Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа
Актуальность нашей темы курсовой работы заключается в том, что предпринимательское законодательство постоянно развивается, что определяется условиями переходного периода к рыночной экономике. Многообразие нормативных актов, издаваемых в области предпринимательских отношений, большое число органов, имеющих право издавать нормативные акты в этой области, создают огромный массив несистематизированных и неупорядоченных актов. В основе этого массива нет системообразующего акта.
29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашей темы курсовой работы заключается в том, что предпринимательское законодательство постоянно развивается, что определяется условиями переходного периода к рыночной экономике. Многообразие нормативных актов, издаваемых в области предпринимательских отношений, большое число органов, имеющих право издавать нормативные акты в этой области, создают огромный массив несистематизированных и неупорядоченных актов. В основе этого массива нет системообразующего акта.
Становление и развитие предпринимательства требует разработки и юридического закрепления новых форм ведения хозяйственной деятельности. Будучи в принципе необходимым, такое положение иногда затрудняет ведение предпринимательской деятельности, для которой нужна стабильная юридическая база.
Вместе с тем некоторые принципиальные положения нормативного правового регулирования хозяйственной деятельности остаются неизменными. К ним, в частности, относится то, что предпринимательское законодательство является в основном единым для всей страны, нормы предпринимательского права содержатся, как правило, в федеральных законах и иных нормативных актах. Это соответствует конституционному положению о том, что в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а в частности, ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 (в редакции от 30 декабря 2008)[1] (далее – Конституция РФ).
Понятно, что единство экономического пространства может быть обеспечено только на основе единого правового регулирования экономики в масштабах страны.
Однако в России, как федеральном государстве законодательство издается не только на уровне РФ, но и ее субъектами. Разграничение компетенции РФ и субъектов РФ в области издания актов законодательства определяется в Конституции РФ. В ст. 71 Конституции РФ содержатся положения, из которых вытекает, что издание актов хозяйственного законодательства относится к ведению РФ. Согласно этой статье к ведению РФ относятся: установление правовых основ единого рынка, гражданское и арбитражно-процессуальное законодательство, решение других вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью. В то же время федеральными законами решение некоторых вопросов правового регулирования предпринимательской деятельности может передаваться субъектам РФ.
Целью данной работы является исследование источников предпринимательского права и внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства в указанной сфере. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и виды источников предпринимательского права;
2. Рассмотреть обычаи делового оборота как источник предпринимательского права;
3. Проанализировать применение норм международного права в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности;
4. Раскрыть применение судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности.
Поставленная цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, первая глава содержит понятие и виды источников предпринимательского права, а также обычаи делового оборота как источник предпринимательского права, во второй главе раскрывается применение норм международного права и судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности, заключения и списка источников.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 (в редакции от 08 декабря 2011)[2] (далее – АПК РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 (в редакции от 06 декабря 2011)[3] (далее – ГК РФ), Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 (в редакции от 30 ноября 2011)[4] (далее – ГК РФ), Федеральный закон от 15 июля 1995 (в редакции от 01 декабря 2007) «О международных договорах Российской Федерации»[5].
При написании работы были использованы труды таких авторов как, Белых В.С., Бвкова А.Г., Толстого Ю.К., Блошенко М.В. и других.
Материалы проведенного исследования могут применяться в качестве исходного материала в качестве законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА, ОБЫЧАИ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА КАК ИСТОЧНИК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
1.1. Понятие и виды источников предпринимательского права
В российской юридической литературе понятие «источники предпринимательского права» не имеет пока однозначного толкования. Об этом свидетельствуют различные мнения ученых-юристов по данному вопросу, встречающиеся как в юридической литературе по теории государства и права, так и в специальной литературе по предпринимательскому (хозяйственному) праву.
В современной теоретической юридической литературе под источником права чаще всего понимаются способы (приемы, средства) выражения государственной воли общества. Как отмечает М.И. Байтин, «форма показывает, каковы внешние проявления права, в каком виде оно существует и функционирует в реальной жизни». При рассмотрении вопроса о содержании и форме права С.С. Алексеев подчеркивает, что "наиболее очевидным является единство права с внешней формой – законами, судебными прецедентами, иными источниками юридических норм... Главное же, что выражает «слитность» права с его формой, его воплощение в этой форме, относится к форме внутренней.[6]
Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательские отношения.
Законодательство о предпринимательской деятельности включает законы и подзаконные нормативно-правовые акты, являющиеся источниками предпринимательского права.
Если предпринимательское право представляет собой совокупность правовых норм по регулированию предпринимательских отношений, то законодательство о предпринимательской деятельности – совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы.
Конечно, нормы одной отрасли права могут включаться в нормативные акты другой отрасли законодательства. Так, с одной стороны, нормы предпринимательского права содержатся в гражданском законодательстве. С другой стороны, в нормативных актах предпринимательского законодательства содержатся нормы гражданского права, примером чего являются транспортные уставы и кодексы. Преимущественно это акты предпринимательского законодательства, но в части регулирования перевозки пассажиров и багажа они содержат нормы гражданского права.
Выражая содержание предпринимательского права как отрасли права, предпринимательское законодательство является его внешней формой и характеризуется теми же признаками, что и предпринимательское право.[7]
Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 76 Конституции РФ разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Переход к законодательству, а не подзаконному регулированию экономики, несомненно, следует отнести к положительному явлению в жизни страны. Достоинство закона, состоящее в его высоком уровне подготовки и принятия, непререкаемости, абсолютном знании (никто не вправе ссылаться на его незнание) делают закон мощным рычагом реализации экономического строительства. Именно закон регламентирует исходные позиции рыночной экономики.
Виды источников предпринимательского (хозяйственного) права в юридической литературе определяются следующим образом. Так, В.В. Лаптев, рассматривая вопрос о субъектах предпринимательского (хозяйственного) права, указывает на то, что «частноправовые нормы предпринимательского права включены в гражданское законодательство, но публично-правовые остаются за его пределами и нуждаются в упорядочении. В российском хозяйственном законодательстве содержатся как общие нормы, относящиеся к регулированию всех предпринимательских отношений, так и правила, которые относятся лишь к отдельным хозяйствующим субъектам. С помощью таких норм осуществляется специальное регулирование хозяйственной деятельности». В другой работе В.В. Лаптев отмечает, что наряду со специальными актами хозяйственного законодательства «важнейшим регулятором хозяйственных отношений становится сейчас предпринимательский договор». В одной из работ В.В. Лаптев акцентирует внимание также на необходимости регулирования хозяйственной деятельности на уровне предприятия.[8]
Основным видом источников законодательства о предпринимательской деятельности являются законы Российской Федерации.
Главным источником, безусловно, является Конституция Российской Федерации. Для предпринимательского права центральное значение имеют нормы ст. 8 и ст. 9, определяющие равенство форм собственности. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость использовать в экономике конкурентное взаимодействие всех форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности.
Будучи Основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит в себе нормы различных отраслей права.
Конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.[9]
Конституционные нормы создают основу для единообразного предпринимательского правового регулирования. Это выражается в том, что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому любые акты субъектов РФ, принимаемые по этим вопросам, незаконны.
Особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде основ и кодексов. Отраслевые кодифицированные нормативные акты являются прежде всего базой для развития всего текущего отраслевого законодательства на территории Российской Федерации.[10]
В принятом в 1994-1995 гг. новом Гражданском кодексе РФ предмет предпринимательского права вошел в предмет гражданского права. Авторы Гражданского кодекса часть предпринимательских отношений по горизонтали отнесли к сфере гражданского законодательства, а предпринимательские по вертикали, не вошедшие в эту сферу и не регулируемые комплексно административным правом, оставили не урегулированными. Учитывая сложность и многоуровневость предпринимательских отношений, а также объективно оценивая социально-экономическую обстановку в России в настоящее время и необходимость скорейшего создания основ нормативно-правовой базы рыночной экономики, позиция авторов Кодекса вполне объяснима.
Представляется, что высказываемые предложения о проведении кодификации предпринимательского законодательства путем издания единого федерального закона, который установит общие правила и основные положения регулирования предпринимательских отношений во всех отраслях экономики и по всем видам хозяйственной деятельности, приведет предпринимательское законодательство в единую систему.
Среди подзаконных, регулирующих предпринимательские отношения, нормативных актов большой массив составляют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Указы Президента не могут противоречить Конституции и федеральным законам РФ. В случае их противоречия действует норма Конституции, законы РФ. Указы Президента как средство регулирования предпринимательских отношений применяются при пробельности в решении законом тех или иных вопросов или при необходимости оперативного принятия законодательных решений.[11]
Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также являются источниками предпринимательского права. Постановления Правительства РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ.
В противном случае постановление Правительства РФ может быть отменено Президентом РФ в соответствии с п. 3 ст. 115 Конституции РФ. Акты правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и исполнение законов.
В ряде источников предпринимательского права стоят акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (например, антимонопольных органов и др.).[12]
Местные органы власти и управления также могут издавать нормативные акты хозяйственно-правового содержания, опираясь на Конституцию РФ и соответствующие законы.
Статья 73 Конституции РФ предусматривает возможность регулирования субъектами РФ отношений, находящихся вне пределов ведения, установленных ст. 71-72. Главные регулирующие возможности территориальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды. Так, например, район вправе определить правила пользования природными ресурсами, правила пользования водозаборными сооружениями, условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества (ст. 55 п. 7, 11, 16 Закона «О местном самоуправлении») и др.
Советское и современное российское законодательство о предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов никогда не было кодифицировано.[13]
В настоящее время основной массив нормативных актов составляют акты министерств и ведомств, а законами и указами урегулированы далеко не все вопросы предпринимательской деятельности.
Для современного законодательства о предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов характерны следующие тенденции.
Информация о работе Источники gредпринимательского права России