Фирма как основной субъект рыночной экономики. Показатели эффективности работы фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:30, реферат

Краткое описание

Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной

экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на

рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников

фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и

иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием

выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и

на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной,

региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре

рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на

рыночных отношениях..

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3

1.Фирма,ее движущие мотивы, место и цели в рыночной экономике

1.1 Фирма как субъект современного рыночного хозяйства………………………………4-5

1.2 Экономические условия хозяйствования………………………………………...……..…6

1.3 Организационно-правовая классификация фирм……………………………………...6-10

1.4 Цели деятельности фирмы……………………………………………………………..10-11

1.5 Жизненный цикл фирмы ……………………………………………………………....11-17

2. Показатели ,характеризующие эффективность работы фирмы

2.1 Понятие и показатели эффективности работы фирмы………………………………17-22

2.2 Факторы повышения эффективности работы фирмы……………………………......22-23

2.3 Финансово-экономический анализ деятельности фирмы…………………………...24-25

2.4Финансовый результат и его составляющие………………………………………….25-26

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

на то, что  анилиновые красители были изобретены в Англии. Однако германские

фирмы вложили  мощные инвестиции и заняли ведущие  позиции на рынке.

Английские фирмы  не решились на крупные капиталовложения. Пропорции

капиталовложений  зависят от конкретных отраслей. Например, в фармацевтике,

идут равные доли в производство и менеджмент и вдвое большие доли в сеть

сбыта.  

1.5.4.Развитие фирмы. 

Фирмы не только воюют. Сотрудничество фирм плодотворно в сфере сбыта,

если они выпускают  стандартную или смежную продукцию  взаимное усиление.

Когда началось продвижение продукта, ищите союзников, тех, кто своим

корыстным интересом  поможет вашему успеху. 

Питер Друкер в  своей последней книге "Задачи менеджмента в XXI веке"

подразделил фирмы  на несколько групп: 

1) Фирма - лев

В чем проблемы фирмы льва? К сожалению, счастье  не вечно. Даже, если

вы вышли на рынок с динамичным продуктом, у  каждого продукта есть цикл

жизни. Через  некоторое время продукт перестает быть динамичным. Существует

ли лекарство  от этого? Создание технологической  платформы позволяет

продлить цикл жизни производства. До определенного  момента вы выпускаете

разные продукты в рамках единого направления. Направление  будет жить

дольше, чем конкретный товар, но не бесконечно. В результате в жизни фирмы

– льва наступает  момент, когда она начинает диверсифицироваться. Само по

себе это не опасно. Лев просто превращается в  слона, который обладает двумя

видами диверсификации - в области выпуска продукта и географической.

Диверсификация  продуктовая (выпуск разных продуктов) позволяет

застраховаться  от полного провала, так одновременно все продукты в полосу

спада попасть  не могут. Крупное предприятие сильно тем, что раскладывает

постоянные издержки по разным продуктам. Однако когда изделия совершенно

разные, например выпуск таблеток и шампуней, то издержки на выпуск каждого

товара будут  разные. Диверсификация продуктовая  хороша тем, что помогает

избежать убытков, связанных с циклом жизни продукта, но плоха тем, что

подрывает стратегические преимущества крупного предприятия. Диверсификация

географическая  подразумевает производство одного вида товаров или услуг на

разных рынках. Конъюнктура на разных рынках отличается, тогда, как усилия

направлены на продвижения одного и того же товара. Это выгодная позиция. 

2) Фирма - слон. На этапе зрелости, когда главная задача - обеспечить

устойчивость  бизнеса, "хитрая лиса" превращается в "могучего слона" -

широко диверсифицированную  компанию, успешно занимающуюся несколькими

видами бизнеса  одновременно.

Фирмы - слоны  очень стабильны, они долгоживущие. Что особенно выгодно

в позиции фирмы - слона? Часто они предлагают комплексное  решение.

Диверсификация  тогда выгодна, когда она разумна. Фирма предлагает не просто

отдельные, ставшие популярными нововведения, а логически взаимосвязанный

комплекс. Системное  решение в этой области порой  лучше любых других

успехов. К примеру, возьмем историю фирмы «IBM». Технология для этой фирмы

оказалась менее  важна, чем методы сбыта и продажи. Они постоянно продавали

больше, чем их конкуренты, имеющие лучшую технологию, так как знали, как

лучше объяснить  все клиенту, как помочь ему с  внедрением, как привязать к

себе клиента  после покупки. Фирма в данном случае чужие достижения

использует лучше, чем свои. Происходит введение инновации на фоне широкой

палитры предложения. Эта стратегия называется «тактика ловкого второго».

Слон в принципе вечен. Современная наука не знает  объективных причин

гибели слонов. Переход таких фирм в худшее состояние обусловлено, как

правило, субъективными  ошибками. При выпуске множества  различных продуктов

вы не можете во всех областях быть первым. Появляются отсталые сектора.

Появляется проблема избыточной диверсификации. Любые инвестиции в новое

направление сразу  не показывают, успешно это вложение или нет. Должно

пройти определенное время, более того, нормально, чтобы  сначала были

неудачи. Представьте  себе, в какую ловушку это затягивает руководящего

работника фирмы. Часто опасность потерять авторитет  заставляет скрывать

провалы нового направления.

В итоге, фирма - слон превращается в неповоротливого  бегемота. Его

главные признаки: утрата динамизма, падение прибыли  либо убыточность и

излишняя диверсификация. Фирма уже не определяет ситуацию на рынке, а

пассивно реагирует на происходящие изменения. Фирма перестает двигаться

вперед, а занимается спасением то одного, то другого  убыточного

направления. Чтобы  ситуацию исправить, нужны хирургические  меры.

Специальная культура дезинвестиций - избавление от неприбыльных

производств. Например, - «Новомосковскбытхим». Это очень сложно и связано с

социальными проблемами, а, кроме того, не популярно у руководства  фирмы.

Часто сокращаемые  подразделения - это сокращаемые  хорошо знакомые люди, в

результате чего возникают психологические проблемы. Такие меры принял

Брынцалов на своем  предприятии. Он лично автогеном  резал установки синтеза,

потому что  производство субстанций на тот момент было крайне не выгодным.

На западе эта  процедура более цивилизована, там  существуют специальные

кризисные «чудо - менеджеры», чья задача обрубать отсталые отрасли

предприятия. Этап ее развития - специализация в узкой  сфере - это уже

"хитрая лиса" 

3) Фирма - лиса.

Теперь рассмотрим развитие фирмы, которая двинулась  по пути

специализации. Здесь и появляется фирма - лиса. Фирма эта средних размеров.

Слишком большие  фирмы работают на массового потребителя, а у слишком

маленьких не хватит сил, чтобы стать специалистом в  какой - то области.

Преимущества  фирмы - лисы. Во - первых, более высокие  цены и удельные

прибыли. Специализированное производство ориентировано на два  типа

клиентов. Либо если речь идет о каких - то особых условиях, либо если вы

работаете на особо  богатых людей. Например, Билл Клинтон  играет в гольф

русской клюшкой  фирмы «TZAR». Клюшки из титана может делать только эта

фирма.

Часто специализированная продукция является не готовой, а

промежуточной. Флакон для духов. Такие товары, не являясь главным

компонентом расходов при производстве продукта, часто  определяют его имидж.

Второе преимущество фирмы - лисы - лояльность потребителя. Придав

своей продукции  запоминающиеся, а лучше неповторимые черты, фирма

привязывает клиента  к своей марке.

Третье преимущество заключается в том, что вы выходите на особую

группу потребителя, которая для стандартного продукта вообще недоступна.

Классический  пример этого типа - контактные линзы. Женщины иногда согласны

носить очки, но всегда охотно купят контактные линзы. Последнее, что очень

важно для (лисьей) стратегии - специализация защищает вас от конкурентов.

Они должны повторить ваш ход, что часто не возможно. С другой стороны,

специализированный  продукт рассчитан на немногих, поэтому  он не только

трудно копируем, но его еще и не выгодно копировать крупному производителю. 

1.5.5.Умирание фирмы (или переход в новое качество) 

 Необходимо сказать, что в жизненном цикле фирмы очень важное место

принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся “вилка”  или дает фирме

возможность развиваться  в будущем, или приводит к умиранию экономической

организации.

Возможности развития в организационном плане предоставляются самые

разнообразные. Это – слияния и поглощения компаний, создание финансово-

монополистических и финансово-промышленных групп. В  результате появляется

новая внутрифирменная  структура, отличная от предыдущей. Она может быть как

более высокой  иерархией (увеличивается количество “этажей” управления и,

соответственно, затрат на координацию), так и более  плоской (создание

финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).

Не следует  думать, что стадия отмирания организации является

необратимой. Это  связано в первую очередь с  тем, что в данной фазе имеется

организационный прием (организационная технология), спасающий фирму от

банкротства и  гибели. Вероятно, это тоже переход  в иное качество, но не

сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса (этот тезис очень

важен, когда  мы рассматриваем жизненный цикл фирмы в его четвертой фазе,

которая связана  либо с позитивным развитием фирмы, либо - с негативным).

Речь идет о  реструктуризации компаний, оказавшихся в кризисном

состоянии. В  результате сильных и направленных действий фирмы могут

пережить кризис и остаться в качестве реальных экономических  субъектов, но

достигается это  большой ценой (уменьшение размеров бизнеса компаний,

болезненная структурная перестройка, сокращение персонала, жесткая экономия

на управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности и

суверенитета  и проч.). Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже ничто

не может спасти фирму. Она прекращает свое существование, по крайней мере,

в качестве самостоятельного участника рынка.

Таким образом, если фирма работает успешно, то происходит переход в

новое качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность

неуспешна - то переход  в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная

деятельность  – это реализация нового инвестиционного  проекта (укрупнение

масштабов бизнеса), неудачная деятельность - прямой путь в направлении

банкротства компании. 
 
 
 

2. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ФИРМЫ 
 
 

2.1. Понятие и  показатели эффективности работы  фирмы 
 

Информация о работе Фирма как основной субъект рыночной экономики. Показатели эффективности работы фирмы