Индивидуальное предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является понимание того, какие существуют правовые основы деятельности индивидуального предпринимателя, в частности регулирующие такие вопросы, как учёт и налогообложение индивидуального предпринимателя. Задачами, посредством которых достигается указанная цель: во-первых, определение понятия индивидуального предпринимателя, понятия предпринимательской деятельности, определение субъекта гражданских правоотношений; во-вторых, исследование особенностей той деятельности, которую можно считать предпринимательской; в-третьих, рассмотрение вопросов о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; в-четвёртых, рассмотрение особенностей применения к индивидуальному предпринимателю норм о физических лицах и норм о юридических лицах; в-пятых, исследование вопроса налогообложения и учёта предпринимателей.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Правовые основы регулирования 5
Параграф 1.1. Понятие индивидуального предпринимателя, как субъекта 5
Параграф 1.2. Признаки предпринимательской деятельности 10
Параграф 1.3. Особенности правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя 14
Глава 2. Учёт и налогообложение индивидуального предпринимателя 19
Параграф 2.1. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя 19
В случаях, когда в предпринимательской деятельности участвуют лица, обладающие частичной дееспособностью, такие лица совершают юридические действия с согласия законных представителей – родителей, усыновителей, попечителя (см. абз. 1 п. 1 ст. 27 Гражданского Кодекса РФ). 22
Параграф 2.2. Учёт и налогообложение индивидуального предпринимателя 23
Заключение 29
Литература 32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

В России предпринимательское  право содержится в целом ряде источников. Предпринимательское право  частично урегулировано нормами  гражданского права. Так, в статье 2 Гражданского Кодекса РФ указано, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.

При этом, нормы хозяйственного права не исчерпываются нормами Гражданского Кодекса РФ, который содержит только ту часть норм предпринимательского права, которая имеет частно-правовой характер.

Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского Кодекса РФ к отношениям, основанным на административном или  ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется.

Предпринимательское право  находится на сочетании частноправовых и публично-правовых начал – предприниматель  действует одновременно в публично-правовой и частной сферах, поэтому неотъемлемой частью предпринимательского права являются нормы, определяющие порядок государственного регулирования экономики. Отрасль предпринимательского (хозяйственного) права находится на границе ряда других отраслей, частично с ними пересекается. Предпринимательский кодекс в России отсутствует, хотя Проект предпринимательского (хозяйственного) кодекса по Указу Президента был разработан Институтом государства и права РАН совместно с другими организациями, но принят не был8.

Как указывает Е.А. Суханов, в отличие от многих европейских континентальных правопорядков, в российском праве никогда не выделялось самостоятельное коммерческое (торговое) право, поскольку для его обособления не было ни исторических, ни социально-политических причин.

Разумеется, продолжает автор, это обстоятельство ни в коей мере не препятствует созданию и применению некоторых специальных правовых норм, регулирующих взаимоотношения профессиональных коммерсантов (предпринимателей) с учетом их известной специфики в сравнении с другими отношениями, регулируемыми гражданским (частным) правом9.

 

Глава 2. Учёт и налогообложение индивидуального предпринимателя

Параграф 2.1. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В отличие от юридического лица, которое для того, чтобы  стать субъектом гражданского права, проходит процедуру государственной  регистрации, гражданин уже является субъектом гражданского права. Процедура же государственной регистрации необходима, с одной стороны, для того, чтобы гражданин мог пользоваться гарантиями осуществления предпринимательской деятельности, а с другой — для возложения на него вытекающих из нее обязанностей по налогообложению, соблюдению правил осуществления указанной деятельности и т.п. (п. 3 ст. 23 Гражданского Кодекса РФ)10

Государственная регистрация  индивидуальных предпринимателей регламентирована Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Статья 22.1 названного Федерального закона устанавливает перечень требуемы для регистрации документов. Среди  них можно отметить:

- заявление

- копия основного документа физического лица11

- копия свидетельства о рождении физического лица

- документ об уплате государственной пошлины;

- в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним – нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным.

В отдельных случаях  так же могут потребовать и  иные предусмотренные законом документы.

В настоящий момент согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Государственная пошлина составляет  800 рублей.

В регистрирующий орган  документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной  регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация  индивидуального предпринимателя  осуществляется по месту его жительства.

Названным Федеральным  законом установлены определенные ограничения для регистрации  в качестве индивидуальных предпринимателей.

Не допускается государственная  регистрация физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Кроме того, физическое лицо не может быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя если данное физическое лицо имеет или имело судимость, подвергается или подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности) и при этом лицо намерено осуществлять деятельность в сфере образования, воспитания и другую, указанную в законе.

Согласно пункта 2 статьи 23 Гражданского Кодекса РФ глава  крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без  образования юридического лица (статья 257 Гражданского Кодекса РФ), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Регистрацию осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС России). Сведения о лице вносятся в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация  при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в ФНС России определённых документов – главным образом заявление и документ об уплате государственной пошлины (в размере 20 процентов от той, что требуется для регистрации в качестве предпринимателя).

Согласно пункта 1 статьи 26 Гражданского Кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки (за исключением некоторых сделок, для которых чьего-либо согласия не требуется) с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

Сделка, совершенная таким  несовершеннолетним, действительна  также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

Исходя из этого, и  как видно из того перечня документов, что необходимы для регистрации  в качестве предпринимателя, предпринимателем может стать несовершеннолетний – физическое лицо, достигшее 14-ти лет (при наличии согласия родителей, усыновителей или попечителя).

В случаях, когда в предпринимательской  деятельности участвуют лица, обладающие частичной дееспособностью, такие  лица совершают юридические действия с согласия законных представителей – родителей, усыновителей, попечителя (см. абз. 1 п. 1 ст. 27 Гражданского Кодекса РФ).

 

Параграф 2.2. Учёт и налогообложение индивидуального предпринимателя

Ключевым в исследуемом  в настоящей главе вопросе  является то положение закона, что к деятельности индивидуального предпринимателя применяются правила Гражданского Кодекса РФ РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Следовательно, в целях налогообложения индивидуального предпринимателя необходимо обращаться к тем нормативно-правовым актам, которые регулируют налогообложение коммерческих юридических лиц. Налогообложение как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц устанавливается главным образом в Налоговом Кодексе РФ.

Как уже было сказано государственную регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляет Федеральная Налоговая Служба РФ.

Согласно пункта 1 Положения  о Федеральной Налоговой Службе, утвержденного Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Таким образом ФНС  РФ ведёт как учёт так и налогообложение  индивидуального предпринимателя.

Согласно статье 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном  настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В силу пункта 3 статьи 23 Гражданского Кодекса РФ к налогоплательщикам следует отнести и индивидуального предпринимателя, хотя он прямо и не указан в статье 19 Налогового Кодекса РФ.

Статья 21 Налогового Кодекса РФ устанавливает права налогоплательщиков:

1) получать по месту  своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства  финансов Российской Федерации  письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые  льготы при наличии оснований  и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный  зачет или возврат сумм излишне  уплаченных либо излишне взысканных  налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление  совместной с налоговыми органами  сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои  интересы в отношениях, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах, лично либо через  своего представителя;

7) представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по  актам проведенных налоговых  проверок;

8) присутствовать при  проведении выездной налоговой  проверки;

9) получать копии акта  налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

Информация о работе Индивидуальное предпринимательство