Фирма как основной субъект рыночной экономики. Показатели эффективности работы фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:30, реферат

Краткое описание

Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной

экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на

рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников

фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и

иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием

выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и

на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной,

региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре

рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на

рыночных отношениях..

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3

1.Фирма,ее движущие мотивы, место и цели в рыночной экономике

1.1 Фирма как субъект современного рыночного хозяйства………………………………4-5

1.2 Экономические условия хозяйствования………………………………………...……..…6

1.3 Организационно-правовая классификация фирм……………………………………...6-10

1.4 Цели деятельности фирмы……………………………………………………………..10-11

1.5 Жизненный цикл фирмы ……………………………………………………………....11-17

2. Показатели ,характеризующие эффективность работы фирмы

2.1 Понятие и показатели эффективности работы фирмы………………………………17-22

2.2 Факторы повышения эффективности работы фирмы……………………………......22-23

2.3 Финансово-экономический анализ деятельности фирмы…………………………...24-25

2.4Финансовый результат и его составляющие………………………………………….25-26

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

обеспечит эффективность  использования факторов производства

в конкретном виде деятельности.

Фирмы могут  иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их

различными путями и способами. 
 

1.5. Жизненный цикл фирмы 
 

1.5.1 Возникновение фирмы 

Фирмы возникают  добровольно, потому что они представляют более

эффективный метод  организации производства. На первом этапе своего развития

фирма ведет  себя как "серая мышка" - подбирает  зернышки, которые упускают

из виду более  крупные рыночные структуры.

На этапе возникновения  фирмы очень важно определить стратегию

конкурентной  борьбы.

Существует четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы.

Первая  стратегия - силовая, действующая в сфере крупного производства

товаров и услуг. Вы занялись крупномасштабным бизнесом. Это автоматически

означает, что у вас должны быть сравнительно доступные цены и невысокие

издержки. Если вы ориентированы на массового покупателя, цены должны быть

для него приемлемыми. При этом вы обеспечиваете средний  уровень качества.

Если качество вашего товара низкое, бизнес становится ненадежным.

Потребитель сразу  же отворачивается от низкокачественного продукта, если у

него либо возросли доходы, либо появилась лучшая альтернатива. Очень

высокое качество продукции требует увеличения издержек и как следствие -

продажной цены. Круг потенциальных потребителей в этом случае сужается.

Таким образом, вы сосредотачиваетесь на производстве продукции среднего

качества и  средних (и даже немного ниже) ценовых  параметров. В результате

вы попали в  ситуацию очень высокой конкуренции  с фирмами, занимающими эту

же позицию. Так  как обслуживаете один и тот же массовый сегмент рынка.

Вторая  стратегия. Если вы сосредоточились в сфере мелкого бизнеса

(маленькие мастерские, кафе и т. д.), то вам необходимо  придерживаться

приспособительной стратегии. Достоинства вашей фирмы будут принципиально

иные, чем у  крупных предприятий. Задачи таких  фирм: удовлетворять

индивидуальные  потребности конкретного человека. Преимущества такой формы

бизнеса - гибкость. Если товар или услуги такой фирмы  не совпадают с

серийным, тиражным производством, то крупные фирмы  никогда не будут

заниматься такими пустяками и, соответственно, никогда  не будут вашими

конкурентами.

Третья  стратегия нишевая. Есть два принципиальных пути вырваться за

пределы локального бизнеса. Первый путь - глубокая специализация

производства. Ваша фирма обслуживает редкие специальные  запросы

потребителя, которые  есть только у одного слоя, но зато вы умеете это

делать лучше  всех. Узкий слой потребителей определяет средние размеры

фирмы. При этом клиент заинтересован именно в данных характеристиках

продукта, что  дает возможность свободного отношения  к ценам. Вы

пожертвовали  массовостью продукции, ушли в какую - то специфику, но это

ваша специфика, и конкуренту проникнуть в нее  очень сложно. Вы относительно

защищены от конкуренции.

Четвертая стратегия - инновационная. Не вы приспосабливаетесь к рынку,

а рынок становится совсем иным после вашего прихода. У  вас большие

потенциальные возможности расширения. Основная трудность  на этом пути: как

ее сделать, эту прорывную инновацию. Плата за осуществление прорыва -

высокая степень  риска.

Возможны переходные стратегии, и возможны смеси стратегий  разных по

принципу: если вы в рамках своей фирмы выделяете  структурное подразделение,

обладающее значительной самостоятельностью, оно вполне может подчиняться

другим принципам, чем фирма в целом. Но самой  фирме быть и крупной и

специализированной, и еще какой - либо невозможно. Фирмы  могут сочетать в

себе признаки разных стратегий, но та как это делается в коктейле «Кровавая

Мэри» - компоненты не смешиваются. 

1.5.2. Общая стратегия фирмы в условиях рынка 

Стратегия рыночного  предприятия проста: максимизировать  прибыль. Для достижения этой цели у  предприятий, которые только "на пути к рынку", т.е. проходят период адоптации, необходимо осуществлять различные меры, которые включают улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности и др. 

Для эффективной  работы фирмы необходимо выработать:

1) защиту прав  участников (учредителей);

2) четкое разграничение  ответственности участников (учредителей)  и руководителей предприятий,  развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);

3) обеспечение  инвестиционной привлекательности предприятия;

4) создание системы  хозяйственно - договорной деятельности  предприятия, обеспечивающей соблюдение  контрактных обязательств;

5) достижение  прозрачности финансово - экономического  состояния предприятий для их  участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

6) создание эффективного  механизма управления предприятием;

7) использование  предприятием рыночных механизмов  привлечения финансовых средств;

8) повышение  квалификации работников предприятия  как один из факторов повышения  устойчивости развития предприятия.

Основными направлениями  стратегии фирмы являются следующие:

1) выявление  и устранение нарушенных прав  акционеров (для акционерных обществ);

2) инвентаризация  имущества и осуществление реструктуризации  имущественного комплекса предприятия;

3) рыночная оценка  активов предприятия;

4) анализ положения  предприятия на рынке, его финансово  - хозяйственной деятельности и  эффективности управления предприятием;

5) выработка  стратегии развития предприятия;

6) подготовка  и переподготовка кадров. 

При определении  положения предприятия на рынке  рекомендуется получить следующую  информацию о: показателях экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющих производство и сбыт выпускаемой  предприятием продукции и потребляемых видов сырья; существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции - заменителя; потребителях и сегментации рынка; основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичность сложившихся цен, потенциальная и реальная емкость рынка, его насыщенность); географическом распределении товара, его экспортных рынках; конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля на рынке, цели, поведение на рынке, самооценка и т.д.), их сильных и слабых сторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, послепродажному обслуживанию, формам осуществления расчетов "живыми" деньгами, предоплата, в рассрочку и т.д.); уровне конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию - заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).

По результатам  маркетинговых исследований составляется оптимистический, пессимистический и средневзвешенный прогнозы развития рынка. В рамках каждого из прогнозов рекомендуется: определять фазы и продолжительности жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием; составлять прогноз развития рынка; оценивать потенциальные риски деятельности предприятия;

Выработка стратегии  развития фирмы в рыночной экономике  позволяет обеспечить эффективное  распределение и использование  всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе - устойчивое положение на рынке; перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. Выработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово - хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия. Формирование стратегии поведения предприятия на рынке включает определение следующих параметров:

• -регион или  территория, на которую направлен  сбыт продукции,

• -степень географической дифференциации этого сбыта;

• -доля рынка, которую  предполагается занять;

• -группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции;

• -связь "продукт - рынок" в качестве основы концепции  маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом); базовая  ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);

• -вид стратегии  деятельности предприятия (стратегия  конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.); квалификация и практический опыт персонала, необходимый для  успешной конкурентной борьбы;

• -возможность  кооперации с другими предприятиями и организациями.  

1.5.3. Становление фирмы. 

Для становления  крупной фирмы нужны три направления  инвестиций - в

крупное производство, в сбытовую сеть и в дееспособный менеджмент.

Отношение к  сбыту - очень важный вопрос для развития фирмы. Функции

сбыта - подведение реального питания к фирме. Задача: собрать как можно

больший спрос  с территории и направить его  в данную фирму. Контролируемая

сеть сбыта  у российских предприятий развита  плохо. Стандартная цепочка:

производитель, оптовик, розница. Мотивы производителя - продвинуть свой

собственный товар, мотивы оптовика - продвинуть тот товар, который окажется

более выгодным. Для крупного производителя контролируемая сбытовая сеть -

составляющая  успеха.

Главная проблема в области менеджмента на крупном  предприятии состоит

в том, что теряется единство рискующего и принимающего решение. Часто

конкретное решение  принимает специалист, не являющийся владельцем фирмы. В

ряде случаев  фирма не может принимать рискованные  быстрые решения. У

хозяина главный  мотив - интересы компании, у менеджера - его собственная

репутация, он может  скрывать свои ошибки.

Главный риск крупного предприятия - решиться вложить крупный  капитал в

рассмотренные нами три сферы. Классический пример с органической химией.

Компании «BASF» «Byer» и «Hehst» стали лидерами в конце 19 века, несмотря

Информация о работе Фирма как основной субъект рыночной экономики. Показатели эффективности работы фирмы