История права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Названные два вещных права являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут существовать в отрыве от этого основного права, в результате чего нередко именуются «ограниченными вещными правами». В таких правоотношениях всегда два участника – пользователь недвижимого имущества (юридическое лицо) и собственник указанного имущества, который закрепил его за пользователем. Данным обстоятельством определяется их юридическая особенность. Права хозяйственного ведения и оперативного управления настолько своеобразны, что имеются достаточно серьезные сомнения в их вещно-правовой природе, что обусловливает необходимость их особого рассмотрения.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 58.14 Кб (Скачать)

Важным элементом правомочий предприятия является и то, что право владения, пользования и распоряжения имуществом, находящегося на праве хозяйственного ведения у предприятия сохраняется и в случае смены собственника. Ведь закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

Кроме того, законодательство позволяет предприятию самостоятельно распоряжаться вверенным ему имуществом в части предоставления права самому создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее) путём передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение, утверждать устав дочернего предприятия и назначать его руководителя.

Объектом права хозяйственного ведения может быть любое имущество, если иное не предусмотрено законодательством.

1. Имущество предприятия  составляют основные фонды и  оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается  в самостоятельном балансе предприятия.

2. Любое имущество может  являться объектом права хозяйственного  ведения, если законодательством  или специальной правоспособностью  не предусмотрены прямые ограничения. Из этого вытекает в качестве одного из выводов, что в ведении предприятия на праве хозяйственного ведения может, как правило, находиться лишь то имущество, которое либо необходимо ему для обеспечения деятельности, предусмотренной его уставными целями, либо оказалось продуктом этой деятельности (ст. 20 Указа о государственном предприятии).

3. Не являются объектом  хозяйственного ведения земельные  участки, недра, воды, леса и некоторое  другое имущество. Земельные участки  и недра могут находиться в  пользовании предприятия в пределах, установленных соответствующим  специальным законодательством.

4. Доходы, полученные предприятием от совершения деятельности, запрещенной законодательством, не предусмотренной его уставом и на которую оно не получило разрешения уполномоченного органа, а также доходы, полученные в результате завышения установленных цен на реализуемые товары (работы, услуги), подлежат изъятию соответственно в республиканский или местный бюджеты по решению уполномоченного или иного компетентного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Понятие и особенности права оперативного управления

3.1. Понятие права  оперативного управления

Право оперативного управления - это особая разновидность ограниченных вещных прав. Ограниченность права оперативного управления настолько велика, что "оставшиеся" правомочия позволили законодателю использовать конструкцию права оперативного управления для принципиально разных организационно - правовых форм юридических лиц:

  1. казенного предприятия
  2. учреждения.

 По формальным признакам казенное предприятие относится к коммерческим организациям, а учреждение - к некоммерческим, тем не менее, известная имущественная обособленность, обеспечиваемая правом оперативного управления, достаточна для участия этих лиц в экономическом обороте.

Предприятия и учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в ограниченных пределах:

  1. в переделах, установленных законом;
  2. в соответствии с целями своей деятельности;
  3. в соответствии с заданиями собственника;
  4. в соответствии с назначением имущества.

Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением или казенным предприятием функциями.

Итак, в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК право оперативного управления - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

В соответствии с пунктом 5.19 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений. Имущество за государственным учреждением закрепляется на основании нормативного правового акта, издаваемого Росимуществом1.

Право оперативного управления на недвижимое имущество, переданное государственному учреждению, должно быть зарегистрировано в установленном порядке. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 648 заявление о государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, подается организацией, за которой недвижимое имущество закреплено на основании акта соответствующего уполномоченного органа. В качестве документа, подтверждающего отнесение этого имущества к федеральной собственности, представляется выписка об объекте регистрации из Реестра федерального имущества. При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указывается, что собственником такого имущества является Российская Федерация. 

 

 

 

 

 

 

__________

1Например, в соответствии с распоряжением Росимущества от 5 августа 2004 г. N 158-р за государственным лечебно-профилактическим учреждением поликлиника N 2 Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации было закреплено на праве оперативного управления определенное федеральное недвижимое имущество.

3.2. Субъекты и  объекты права оперативного управления

Субъектом права оперативного управления могут быть как коммерческие организации - казенные предприятия, так и не коммерческие - учреждения. Особенности полномочия распоряжения имуществом у субъектов этого права различны.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие). Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника имущества, а самостоятельно может распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 297 ГК). Казанным являются, например, предприятия оборонного характера и предприятия, создаваемые в исправительных учреждениях для лиц, осужденных за уголовные преступления.

Учреждение также не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ему по смете (ст. 298 ГК). Но в отличие от унитарных и казенных предприятий, учреждение может быть как государственной, так и негосударственной организацией, так как собственником учреждения может быть любое лицо, то есть и граждане и юридические лица, включая иностранных юридических лиц и граждан (ст.120 ГК). Более того, право оперативного управления содержит положение о том, что доходы, полученные от разрешенной законом и собственником деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на особом балансе.

 Вместе с тем законодатель выделяет случай, когда в оперативное управление передается имущество частного собственника. Речь идет о создании частных учреждений. Такие  учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

 Автономные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться движимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет  средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества,  приобретенных за счет средств, выделенных  им собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у собственника на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться, если иное не предусмотрено законом1.

 Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, получаемые от их деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение2.

 Бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

 Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы

__________

1Например, к числу видов ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере массовой информации, приказом Минкомсвязи России №138 и Росимущества №300 от 02.11.2009 отнесены компьютеры, оргтехника, программное обеспечение, фото- и видеоаппаратуры, балансовая стоимость которых повышает 30 тыс. руб.

2СЗ РФ. 2006. №45. Ст. 4626 ФЗ от 3 ноября 2006 г. «Об автономных учреждениях».

деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая

деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельность, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

 Кредиторы учреждений могут требовать обращения взыскания не на все имущество этих юридических лиц, а только на находящиеся в их распоряжении денежные средства. При недостаточности последних для погашения обязательств к дополнительной (субсидиарной) ответственности привлекается собственник-учредитель. 

 Однако следует иметь в виду, что денежные обязательства бюджетных учреждений не должны превышать объем, установленный в доведенных до них лимитах и утвержденных им сметах доходов и расходов1. При превышении этих объемов орган, исполняющий соответствующий бюджет, может отказаться подтвердить их, что, в свою очередь, может повлечь отказ в их оплате за счет бюджетных средств, а в силу предусмотренного ст. 239 Бюджетного кодекса правила об «иммунитете бюджетов» весьма затруднительным станет и применение субсидиарной ответственности за счет бюджетных средств собственника-учредителя. При этом все иное имущество учреждений забронировано от взыскания кредиторов. В результате кредиторы учреждений, чтобы не оказаться в тяжелом положении, должны всякий раз удостоверяться в отсутствии превышения указанных объемов расходов у своих контрагентов, что делает последних весьма ненадежными участниками имущественного оборота.

 Такие же правомочия и у казенных учреждений. Они не вправе отчуждать  либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами.

_________

См.: 1п. 1 ст. 225, п. 4 ст. 226, ст. 227 Бюджетного кодекса

 Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы.

 Применительно к образовательным учреждениям законодатель разрешил спор о том, может ли такое учреждение сдавать в аренду свое имущество, включая объекты недвижимости, в частные земельные участки. Ранее в специальном законодательстве прямо закреплялось такое право образовательных учреждений при условии направления доходов от сдачи имущества в аренду на уставные цели их деятельности, что послужило основанием для спора в доктрине о правовой природе права оперативного управления. В настоящее время специальное законодательство приведено в соответствие со ст. 296 ГК и такой возможности прямо не предусматривает.

 Более широкие права, как можно было уже  заметить,  предоставлены собственнику имущества, закрепленного за казенным предприятием и учреждением. Собственник-учредитель создает субъекты права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Он может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения или казенные предприятия без их согласия.

 Столь «узкий» характер правомочий субъектов права оперативного управления обусловлен ограниченным характером его участия в имущественном (гражданском) обороте, притом это обстоятельство не должно ухудшать положение его возможных кредиторов. С учетом весьма ограниченных возможностей учреждения или казенного предприятия распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника, закон предусматривает субсидиарную ответственность последнего по долгам созданных им учреждений или казенных предприятий, считая ее одной из основных особенностей имущественно - правового статуса этих юридических лиц.

 Объектом рассматриваемого права является имущественный комплекс - все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях:

  1. сами предприятия, как имущественные комплексы; входящее в состав этих комплексов имущество, предназначенное для деятельности предприятий (здания, сооружения, оборудование, продукция, права требования, долги, права на обозначение и другие исключительные права);
  2. денежные средства, выделяемые государственным и муниципальным учреждениям из соответствующих бюджетов; учреждениям, созданным юридическими и физическими лицами – из собственных средств учредителей:
    1. сосредоточены в фондах, правовой режим которых определяется в специальных актах и положениях о фондах, утверждаемых самими субъектами права оперативного управления;
    1. расходуются в соответствии со сметами, утверждаемыми собственниками или органами, уполномоченными управлять их имуществом.

Информация о работе История права хозяйственного ведения и права оперативного управления