История права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Названные два вещных права являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут существовать в отрыве от этого основного права, в результате чего нередко именуются «ограниченными вещными правами». В таких правоотношениях всегда два участника – пользователь недвижимого имущества (юридическое лицо) и собственник указанного имущества, который закрепил его за пользователем. Данным обстоятельством определяется их юридическая особенность. Права хозяйственного ведения и оперативного управления настолько своеобразны, что имеются достаточно серьезные сомнения в их вещно-правовой природе, что обусловливает необходимость их особого рассмотрения.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 58.14 Кб (Скачать)

  Нужно еще отметить, что имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд, при недостатке последнего.

  Собственник - учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Однако такое изъятие допускается лишь в предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника.

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Соотношение права хозяйственного ведения и права оперативного управления: сходства и различия.

Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления: в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Поэтому право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему  разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

Сравнительные характеристики права хозяйственного ведения и  оперативного управления:

  1. Субъектами права хозяйственного ведения должны быть только государственные или муниципальные предприятия, а оперативного управления – только учреждения и казенные предприятия.
  2. Собственник имущества в праве хозяйственного ведения - РФ, ее субъекты и муниципальные образования, а в праве оперативного управления - РФ, ее субъекты и муниципальные образования, а также физические и юридические лица.
  3. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного в хозяйственное ведение, а собственник имущества на праве оперативного управления вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению, также он имеет право распределять доходы казенного предприятия.
  4. В отношении переданного имущества субъекты права хозяйственного ведения распоряжаются движимым имуществом без согласия собственника, а недвижимым с согласия собственника имущества. В праве оперативного управления субъект распоряжается имуществом с согласия собственника. Если, в соответствии с учредительными документами, учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию.
  5. Если несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия в праве хозяйственного ведения  вызвана действиями собственника переданного ему имущества, то на него в случае недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. В праве оперативного управления собственник несет субсидиарную    ответственность по обязательствам такого предприятия при             
    недостаточности имущества. Указанное правило не распространяется на учредителей автономного учреждения.

Несмотря на это, круг лиц, участвующих в правоотношениях, и принципы, на которых держатся права хозяйственного ведения и оперативного управления, очень схожи между собой.

По общему правилу право оперативного управления, так же, как и право хозяйственного ведения, включает правомочия владения, пользования и распоряжения. Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц. Закон специально оговаривает, что имущество, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения. Из этого прямо вытекает, что данное имущество становится объектом права собственности учредителей предприятий и учреждений, а не самих этих юридических лиц. Ведь имущественной базой для их появления, как правило, становится имущество собственника-учредителя, находящееся у предприятия или учреждения на ограниченном вещном праве. Еще одна особенность, которая объединяет эти ограниченные вещные права – это то, что право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, то есть действует право следования.

Чтобы решить, так ли эти ограниченные вещные права разные, нужно вспомнить историю их возникновения. Возвратившись к истокам появления права хозяйственного ведения и права оперативного управления, мы придем к выводу, что особого отличия между этими вещными правами не существует, так как право полного хозяйственного ведения создано по правовой модели права оперативного управления. По своей юридической сути право полного хозяйственного ведения является правом оперативного управления с измененным, даже существенно увеличенным объемом правомочий своего носителя. А рассматривая каждое из них в отдельности, мы видим, что оба эти права значительно сужены в содержании и в объеме правомочий, которые их субъекты получают от собственников на закрепленное за ними имущество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Правовые основы права хозяйственного ведения и оперативного управления

Основным источником, регулирующим право оперативного управления и право хозяйственного ведения, является Гражданский кодекс Российской Федерации. Им посвящены следующие статьи из УК РФ: 294. «Право хозяйственного ведения»; 295. «Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении»; 296. «Право оперативного управления»; 297. «Распоряжение имуществом казенного предприятия»; 298. «Распоряжение имуществом учреждения»; 299. «Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления»; 300. «Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику».

Также правовое положение права хозяйственного ведения и права оперативного управления определяется рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц.

В частности, можно назвать:

  • Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия;
  • Постановление Правительства РФ от 6 июня 2003 г. № 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия";
  • Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. № 104 «Об усилении контроля над деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением, находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ»;
  • Постановление Правительства РФ от 4 октября 1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ»;
  • Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».
  • Постановлению Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения».

В отношении организаций и учреждений, располагающих имуществом на праве оперативного управления, но не входящих в число казенных предприятий, общие положения об учреждении содержатся в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются специальными законами и иными правовыми актами. Так, на сегодняшний день действуют:

  • Федеральный закон от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;
  • Федеральный закон от 26.05.96 № 54-ФЗ «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»;
  • Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
  • Федеральный закон от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

В Москве действует постановление Правительства Москвы от 3 июня 2003 г. № 419-ПП "О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений города Москвы".

Глава 6. Возникновение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают с момента фактической передачи имущества, в отношении которого публичный собственник в лице уполномоченных органов власти принял решение о закреплении имущества за соответствующим юридическим лицом (п. 1 ст. 299 ГК). Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете. Таким образом, каузой передачи имущества является односторонняя сделка по распоряжению имуществом, совершаемая его собственником. Иной момент возникновения указанных вещных прав может быть установлен в решении публичного собственника о передачи имущества или законом и иными правовыми актами.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления прекращаются по общим основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности. Также выделяют специфическое основание их прекращения в силу односторонней сделки собственника – решения о правомерном изъятии имущества (п. 3ст. 299 ГК). Такое решение может быть оспорено субъектом права оперативного управления в суде.

Еще одним специфическим основанием прекращения указанных вещных прав является переход права собственности на имущество, являющееся объектом данных прав, от публичного собственника к частному в результате приватизации (ст. 217). Данное основание прекращения названных вещных прав представляет собой исключение из правила о следовании данных прав за вещью. Вместе с тем права хозяйственного ведения и право оперативного управления, устанавливаемые на имущество публичного собственника, не могут прекратиться по таким основаниям, как реквизиция и национализация, что следует из существ указанных оснований прекращения права собственности (ст. 235 ГК)1.

Возникновение и прекращение указанных вещных прав на объекты недвижимости, закрепляемые за предприятиями и учреждениями, подлежит государственной регистрации.

Применительно  к вопросу о возможности прекращения прав хозяйственного ведения и оперативного управления вследствие отказа от них управомоченного лица необходимо отметить следующее. Отказ от права является одним из способов из способов осуществления правомочия распоряжения. Следовательно, отказ предприятия или учреждения от права возможен только в отношении того имущества, которым эти юридические лица вправе распоряжаться без согласия собственника2. При этом для прекращения соответствующего права на имущество, которым такие юридические не могут распоряжаться свободно, недостаточно их одностороннего волеизъявления. Однако такое волеизъявление может служить основанием для принятия собственником решения о правомерном изъятии соответствующего имущества3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________

1Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, части первой / под ред. Н. Д. Егорова, А.П. Сергеев. М., 2005. С. 499 (автор главы – А. В. Коновалов).

2Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2001 г. № 1198/01 //Вестник ВАС РФ. 2002. № 12.

3Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2001 г. № 1198/01.

Заключение

Обобщая вышеизложенное, можно определить понятие ограниченных вещных прав, как основанных на законе или договоре прав на чужую вещь, которые производны от права собственности, имеют различное содержание, определяемое законом и собственником, и пользующихся абсолютной защитой от любого нарушителя, в том числе и от собственников.

Участниками нормальных рыночных отношений всегда являются собственники, самостоятельно распоряжающиеся своим имуществом; граждане, включая индивидуальных предпринимателей; товарищества, общества, кооперативы и т. д. Сохранение в нашем имущественном обороте предприятий и учреждений, не являющихся собственниками имущества, свидетельствует о его переходном характере, обусловленном, в свою очередь, переходным характером самой экономики, неизбежно, но временно и в модифицированном виде сохраняющей определенные элементы прежней, государственной хозяйственной системы. К числу таких элементов относятся и вещные права, такие как право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Сегодня институт ограниченных вещных прав еще не вполне сложившийся в правовой системе России, его нормы не свободны от пробелов и противоречий, однако наличие самого понятия ограниченных вещных прав уже свидетельствует о развитии правоотношений в нашем обществе.

При всем том нормы, регулирующие осуществление этих прав, находятся в смысловой взаимосвязи, отражают определенные в науке общие и особенные признаки вещных прав и благодаря своему разнообразию отражают комплексный подход законодателя к введению новых правил имущественного оборота в условиях рыночной экономики.

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно – правовые акты:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

Распоряжение Мингосимущества РФ об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия от 16 февраля 2000 г. № 188-р // БНА. 2000. № 11; 2001. № 16.

Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 // СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 393.

Федеральный закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ // ИСС: «Гарант-сервис».

Федеральный закон "Об автономных учреждениях" от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.

Материалы судебной практики:

Информация о работе История права хозяйственного ведения и права оперативного управления