Федеральная служба по финансовым рынкам

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель: изучить Федеральную службу по финансовым рынкам как регулирующего органа рынка ценных бумаг.
Задачи:
освоить полномочия государственного органа;
провести анализ и сегодняшнее состояние ФСФР;
рассмотреть основные проблемы ФСФР.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Права и обязанности ФСФР 4
1.1 Общие положения 4
1.2 Полномочия ФСФР 4
1.3 Права ФСФР 11
1.4 Организация деятельности ФСФР 12
Глава II. Анализ деятельности ФСФР 14
2.1 Основные направления деятельности 14
2.2 Организационная структура ФСФР России 15
Глава III. Основные проблемы ФСФР 17
3.1 Недостаточно квалифицированный уровень сотрудников 17
3.2 Проблема кадров надзорного органа 17
3.3 Разрозненность регулирования фондового рынка 19
3.4 Сосредоточение властных полномочий в руках одного органа 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

РЦБ-готовик.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

     Основные  функции, полномочия, порядок и организация  деятельности ФСФР России определены в Постановлении Правительства  Российской Федерации "Вопросы федеральной  службы по финансовым рынкам" № 206 от 9 апреля 2004 года и Положении о  Федеральной службе по финансовым рынкам от 30 июня 2004 года, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации №317 от 30 июня 2004 года.

Глава III. Основные проблемы ФСФР

     Сегодня на финансовом рынке, в банковском сообществе вновь обсуждаются преимущества и недостатки создания мегарегулятора, и участия в его деятельности саморегулируемых организаций.

3.1 Недостаточно квалифицированный уровень сотрудников

     Для успешного развития рынка чрезвычайно  важно иметь профессионально  поставленное регулирование и объективный надзор и контроль, осуществляемые квалифицированными специалистами. Когда все участники рынка убеждены, что регулятор действует исключительно в интересах рынка, эффективно защищая права инвесторов, тогда выше доверие, больше инвесторов и инвестиций, быстрее развитие институтов рынка.

     Чтобы регулятор действовал объективно, нужно  в самой структуре регулятора предусмотреть организационные  механизмы, которые обеспечивали бы представительство интересов рынка, исключали бы чрезмерный крен в сторону  интересов государства, противодействовали коррупции и частным интересам, чтобы нельзя было свести всё принятие решений к одному человеку.

     Объективно  может действовать только тот  регулятор, который имеет профессионально  подготовленный стабильный коллектив  квалифицированных сотрудников. Для этого необходимо поддерживать конкурентоспособный уровень компенсации их труда.

     Эти побудительные мотивы - объективность  и профессионализм, проявляются  во всех реформах регулирования финансового  рынка, во всех странах.

3.2 Проблема кадров надзорного органа

     Проблема, действительно, существует. Она очень  серьезна. Например, на сегодняшний  день в ФСФР специалистов в области  надзора, тех, которые знают свое дело и могут квалифицированно провести проверку, от силы 5-7 человек. То есть на всю страну, на несколько тысяч профессиональных участников и несколько сотен тысяч эмитентов в государственном надзорном органе работает десяток высоко квалифицированных специалистов, способных возглавить проверку.

     Причина не в том, что Правительство не дает численности, как раз Правительство в этом смысле настроено конструктивно. Проблема в другом: уровень компенсации не конкурентный. Абсолютно. Система компенсаций не адекватна поставленным перед ФСФР задачам. У ФСФР фонд оплаты труда составляет 10% от общего бюджета, это хороший показатель оценки интеллектуальной составляющей в деятельности службы.

     Поэтому специалисты долго не задерживаются. Основная мотивация поступления  на работу - практика после учебной  скамьи, для того, чтобы просто получить опыт, доучиться. Такие люди работают, как правило, 2-3 года, а потом устраиваются на более выгодную работу. Для ФСФР конкурентом на рынке труда являются компании, работающие на финансовом рынке, они и переманивают специалистов. Уровень оплаты труда на рынке и здесь, в государственном учреждении, различается в десятки раз.

     Чтобы разрешить эту проблему, необходима гибкость в бюджетировании. Нельзя "стричь под одну гребенку" чисто  бюджетное учреждение и надзорный  орган на финансовом рынке. Решение  в создании регулирующего и надзорного органа в форме государственного учреждения вне системы органов исполнительной власти, действующего на коллегиальной основе и имеющего более гибкую систему оплаты труда. Тогда можно набрать достаточно эффективный коллектив для работы и выполнить поставленные рынком задачи.

     Мощности  довольно ограничены, надзорное подразделение - около 30 человек, причем это подразделение  занимается не только надзором и контролем  за профучастниками, но также привлекается к проверкам эмитентов, а их уже  десятки тысяч. Так что в целом, что касается интенсивности проверок, мы ничего менять не будем, план - 50-60 проверок в год, просто физически больше проверок не сможем сделать, тем более, что большинство проверок - выездные.

3.3 Разрозненность регулирования фондового рынка

     Действительно, с созданием ФСФР (с этого момента  прошло чуть больше, чем полтора  года) произошла определенная консолидация регулирования и надзора: в частности, теперь практически всеми видами коллективного инвестирования занимается именно ФСФР. Сегодня можно сказать, что решение свести все эти полномочия в единый орган оказалось положительным: профессиональное управление активами, включая инвестирование накопительной части пенсионного фонда - это деятельность, которая, как мы уже видим, гораздо эффективнее регулируется и контролируется из одного органа. Сейчас идет процесс присоединения к системе и регулирования жилищно-строительных обществ.

     С другой стороны, определенная разрозненность регулирования сохранилась и  сейчас. На российском финансовом рынке сосуществуют три основных регулятора: Центральный банк - по отношению к банковской системе; ФСФР - по отношению ко всем небанковским организациям-профучастникам финансового рынка; страховые организации контролируются Росстрахнадзором, а регулируются Минфином.

     Действительно, между банками и небанковскими  финансовыми учреждениями есть одна существенная разница: банки берут  довольно большие риски на свой баланс, гораздо более существенные, чем  небанковские организации. Это единственное объективное основание для того, чтобы сохранить в России раздельное регулирование банковского и небанковского секторов финансового рынка. Однако поскольку банки являются активными участниками рынка ценных бумаг, у ФСФР с Центральным банком возникают довольно существенные взаимодействия в этой области и, надо сказать, что есть и минусы от того, что это регулирование не консолидированное.

     Не хватает возможности проведения в ряде случаев совместных проверок. Сегодня Центральный Банк не имеет права участвовать в совместных проверках или включать представителей других организаций в свои. При определенных моментах совместные проверки были бы очень эффективны с точки зрения пресечения определенных масштабных схем легализации незаконно полученных капиталов.

     Первый этап решения этой проблемы: создать коллегиальный орган регулирования на небанковском финансовом рынке. И если окажется, что этот регулятор работает достаточно эффективно и имеет нормальную материально-финансовую базу для своей деятельности, чтобы поддерживать достаточно квалифицированный штат сотрудников, то тогда можно будет рассматривать вопрос о консолидации регулирования всего рынка: и банковских, и небанковских организаций.

     Все ведомства, которые имеют отношение  к этому процессу - прежде всего  Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Банк России - вроде бы и не против такого движения, но, в то же время, не испытывают большого энтузиазма. При такой постановке достаточно трудно быстро двигаться вперед.

3.4 Сосредоточение властных полномочий в руках одного органа

     ФСФР - потенциально более авторитарный орган, чем прежняя ФКЦБ, в том  смысле, что ФКЦБ хотя бы формально  предусматривала некие коллегиальные  органы управления нормотворческим  процессом.

     ФСФР  создана, как министерство и функционирует на принципе единоначалия. И фактически руководитель ФСФР принимает своим решением нормативные акты (разумеется, не законодательные, а нормативные), обязательные для всех участников рынка.

     Таким образом, мы получили высшую форму концентрации полномочий у одного лица. Вся же модернизация регулирования финансового рынка идет по пути ухода от концентрации принятия решений, пытается распределить полномочия по некоторому кругу квалифицированных лиц (преимущественно не чиновников, а специалистов).

     Нормотворчество должно быть объектом деятельности специального Совета директоров будущего нового органа.

     Формирование  Совета директоров на квотной основе, а квоты отдать определенным группам. Правительство, безусловно, получит право делегировать своих представителей в этот Совет Директоров, однако они не будут составлять в нем 100%. Дополнительные квоты будут выданы участникам рынка. Поскольку кандидатов может быть больше, чем можно по квоте, министр финансов уполномочен провести консультации с участниками рынка, чтобы отобрать наиболее авторитетных.

     Соответственно, отечественные промышленные ассоциации - РСПП, Торгово-промышленная палата, и  другие получат право выдвинуть  своих представителей от лица корпоративного сектора экономики в Совет  директоров. Все члены совета направляются на определенный срок, исполняют свои полномочия на компенсационной основе и несут всю полноту ответственности за принятые решения. По истечении срока они теряют право продолжать работу в Совете, и должны вернуться к своей профессиональной деятельности.

Заключение

     С момента созданием Федеральной  службы по финансовым рынкам прошло почти  два года. С самого начала основания  она начала глубокую работу по контролю и созданием нормативно-правовой базы для всех участников фондового рынка.

     Федеральная служба по финансовым рынкам имеет право законодательной инициативы и на прямую подчиняется Правительству РФ. К основным полномочиям Службы относятся: регулирование правил игры на фондовом рынке, регистрация и лицензирование участников рынка ценных бумаг, контроль и надзор за профучастниками фондового рынка, и т.д.

     ФСФР  имеет 14 региональных отделений по Федеральным округам. Отделения  могут организовывать представительства. Они следят за рынком ценных бумаг  в своих регионах.

     Основными проблемами для Федеральной службы по финансовым рынкам на сегодняшний день, являются:

    • Недостаточно квалифицированный уровень сотрудников;
    • Проблема кадров надзорного органа;
    • Разрозненность регулирования фондового рынка со стороны государства;
    • Сосредоточение единых властных полномочий в руках одного органа и единоличное принятие решений со стороны Руководителя ФСФР.

     Все перечисленные проблемы были детально рассмотрены и выявлены пути их решения.

     Фондовый  рынок в России только набирает свои обороты, за ним неуклонно следит и следует государство в лице Федеральной службы по финансовым рынкам. Здоровый и развитый рынок ценных бумаг – один из важнейших показателей развитой экономики страны.

Список использованной литературы

  1. Рынок ценных бумаг: Учебник/ Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – 2-е изд., перераб. и  доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 448 с.
  2. Указ Президента России В.В. Путина "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" №314 от 9 марта 2004 года.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации "Вопросы федеральной службы по финансовым рынкам" № 206 от 9 апреля 2004 года.
  4. Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам от 30 июня 2004 года, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации №317 от 30 июня 2004 года.
  5. www.fcsm.ru

Информация о работе Федеральная служба по финансовым рынкам