История предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:44, реферат

Краткое описание

Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути “из варяг в греки”. Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.

Файлы: 1 файл

История предпринимательства в России.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

      Одновременно  этот процесс несет с собой  и опасности чрезмерной нивелировки, усреднения образа жизни. Особенно остро эти противоречия проявляются в сфере культуры.

      Поэтому наряду с интернационализацией наш  мир характеризуют национальные движения не только в развивающихся, но и в развитых странах мира. Что же касается нашей страны, то здесь национальная проблема привела к полному краху " имперской" системы и угрожает сегодня единству России.

      Предприятия, испытывающие воздействие растущей интернационализации, несут в себе и способы решения этих острых проблем. Как свидетельствует опыт Запада , именно предприятия являются основой развивающегося единого экономического пространства. В них человечество может найти эффективный способ решения многих глобальных вопросов современности.

      Другим  фактором, радикально меняющим и общий  облик мира, и прежде всего экономическую  среду, является научно-техническая революция (НТР).

      Сдвиги  в технике и методах производства издавна присущи экономической  истории человечества. Но в современных  условиях они резко ускоряются и  вносят качественные изменения в  экономику Запада. В настоящее  время совершается переход от общества промышленного, возникшего в результате переворотов XVIII -XIX века, к новому типу общества - информационному. В итоге качественно меняются соотношения между производством продукта и знанием, характер труда, роль различных фаз общественного воспроизводства, структура производства, его управление и многое другое.

      В качестве примера новых явлений, вызванных к жизни НТР, приводящих к серьезным модификациям социально-экономического фундамента современного западного  общества, можно привести интенсивный отток работников из отраслей материального производства в сферу услуг. Так, в Великобритании, Франции, Швеции, Нидерландах доля работников сектора услуг в общей численности самодеятельного населения уже в конце 80-х годов превосходила 60%, в США -72%. Тенденция перехода в сферу обслуживания сохранения и в 90-е годы и , очевидно , будет продолжаться и в дальнейшем. Ожидается, например, что в США к 2000 году доля занятых в промышленном секторе экономики сократиться до 11%, а к 2030 году -до 3% . Во Франции в 2000 г. на долю сферы услуг в общей численности самодеятельного населения будет приходиться примерно 73% работников.

      Необходимо  подчеркнуть еще один факт, связанный  с НТР. Речь идет о том, что НТР  усиливает роль предприятий, порождает  изменения в их структуре, делает необходимым появление нового типа предпринимателя, понимающего современные потребности общества, обладающего новейшими знаниями и отвечающего требованиям, которые общество предъявляет к участникам экономического процесса в настоящее время.

      Под влиянием глобализации, происходящей в мире, сдвигов, порождаемых НТР, растет социализация западного общества. Часть стоимости, производимой в хозяйстве, перераспределяется посредством различных механизмов на нужды общества в целом или отдельных категорий населения.

      Эта тенденция четко прослеживается на уровне предприятий. Предприятию в наши дни уже недостаточно иметь только четко выработанную финансовую , инвестиционную и технологическую политику. В современных условиях каждое предприятие не может существовать, успешно функционировать без социальной политики. Опыт свидетельствует, что отсутствие социальной политики всегда очень дорого стоит для предприятия.

      В условиях НТР открываются большие  возможности для новых деловых  начинаний и одновременно обостряется  конкурентная борьба, глубоко трансформируется культурная Среда в связи с повышением уровня образования и подготовки кадров, появлением новых профессий, качественной эволюцией ценностей в современном обществе.

      Для нас весьма важно ознакомится  с основными изменениями, которые  происходят в западном предпринимательском  движении под влиянием выше перечисленных факторов. Рассмотрим эти изменения.

      1. Главным из многих изменений  является своеобразный бум предпринимательства,  который продолжается уже в  течение ряда десятилетий. Нынешняя  волна предпринимательства, охватившая  в первую очередь США, распространилась на Западную Европу, Японию и на другие новые индустриальные страны". Это свидетельствует о том, что в основе указанной тенденции не какие-либо особые черты, присущие одной стране, а объективные факторы развития экономики цивилизованного общества в целом.

      В качестве примера могут служить  такие страны, как США, Франция, Италия, ФРГ и некоторые другие.

      В США из 18 млн. зарегистрированных предприятий  всех типов (за исключением сельскохозяйственных) более 13 млн. возникли в последние десятилетия. В течение последнего десятилетия в США ежегодно возникало по 600 тыс. новых фирм, из которых примерно 2/3 реально начинали осуществлять дельные операции.

      Во  Франции в 1952 году количество предприятий, действующих в промышленности, строительстве и общественных работах, составляло 554,4 тыс., а через 20 лет оно возросло до 1461,1 тыс. Особенно высокие темпы создания новых предприятий имели место в 80-е годы. 

      Примерно  такую же динамику можно было наблюдать  в последние годы и в Италии, Англии, ФРГ и в других странах. Важным показателем роста предпринимательского движения является увеличение количества миллионеров. Например, в США в 90-е годы насчитывалось более 2 млн. миллионеров.

      2. 70-90-е годы стали периодом быстрого  роста и усиления мощи крупных промышленных объединений, имеющих дочерние предприятия за рубежом. По данным ООН транснациональных корпораций (ТНК) в 90-е годы насчитывалось более 13 тыс. Сегодня они играют решающую роль во многих сферах промышленного производства. На долю предприятий ТНК в начале 90-х годов приходились около половины стоимости ВНП Запада. Они осуществляют примерно 50% товарного экспорта и 90% экспорта капиталов западных стран.

      В 80-е годы ТНК продолжали расширять  область деятельности, охватывая  все новые отрасли мировой экономики - банковские и страховые операции, другие секторы кредитной системы, туризм, сферу услуг.

      Крупные ТНК появились не только на Западе и Японии, но и в таких странах, как Канада, Австралия, в Республике Корея и в других " новых  индустриальных странах". Все эти страны усиленно создают сеть своих филиалов по всему миру (в том числе и в России).

      3. В начале 80-х годов получает  развитие новая организационная  структура, основу которой составляют  промышленные концерны и банки.  Увеличивается объем капиталов, контролируемых ведущими промышленно-финансовыми группами - этим "руководящим ядром" сегодняшней экономики Запада.

      4. Мелкие и средние предприятия,  которые в прошлом часто в  угоду идеологизированной схеме  о господстве монополий - объявлялись  ликвидированными, в жизни показали живучесть и устойчивость. Вместо предсказанного исчезновения малого бизнеса в результате интеграционных процессов и роста ТНК на Западе наблюдается как уже было сказано, гигантский предпринимательский бум. А ведь его основа- своеобразный ренессанс мелкого и среднего предпринимательства.

      Большинство мелких и средних предприятий  во всех странах Запада являются единоличными владениями. Они принадлежат отдельным  индивидуальным предпринимателям или  их семьям.

      В США из упоминавшихся 18 млн. предприятий 99% относится к категории малого бизнеса. К нему, по американской статистике, принадлежат фирмы с количеством занятых до 500 человек, в том числе предприятия мелкого бизнеса с числом работающих до 20 человек.

      Надо  подчеркнуть, что критерии мелких и средних предприятий, используемые в различных странах, отличаются друг от друга. В Англии, например, мелкими считаются предприятия, имеющие менее 200 занятых, а в строительстве - не более 25 занятых.

      Важнейшим показателем значения мелкого и  среднего семейного предпринимательства является его роль в народном хозяйстве. Так, на долю малого бизнеса приходится около 40% ВНП США. В ФРГ, где действует 2,1 млн. мелких и средних фирм, на них производится 2/3 ВВП, в них работают 2/3 всех занятых в хозяйстве страны. Во Франции, по официальным данным на 1 января 1987г., на мелких и средних предприятиях работали 52,4% всех защитных в промышленности, 81,4 занятых в строительстве и сельском хозяйстве, 78,2 % - в торговле, 28,6 % - на транспорте , 13,7 % - в сфере финансовых услуг. Всего на мелких и средних французских предприятиях работало почти 11,5 млн. человек. Их доля в инвестициях составляла 48 %, в торговом обороте -60,2%, в экспорте - 49,6%

      Естественно, возникает вопрос: почему, несмотря на рост гигантов транснационального бизнеса, сохраняется столь большое значение мелкого и среднего предпринимательства?

      Причем "секретов", разумеется несколько. Специалисты считают, что наиболее важное значение имеет "созидательная  концепция", лежащая в основе семейного  дела и вообще мелкого бизнеса. Мелкие предприятия становятся "долгожителями", но мнению специалистов, в том случае, если они обеспечивают высокое качество своей продукции.

      Другой "Секрет" состоит в "уважении к людям", идет ли речь о персонале  самого предприятия или о потребителях его продукции. Залог успеха, считают предприниматели, - в постоянном "диалоге" с людьми, в изучении потребностей, в стремлении максимально удовлетворить их.

      Большое значение имеет широкое развитие специализации. Именно благодаря специализации мелкий бизнес находит на рынке свою "нишу".

      Необходимо  подчеркнуть, что мелкий бизнес во всех странах в значительной мере ослабляет  остроту проблемы безработицы. И  в этом состоит важный элемент  опыта Запада, который необходимо использовать.

      Например, только в США за последние 10 лет (80-е начала 90-х годов) фирмы с численностью персонала менее 20 человек создали 60% новых рабочих мест, главным образом в сфере услуг; за этот период малые фирмы предоставили работу 25 млн. человек, в то время как крупные корпорации сократили число занятых почти на 3 млн. человек.

      Непременным условием специализации является техническая  модернизация мелких предприятий.

      Мелкий  бизнес выступает в роли пионера  в разработке новой технологии - "технологии информации"

      Опыт  Запада свидетельствует, что мелкий бизнес оказался весьма эффективной формой управления экономикой, а также проверки жизнеспособности любых нововведений. Высокая гибкость, быстрота реакции на изменение рыночных условий, отсутствие жесткой регламентации научного поиска и производственной работы, широкие возможности для личной инициативы и разумного риска - таков, по заключению специалистов, далеко не полный перечень слагаемых успеха малых фирм.

      Можно сказать, что мелкий предприниматель  является своего рода символом всего предпринимательства, приобретшего на Западе решающее значение во всех сферах социально-экономической жизни. На Западе хорошо понимают дальнейшее развитие общества во многом зависит от подготовки кадров мелких и средних предпринимателей. Этому в последние годы уделяется огромное внимание. Созданы и функционируют сотни школ и специальных центров подготовки кадров предпринимателей. Издается обширная учебная и научная литература.

      Рассмотрим  правовую структуру и конкретные виды предприятий в западных странах.

      Предпринимательское право Запада различает прежде всего  две фундаментальные группы предприятий - единоличные и партнерские. Каждая из них имеет различные конкретные правовые формы. Так, единоличные предприятия  часто существуют в виде так называемых "простых обществ". По сути дела , это уже переходные формы к типу партнерских предприятий. Партнерские предприятия подразделяются обычно на две основные подгруппы: объединения лиц (товарищества) и объединения капиталов (компании), В отдельную группу обычно выделяют кооперативные предприятия, которые в ряде Западных стран получили широкое распространение.

      Итак, с точки зрения правовой структуры  предприятий на Западе различают: единоличные ("простые общества"), партнерские (товарищества и компании) и кооперативные.

      Теперь  о конкретных видах предприятий. Первичной фирмой любого хозяйствования на Западе считаются единоличные  предприятия. На их долю приходится большинство  действующих предприятий. Например, в начале 90-х годов в США  из примерно 18 млн. зарегистрированных предприятий ( без сельскохозяйственных) 10 млн. были единоличными владениями и 4,5 млн. - партнерскими фирмами и корпорациями, использующими наемный труд.

Информация о работе История предпринимательства в России