Бизнес планирование в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:31, реферат

Краткое описание

В условиях рыночной экономики без грамотно организованной предпринимательской деятельности очень рискованно начинать какое-либо дело: заключать договоры, брать деньги в кредит, закладывать имущество и т.п. Планирование деятельности предприниматель осуществляет в форме разработки бизнес-плана.

Файлы: 1 файл

бизнс- план.docx

— 37.14 Кб (Скачать)

Бизнес-план предпринимателя

В условиях рыночной экономики без грамотно организованной предпринимательской  деятельности очень рискованно начинать какое-либо дело: заключать договоры, брать деньги в кредит, закладывать  имущество и т.п. Планирование деятельности предприниматель осуществляет в  форме разработки бизнес-плана.

Бизнес-план – это план осуществления бизнес-операции или действий предпринимательской организации (индивидуального предпринимателя).

Цель  разработки бизнес-плана: спланировать хозяйственную деятельность предпринимателя  на ближайшую и более отдаленную перспективу в соответствии с  потребностями рынка и возможностями  получения необходимых ресурсов. Задачи бизнес-плана:

• сформулировать долговременные и краткосрочные  цели предпринимательской организации, стратегию и тактику их достижения;

• определить конкретные направления деятельности, целевые рынки и место предпринимателя  на этих рынках;

• обосновать ассортимент и определить параметры 'товаров и услуг, которые будут  предложены потребителям;

• оценить  уровень производственных и торговых издержек;

• определить перечень маркетинговых мероприятий  по изучению рынка, ценообразованию, стимулированию продаж;

• оценить  финансовое состояние предпринимательской  организации и соответствие имеющихся  материальных и финансовых ресурсов возможностей достижения поставленных целей.

В бизнес-плане  обосновываются основные параметры  предпринимательской организации, анализируются проблемы, с которыми предприниматель может столкнуться, и определяются способы их решения. Бизнес-план в конечном итоге должен ответить на вопросы: стоит ли вкладывать деньги в реализацию предпринимательской  идеи, где их взять и окупятся ли затраты. Отсутствие у предпринимателя  плана действий вынуждает его  импровизировать, идти на риск, что  нередко сопряжено с большими непредвиденными затратами. Грамотно же составленный бизнес-план страхует его от непредвиденных ситуаций на рынке и выступает одним из важнейших условий успешной предпринимательской  деятельности.

Бизнес-план может разрабатываться как на достаточно длительный период, так  и на один год, как для вновь  создаваемой, так и действующей  организации или индивидуального  предпринимателя. В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес-план может разрабатываться в различных модификациях: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по организации в целом (новой или уже действующей); бизнес-план может быть нацелен как на развитие организации, так и на ее финансовое оздоровление; направления развития могут предусматриваться как для всей организации, так и для ее отдельных подразделений.

Стандартный (классический) бизнес-план обычно состоит  из следующих разделов:

1. Резюме.

2. Общая  характеристика организации.

3. Характеристика  товаров и услуг.

4. Рынки  сбыта товаров.

5. Конкуренция  и другие внешние факторы.

6. Стратегия  маркетинга.

7. Производственный  план.

8. Организационный  план.

9. Юридический  план

10. Оценка  рисков и  управление ими

11. Финансовый  план.

12. Стратегия  финансирования

Бизнес-планы  различных сельскохозяйственных предпринимателей различаются степенью детализации  и проработки отдельных разделов. Это зависит от масштабов и  сферы деятельности организации (производство, сфера услуг и т.д.), размеров предполагаемого  рынка сбыта, наличия конкурентов, перспектив роста организации. Если, например, создается небольшое крестьянское хозяйство или мастерская по ремонту  технических средств, то некоторые  разделы бизнес-плана (стратегия  маркетинга, анализ конкурентов, организационный  план и др.) не требуют детальной  проработки. Однако совсем по-другому  обстоит дело, если создается крупная  агрофирма, где названные разделы  являются основными.

 

Методика  разработки бизнес-плана

Резюме. Начинается бизнес-план всегда с резюме, хотя пишется этот раздел в последнюю очередь, когда разработаны все остальные разделы плана. Только тогда, когда программа действий сельскохозяйственного предпринимателя полностью продумана и имеется предельная ясность во всех аспектах разрабатываемого проекта, можно в сжатой форме изложить его основное содержание.

Резюме  в предельно лаконичной форме (его  объем не должен превышать 3-4 страниц) должно дать заинтересованным лицам  наиболее важную информацию по реализуемому проекту. Оно должно вызвать немедленный интерес у адресата.

Максимальное  внимание должно быть уделено разъяснению цели предлагаемого проекта и того, чем организация планирует заниматься, характеристике новизны предлагаемой к производству продукции, ее отличий от продукции конкурентов, привлекательности для потенциальных покупателей (почему именно ее они предпочтут приобретать).

Особое  место в резюме должно быть уделено финансовым результатам реализации проекта. Здесь показывают прогнозируемые объемы продажи продукции, выручку от продажи, затраты на производство и реализацию продукции, балансовую и чистую прибыль, отношение прибыли к выручке, активам и собственному капиталу (уровень рентабельности). Приводят и другие важные сведения: период, в течение которого организация выйдет на безубыточность, гарантированный срок возврата кредитов и др.

Общая характеристика организации. Объем этого раздела не должен превышать 3-4 страниц. Здесь следует описать основные виды и характер деятельности сельскохозяйственной организации (производство, сбыт сельскохозяйственной продукции и др.), показать географические районы, где она планирует развивать свой бизнес (отдельные зоны, в масштабах страны и т.д.).

В данном разделе должны быть четко сформулированы цели и задачи предпринимательской деятельности. Например, сельскохозяйственный предприниматель может стремиться освоить определенный сектор на рынке того или иного товара, освоить новые рынки сбыта, либо занять прочные позиции в определенных видах деятельности. Конечно, эти цели должны выглядеть реалистичными и достижимыми.

Если  бизнес-план составляется для действующей  сельскохозяйственной организации, то в этом разделе необходимо привести информацию о фактическом положении  дел на ней: степень освоения производственных мощностей, ассортимент выпускаемой  сельскохозяйственной продукции, уровень  эффективности производства и т.п.

Характеристика товаров и услуг. В данном разделе детально описывают те товары и услуги, которые сельскохозяйственный предприниматель хотел бы предложить своим покупателям и ради производства которых задуман проект. Независимо от стратегических соображений предпринимателя, его идея может оказаться несостоятельной, если не будет убедительно показана привлекательность продукции и услуг, не заинтересовать инвесторов и кредиторов дать средства под этот проект.

В этом разделе  нужно показать наиболее привлекательные  характеристики товара, прокомментировать  возможности трансформации его  потребительских свойств в зависимости  от изменений условий на рынке; при  необходимости показать защищенность товара патентами и авторскими свидетельствами.

Большое внимание в разделе должно быть уделено  обоснованию конкурентных преимуществ предлагаемого к производству сельскохозяйственного товара. Современная теория выделяет два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализацию. Под более низкими издержками как конкурентным преимуществом понимают не просто меньшую сумму затрат на производство продукции по сравнению с конкурентами, а способность предпринимателя разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты.

Специализация как конкурентное преимущество означает способность товара удовлетворять особые запросы покупателей и получать за это цену в среднем более высокую, чем у конкурентов. Для обеспечения такого конкурентного преимущества предприниматель должен выделяться среди конкурентов: высоким уровнем качества продукции при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя, либо какими-то другими признаками.

В каждый конкретный момент времени стратегию  обеспечения конкурентоспособности  намеченной к выпуску продукции  можно строить с опорой лишь на один из типов конкурентных преимуществ: либо на более низкие издержки, привлекая  покупателей относительной дешевизной товара по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, либо на специализацию, вызывая интерес у клиентов, которые  предъявляют определенные требования к качественным параметрам. Совмещать оба типа конкурентных преимуществ невозможно, такие попытки обычно приводят к неудаче.

Очень важно  в этом разделе показать наиболее привлекательные стороны товара, подчеркнуть его преимущества перед  аналогичной продукцией или услугами конкурентов.

Далее в  этом разделе должен быть дан предварительный  прогноз цен с учетом уровня, сложившегося на рынке, и тех затрат, которые  потребуются при производстве сельскохозяйственного  товара, (Обоснование уровня цен  и издержек на единицу продукции  приводятся в других разделах).

Общий объем  раздела – 5-8 страниц.

Рынки сбыта товаров. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что слабое знание рынков сбыта – одна из главных причин несостоятельности многих коммерческих проектов. Результаты исследования рынка – основа для разработки не только долгосрочной стратегии предпринимателя, но и его текущей политики, они позволяют определить потребность в трудовых и материально-технических ресурсах.

В конечном итоге сведения, представление в  данном разделе бизнес-плана, должны дать ответ на следующие вопросы: Кто будет покупать товары предпринимателя  на рынке? Какую нишу на рынке предприниматель  может занять?

Поиск своей  ниши на рынке требует соблюдения определенной этапности в исследовании. Прежде всего, предприниматель должен проанализировать спрос на продукцию и услуги, являющиеся предметом его деятельности.

Емкость рынка – это максимально возможный спрос на данный товар на конкретном рынке. Объем рыночного спроса, выраженный в натуральных и стоимостных показателях, соответствует количеству товаров, которые будут куплены в определенном регионе определенной группой покупателей за определенный период. Разница между емкостью рынка и объемом рыночного спроса представляет собой ту нишу, которую может занять предприниматель при осуществлении своего проекта.

Для принятия верного решения при организации  предпринимательской деятельности важно не только знать величину спроса на товар на данный момент, но и оценить  перспективы его изменения с  учетом экономических, социально-культурных и психологических факторов.

На следующем  этапе исследования рынка определяется реальный объем продаж, т.е. то количество товара, которое предприниматель  реально сможет продать при имеющихся  условиях деятельности, возможных затратах на рекламу и том уровне цен, который  он намерен установить.

Источниками информации для оценки рынка могут  быть издания государственных органов (статистические сборники) и периодические  издания. Нередко информация о рынке  может быть получена путем анкетных опросов, наблюдений. Для оценки рынка  используются также внутренние источники  информации: отчеты по результатам  анализа рыночной конъюнктуры, отчеты торговых работников, личные беседы и  др.

Объем раздела  – 4-7 страниц.

Конкуренция и другие внешние факторы. В этом разделе плана необходимо определить крупнейших конкурентов – производителей аналогичной сельскохозяйственной продукции, как можно точнее оценить объем и динамику их продаж, доходы, перспективы освоения новых товаров основные потребительские характеристики, уровень качества, дизайн основной продукции. Желательно охарактеризовать уровень цен и ценовую политику конкурентов, показать их сильные и слабые стороны.

Необходимо  убедительно описать, какие преимущества сельскохозяйственный предприниматель  имеет перед конкурентами, является ли его продукция (услуги) уникальной и если да, то в чем заключается эта уникальность? Будет ли продукция предпринимателя более дорогой или более дешевой? Будет ли она более привлекательной? Будет ли рынок товара более доступным для покупателя?

Отвечая на все эти вопросы, предприниматель  должен удержаться от наиболее распространенной ошибки – приукрашивания действительности. Многие начинающие предприниматели  считают, что лучше о своих  слабых сторонах умолчать или занизить их, выпятив, наоборот, реальные или  мнимые недостатки конкурентов.

Необходимо  учесть также следующие важные обстоятельства.

Во-первых, чем хуже проработан вопрос о конкурентах  в бизнес-плане, тем дороже обойдется  получение кредита (за счет страхования  риска: больше неопределенности – больше риск –  больше страховая сумма).

Во-вторых, если уже на стадии планирования предприниматель  не видит четких путей борьбы с  конкурентами, то, скорее всего, он не сможет обнаружить их потом, когда текучка  дел не оставит времени на детальное  обдумывание. Максимум, что он сможет сделать, – это создать свое дело и реализовать идею, но главную  цель предпринимательства – получить высокую прибыль – вряд ли удастся  достичь.

Информация о работе Бизнес планирование в сельском хозяйстве