики - снижается доля государственного сектора.

      В то же время значение государства  как средства, создающего благоприятные  условия для бизнеса, не только не уменьшилось, но даже возрастает. Государство  на Западе выступает в роли инвестора, организатора научных исследований, координатора всей экономической активности.

      В заключении остановимся на характеристике некоторых особенностей западного  предпринимателя, учет которых имеет  большое значение при оформлении нового российского предпринимательства.

      В условиях обостряющейся конкуренции  возрастающее значение для предпринимателей как организаторов и руководителей  производства приобретает управление "человеческими реформами". Предпринимателями  Запада разрабатывается " новая глобальная стратегия", цель которой - повысить материальную и моральную заинтересованность работника, привлечь его в более активному участию в управлении производством, повысить содержательность труда и степень удовлетворенности его итогами. В этой области всемирную известность получил опыт Японских предпринимателей.

      Центральное место в деятельности многих японских компаний в последние годы принадлежит  специфической форме организации  труда персонала, получившей название "кружки контроля качества". Первые такие кружки были созданы в конце 1962г. на предприятиях крупных машиностроительных компаний. Кружок- это группа занятий, обычно по 8-10 человек, функционирующая непосредственно на рабочем месте. Основными задачами кружка являются поиск, изучение и решение практических задач, а также постоянное обучение всех его членов. При создании кружка обязательно должен соблюдаться принцип полной добровольности.

      Работа  в кружках, работа совместно со специалистами  и управляющими принимают участие  в решении производственных проблем, осуществляя на практике менеджмент, основанный на участии. Кружки качества пропагандируются как реальное воплощение широко распространенного в современной Японии лозунга: "каждый занятый - управляющий".

      Можно с уверенностью утверждать, что быстрое  усиление позиций Японии на мировом ранке за последние два десятилетия в значительной степени достигнуто за счет активного использования кружков качества, позволивших ускорить процесс развития производства, разработка и практическое освоение новейших прогрессивных технологий, роста производительности труда, повышения качества выпускаемой продукции. Усилилась моральная и материальная заинтересованность участников производства в результатах своей деятельности.

      Политика  управления предпринимателей " человеческими  ресурсами" приобрела весьма своеобразные формы в Финляндии. Патронат страны выдвинул лозунг " антропоцентрической рыночной экономики", т.е. рыночного хозяйства, в центре которого стоит человек. Представители финского патроната считают главным сегодня добиться " освоения человеческого фактора", так как предпринимательская деятельность в современных условиях базируется в значительно большей степени на капитале, содержащемся в человеческом мозге, чем на традиционном капитале. Поэтому трудящимся рекомендуется максимально участвовать в деятельности форм, выдвигать новые идеи, а руководству фирм - организовать стимулирование с вознаграждением, поддерживать духовный рост и отношения "человек-человек" вместо отношений "человек-машина".

      Другим  популярным направлением сегодняшней  предпринимательской деятельности Запада является маркетинг.

      Одна  из аксиом подлинного предпринимательского хозяйствования на Западе - "интересы клиента превыше всего". Ориентация на потребителя, однако, не возникает  сама по себе даже в условиях рынка. Она становится реально действующим принципом только на базе продуманной деловой стратегии, соответствующих организационно-управленческих концепций и методов. Их совокупность и есть маркетинг, который сегодня является одной из ключевых проблем западного предпринимательства. Удовлетворение ожиданий потребителей есть путь к успеху. В противном случае предприятие неминуемо потерпит крах.

      В условиях рыночной экономики выживает только производитель, способный продлить то, что нужно потребителю. Поэтому  основой маркетинга являются изучение потребностей людей, их эволюции, закономерностей формирования, а также способов удовлетворения нового опроса разработка конкретных программ производственно-коммерческой деятельности.

      Бесспорно, что в отношениях предпринимателей и потребителей огромную роль играют чисто экономические соображения. Но наряду с подобными соображениями на Западе немалое значение имеют этические факторы.

      Основой этики бизнеса являются честность  и порядочность в деловых общениях. Утверждению этих принципов способствует государство. В США, например, был принят целый ряд законов и других актов, регулирующих отношения предпринимателей и граждан.

      Ведущую роль в разработке и осуществлении  этических норм играют сами предприятия  и их объединения.

      Многие  формы разрабатывают собственные этические кодексы. Разработаны и действуют своего рода "усковые", или отраслевые, кодексы, в соответствии с которыми, фирмы той или иной отрасли следуют одинаковым этическим критериям.

      Вместе  с тем не надо забывать и о недостатках  присущих западному бизнесу.

      За  последние 10-20 лет происходит рост коррупции, причем не только в сфере государственной, но и в мире частного бизнеса. Во всех странах Запада ведется широкая  борьба против коррупции, в которой  активно участвуют и предприниматели, и их организации.

      Характеризуя  историю российского предпринимательства, было обращено внимание на такую его  черту, как широкое участие в  разнообразной благотворительной  деятельности, ставшей традицией  российских предпринимателей.

      Эта традиция присуща и предпринимателям Запада. Во Франции, например, существует общенациональная Ассоциация развития меценатства промышленников и коммерсантов. В 1985 году ее расходы на поддержку культуры превысили 350 млн. франков.

      Очень развито меценатство и в США. В 1989 году по оценке печати объем филантропических даров превысил в США 4,75 млрд. долл., что превышает общую сумму соответствующих расходов 1989г. во всех других странах Запада, вместе взятых. В США, пожалуй, не найдется ни одного университета, в финансировании которого не участвовал бы в той или иной форме какой-либо состоятельный предприниматель.

      По  сведениям английских авторов, главным  направлением спонсорской деятельности предпринимателей Великобритании является спорт. На него приходится 90% всех филантропических даров.

      Характеристика  опыта западного предпринимательства  будет неполной, если обойти стороной национальную специфику предпринимательства. Мы уделили внимание на характеристике некоторых особенностей предпринимательства  в четырех странах - США, Франции, Нидерландов и Японии.

      Наиболее  четко особенности предпринимательства  прослеживаются в США, где предпринимательство  достигло как бы " классических" параметров. Опыт США распространился  по всему миру.

      Статус  предпринимателя в США, представления  общества о нем, оценка его действий пронизаны высокой престижностью предпринимательства, уважительным отношением в нему абсолютным авторитетом активного и деятельного человека, умеющего делать деньги. Бизнесмен в США - почетная и доходная профессия, Бизнесмен в США - почетная и доходная профессия, которую желают многим новорожденным. Добиться экономического успеха, заработать состояние и тем самым укрепить свою независимость и самостоятельность - таково в кратком изложении содержание "американской мечты", вдохновлявшей многих американских предпринимателей. Культ богатства получил в стране весьма широкое распространение.

      Существенно отличается от американской социально-психологическая  атмосфера Франции.

      Французское предпринимательское сословие так  же стремится к обогащению, как и американское, но оно не афиширует этой своей деятельности, не превращает ее в некий культ богатства. Ограничителем является представление о чести сословия.

      Третий  вид философии бизнеса демонстрируют  предприниматели Нидерландов. На предприятиях в этой стране, как и в целом в нидерландском обществе, отвергается сам принцип любого давления - формального и неформального.

      Престиж предприятий, система их действий основываются на правиле консенсуса между всеми  участниками экономического процесса и общественной жизни. В обществе культивируется внимательное, объективное, уважительное отношение к достигнутым соглашениям. При этом отвергаются санкции, которые применяют в США по отношению к нарушителям соглашений.

      Рассмотрим  еще пример Японии. Прежде всего, по мнению специалистов, существует большое отличие опыта Японии от американского или западногерманского. Для Европы характерны "консюмеризм" индивидуализм и парламентская демократия. Экономическая стратегия здесь определяется " волей потребителя" и "правом на прибыль предпринимателя".

      А что в Японии?

      Действия  японских предпринимателей " цементируются" не с помощью погони за личным обогащением, а с помощью таких ценностей, как призывы бороться против "опасности  для японской нации" или лозунг единства всего японского, прославления дисциплины, "чувства иерархии".

Информация о работе История предпринимательства в России