Государственная поддержка предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:10, практическая работа

Краткое описание

Государственная поддержка предпринимательства. В целях перехода к рыночным отношениям в республике была разработана концепция поддержки предпринимательства и принят Закон "О защите и поддержке частного предпринимательства" (4 июля 1992г. N 1543 - XII: "Советы Казахстана". 18.08.1992г.).
Целью государственной поддержки предпринимательства является обеспечение правовых, экономических и организационных условий для свободного развития бизнеса в негосударственном секторе, становление новых экономических структур в государственном секторе Республики Казахстан.
Поддержка предпринимательства сопровождается государственным регулированием.

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка предпринимательства.docx

— 55.11 Кб (Скачать)

ОЮЛ «Союз торгово-промышленных палат Республики Казахстан»

В мае 2000 года зарегистрирован  Союз торгово-промышленных палат (далее - ТПП) Республики Казахстан, членами  которого стали 18 региональных палат. Поддержка малого бизнеса в Уставе Союза торгово-промышленных палат  Казахстана закреплена в качестве одной  из основных задач. Палата исходит из необходимости придания этому сектору  экономики ключевой роли в наполнении потребительского рынка товарами и  услугами.

Ежегодно региональные ТПП  и службы Союза ТПП Казахстана оказывают различные виды услуг  для 50 тысяч лиц, занимающихся малым  бизнесом, при этом для субъектов  малого бизнеса - членов палаты, информационные услуги оказываются бесплатно, а  по другим видам применяются льготные тарифы.

Перечень услуг:

  • предоставление адресной информации;
  • предоставление статистической информации;
  • информация по выставкам;
  • организация презентаций;
  • краткие обзоры рынков;
  • поиск партнеров по Казахстану и за его пределами.

Представление и защита интересов  предпринимателей в органах власти является одной из важнейших функций  бизнес-ассоциаций. Именно с этой целью чаще всего и объединяются предприниматели.

Кроме того, в настоящее  время большинство казахстанских  объединений предпринимателей уже  освоило такие методы взаимодействия в работе с государственными органами как участие в работе различных  комитетов, комиссий, экспертных советов  и других совещательных органах, которые создаются при исполнительной власти для решения тех или  иных вопросов, затрагивающих интересы предпринимателей. Некоторые из них  активно участвуют в формировании депутатского корпуса, направляя своих  делегатов в представительные органы власти.

Среди положительно зарекомендовавших  себя практическими результатами следующие крупные казахстанские объединения:

  1. Центрально-азиатская ассоциация предпринимателей;
  2. Профсоюз работников малого и среднего бизнеса ВКО;
  3. Ассоциация мебельной и деревообрабатывающей промышленности;
  4. Алматинская ассоциация предпринимателей;
  5. Ассоциация производителей молока и молочной продукции;
  6. Ассоциация предпринимателей г. Астаны;
  7. Ассоциация предпринимателей Карагандинской области;
  8. Ассоциация деловых женщин Казахстана.

Наиболее активные бизнес-ассоциации в регионах:

  1. Акмолинская, Жамбылская, Мангистауская, Атырауская, Кызылординская области - Ассоциация деловых женщин Казахстана;
  2. Актюбинская область - Союз промышленников и предпринимателей;
  3. Алматинская область - Форум предпринимателей г. Талдыкургана;
  4. Восточно-Казахстанская область - профсоюз работников малого и среднего бизнеса;
  5. Карагандинская область - Центрально-Казахстанская Ассоциация предпринимателей;
  6. Костанайская область - Ассоциация Предпринимателей Костанайской области;
  7. Павлодарская обпасть - Форум предпринимателей Павлодарской области;
  8. Северо-Казахстанская область - Лига предпринимателей Северо-Казахстанской области;
  9. Южно-Казахстанская область - Общественное объединение крестьянских и фермерских хозяйств «Шаруа»
  10. Алматы - Алматинская ассоциация предпринимателей;
  11. Астана - Акмолинская ТПП.

Коммерческие  организации

Коммерческие структуры  напрямую не осуществляют поддержку  субъектов малого предпринимательства, но косвенно они оказывают значительное влияние на развитие малого бизнеса. Среди таких структур выделены две  основные группы:

  1. банки второго уровня и небанковские организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций;
  2. консалтинговые компании.

Система финансово-кредитной  и инвестиционной поддержки имеет  первостепенное значение для эффективного развития малого предпринимательства. Поэтому в процесс кредитования субъектов малого бизнеса в Казахстане были привлечены следующие учреждения:

  • банки второго уровня;
  • кредитные товарищества;
  • микрокредитные организации;
  • лизинговые компании.

По данным Агентства финансового  надзора (далее – АФН) на 1 мая 2009 года в Казахстане действует 37 банков второго уровня, 26 организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

Несмотря на развитую сеть банковских услуг и большое количество программ кредитования для большинства  малых предприятий Казахстана основным источником финансов являются их собственные  средства. В то же время субъекты малого предпринимательства не могут  покрыть все потребности в  финансировании только за счет собственных  ресурсов, а услуги предоставляемые  банками для некоторых из них  остаются недоступными по различным  причинам. В этом случае в финансировании предприятий могут принять участие  микрокредитные организации.

Микрокредитная организация

Микрокредитная организация (далее - МКО) – юридическое лицо, созданное и осуществляющее деятельность по предоставлению микрокредитов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан от 6 марта 2003 года «О микрокредитных организациях» .

Основная цель Программы :

  • содействие качественному развитию микрофинансового сектора, как третьего уровня кредитной системы страны, путем оказания ресурсной поддержки МКО.

Основными задачами Программы  являются :

  • увеличение возможностей активно действующих МКО по получению доступных по стоимости кредитных ресурсов на конкурсной основе;
  • со действие созданию условий для улучшения конкурентной среды функционирования МКО, путем включения в критерии отбора по конкурсу систему стимулов, повышающих интерес МКО к улучшению качества и прозрачности своей деятельности.

Лизинг

Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

Классический лизинг носит  трехсторонний характер взаимоотношений: лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик) имущества, а лизинговая операция осуществляется по следующей  схеме. Будущий лизингодатель нуждается  в некотором имуществе, для приобретения которого у него нет свободных  финансовых средств. Тогда он находит  лизинговую компанию, которая располагает  достаточными финансовыми средствами, и обращается к ней с деловым  предложением о заключении лизинговой сделки. Согласно этой сделке, лизингополучатель  выбирает продавца, располагающего требуемым  имуществом, а лизингодатель приобретает  его в собственность и передает лизингополучателю во временное  пользование за оговоренную в  договоре лизинга плату. По окончании  договора в зависимости от его  условий имущество возвращается лизингодателю или переходит  в собственность лизингополучателя.

Основные преимущества лизинговых операций:

  • отсутствие крупных единовременных затрат на приобретение основных средств;
  • отсутствие необходимости в залоге;
  • лизингополучатель не несет риски, связанные с условиями исполнения международных контрактов;
  • в случае если реализуемый проект включен в список наиболее приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций, возможно получение налоговых льгот и преференций, т.к. понятие инвестиции включает в себя предметы лизинга, с момента заключения договора лизинга.

Недостатки лизинговых операций

  • лизинг предполагает финансирование только существующего бизнеса (обновление основных средств, расширение/диверсификация бизнеса);
  • ставка по лизингу выше, чем по кредитованию (более долгосрочное финансирование и более высокий риск являются причинами более высокой ставки, в мировой практике лизинг никогда не был дешевле кредита);
  • право собственности до окончания лизингового договора закреплено за лизингодателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последние годы малое  предпринимательство стало все  больше привлекать внимание государственные  органы. В частности, разработана  Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации на 1994-1995 гг.

Органы исполнительной и  законодательной власти усилили  внимание к проблемам институциональных  преобразований развития негосударственного предпринимательства. Это нашло  отражение в Гражданском кодексе  Российской Федерации, ряде законодательных  актов, программных документов по углублению экономических реформ. В этот период произошли некоторые позитивные изменения также в области  финансово-экономической и информационной поддержки российского малого предпринимательства, формирования его инфраструктуры.

Практически действует система, включающая в себя Фонд поддержки  предпринимательства и развития конкуренции, региональные фонды и  центры поддержки предпринимательства.

Однако, необходимо решить ряд специальных задач. Прежде всего это создание правовых, экономических и технологических условий для устойчивого развития малого предпринимательства в качестве важнейшего элемента институциональных преобразований, неотъемлемой части новой структуры экономики, переходящей от стабилизации к подъему.

Создание новых рабочих  мест, открытие и поддержка малых  предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами, снижение остроты  безработицы, поддержание требуемой деловой и инвестиционной активности.

Инициирование действий финансово-кредитных  и инвестиционных механизмов, новых  источников финансирования предпринимательской  деятельности, прежде всего, за счет собственных  возможностей эффективно развивающихся  малых предприятий.

Целенаправленное формирование системы государственной поддержки  малого предпринимательства, последовательное повышение организационной роли и ответственности предпринимательства  и развития конкуренции.

Практически в каждом регионе  России должны создаваться новые  информационные центры, что позволит значительно улучшить информационное обеспечение малого предпринимательства.

Теоретико-методологическое и научно-методическое обоснование  стратегии и тактики развития малого предпринимательства, предполагает реализацию его наиболее эффективных  направлений и форм. При этом основное внимание уделяется использованию  имеющихся интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов. Естественно  большое значение имеет укрепление и расширение сети научных и учебных  заведений, связанных с подготовкой  и переподготовкой кадров.

Развитие малого предпринимательства  предполагает реализацию мер по социальной защищенности и безопасности в малом  бизнесе. Исполнение намеченных мероприятия позволит улучшить системы пенсионного, социального и медицинского страхования в интересах малого предпринимательства. Предстоит решить проблемы социальной защищенности работников малых предприятий, охраны труда и техники безопасности, учитывая повышенный риск, характерный для этой сферы деятельности.

Для обеспечения действенной  защиты предпринимателей и работников малых предприятий требуется  внести соответствующие изменения  и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, устанавливающие  правовые нормы гарантий безопасности жизни и хозяйственной деятельности цивилизованного бизнеса.

В связи с этим необходимо осуществить комплекс мер связанных  с правоохранительными органами по борьбе с рэкетом, коррупцией, расширения сети фирм, обеспечивающих безопасность функционирования малых предприятий  и налаживанию производство специальных  охранных средств.

В ходе реализации мероприятий  по созданию системы государственной  и общественной поддержки малого предпринимательства предполагается в целом создать систему государственного регулирования развития предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.

Информация о работе Государственная поддержка предпринимательства в Республике Казахстан