Роль редактора в превращении авторского оригинала в издательский

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Авторский оригинал — оригинал литературного или иного произведения, представляемый автором в издательство для его подготовки к изданию и выпуску в свет.
Издательским оригиналом принято называть рукопись (или графический материал), полностью подготовленную к сдаче в типографию для воспроизведения средствами полиграфической техники.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….…………….. 2
Издательский процесс ………………..……………………………………………….……….. 3
Редактор …………………………………………………………………….…………………... 4
Работа редактора с произведением ……………………………………..…………..………… 5
Заключение ………………………………………………………………………….…..……… 9
Список литературы ……………………………………….…………………….…….………. 10

Файлы: 1 файл

Роль редактора в превращении авторского оригинала в издательский.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………….…………….. 2

Издательский  процесс ………………..……………………………………………….……….. 3

Редактор  …………………………………………………………………….…………………... 4

Работа  редактора с произведением ……………………………………..…………..………… 5

Заключение  ………………………………………………………………………….…..……… 9

Список  литературы ……………………………………….…………………….…….………. 10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Авторский оригинал — оригинал литературного или иного произведения, представляемый автором в издательство для его подготовки к изданию и выпуску в свет.

     Издательским  оригиналом принято называть рукопись (или графический материал), полностью  подготовленную к сдаче в типографию для воспроизведения средствами полиграфической техники.  

     Начинающие  авторы часто нуждаются в консультациях  по теоретическим вопросам и по вопросам литературного оформления, в технической помощи при подготовке иллюстраций и т. п. В этих случаях издательство оказывает автору необходимую помощь. Таким образом, редакционная работа над будущей книгой начинается задолго до того, как произведение написано автором. Чтобы избежать обезлички, за каждым изданием закрепляется так называемый ведущий редактор, который отвечает за всю редакционную работу над данной книгой от заключения договора с автором до выхода издания в свет.

      Редакционная  работа над рукописью может быть разделена на два этапа.

1. Оценка рукописи (рецензирование). Издательство должно  оценить работу, указать автору  на ошибки или совсем отказаться  от издания. Рецензированием,  как правило, занимается редактор. На основе практических рецензий, автор вносит в рукопись необходимые изменения, после чего начинается вторая часть.

2. Редактирование (в узком смысле). На этом этапе  работы редактор помогает автору  устранить оставшиеся недостатки  содержания и в литературной  форме произведения. Редактор стремится к тому, чтобы будущая книга наиболее соответствовала запросам той читательской аудитории, на которую она рассчитана, чтобы она была достаточно полна и при этом не содержала ничего лишнего. 

     Работа  автора и редактора над рукописью  при ее подготовке к изданию – трудоемкий и длительный процесс. От организации этой работы зависят придание рукописи логической стройности, исключение или значительное сокращение различных переделок и исправлений, ускорение сроков выпуска издания. Так что в превращении авторского оригинала в издательский  у редактора огромная роль. Начиная с постоянного взаимодействия с автором, заканчивая жесточайшей редактурой. В данном реферате эти процессы будут рассмотрены подробнее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Издательский  процесс 

Издательский процесс, в современном книговедении это комплекс органически связанных и закономерно следующих одна за другой стадий работы по подготовке и публикации произведений печати.

      Издательский  процесс в целом можно условно  разделить на четыре важнейших этапа.

1. Подготовительный. От составления тематического  плана до предоставления автором  рукописи в издательство. На этой  стадии редактор участвует в  составлении и обсуждении тематических  планов, ведет переговоры с возможными  авторами по этой теме, работает  над проспектом (планом) будущей книги, просматривает по просьбе автора части подготовленной работы, помогая ему преодолевать возникающие затруднения.

2. Редакционный  этап. От предоставления автором  рукописи в издательство до  сдачи ее в производственный  отдел. На этом этапе решается вопрос об одобрении рукописи, осуществляется внешне и внутрииздательское рецензирование, а также подготовка рукописи к изданию.

3. Производственный. Состоит в основном из производственных  и типографских процессов, совершаемых  под наблюдением и в известной степени контролем редактора, который несет главную ответственность за качество выпускаемого издания.

4. Заключительный. В него входят распространение  и пропаганда книги. 

      В первых трех этапах редактор принимает  активное участие. На подготовительном, как уже говорилось, он работает с тематическим планом, помогает  автору, если это необходимо. На втором – непосредственно работает с произведением, редактируя, внося правку и в целом любые изменения, которые требуются. На третьем этапе – производственном – он контролирует процесс, опять же, если потребуется, внося изменения в работу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Редактор

    Профессия редактор родилась вместе с такими профессиями, как писатель, журналист. Как только появились первые печатные издания, встала необходимость в редакторской правке. Чтобы журнал или газета составляли единое целое в направлении, стиле, не создавали впечатления разношерстности, необходим редактор, который определит общие цели, задачи, политику издания.

    Обязанности редактора:

    Профессия редактор очень популярна, ведь сегодня издается большое количество периодических изданий для различных слоев населения: пенсионеров, подростков, бизнесменов и домохозяек. Чтобы печатный ресурс строго соответствовал тематике, вел определенную линию, имел собственную позицию, существуют редакторы, которые подбирают интересные тематики, поднимают актуальные вопросы, отсортировывают материалы, проводят анализ и планируют публикации в будущем. Редактор правит тексты, присылаемые журналистами, исправляет ошибки, как грамматические, так и стилистические.

    Сегодня существует несколько специализаций  этой профессии. Редакторы работают в периодических печатных изданиях: газетах, журналах, работают они в  книжных издательствах.

    В эту профессию приходят, получив  филологическое образование. Часто, редакторами работают учителя литературы и русского языка.

    Личные  качества редактора:

    Редактор  должен быть грамотным, образованным, иметь вкус и чувство стиля, понимать прекрасное. Редакторы, как правило, любят читать, понимают толк в хорошей книге. Порой, ему приходится работать в авральном режиме и в условиях нехватки времени. Такое качество, как стрессоустойчивость будет не лишним. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работа  редактора с произведением 

    Ведущая профессия в издательском деле - редактор. Он первый помощник автора, первый читатель произведения, его критик. Редактор направляет весь путь издания, во многом определяет его судьбу. Если сравнить издательство с оркестром, то редактор, несомненно, выступает в роли дирижера.

    Рукопись, поступившая от автора, получает на начальном этапе всестороннюю оценку, а затем, после одобрения, готовится к печати. Если во время подготовительного этапа главной задачей редактора были организационные вопросы, а порой и педагогические моменты, то теперь главным становится творческая сторона дела. Впрочем, организационных, особенно редакционно-технических вопросов немало и здесь. Одним из них является прием рукописи. Все что связано с этим моментом издательского процесса, закреплено ГОСТом 19698-74 "рукопись авторская для издания". Рукопись от автора принимает заведующий редакцией (старший редактор) или по его поручению ведущий редактор. Принять рукопись не значит взять папку у автора и положить ее в шкаф. Прежде всего, необходимо оценить качество оформления рукописи. Страницы должны быть пронумерованы, общее число страниц должно быть указано на титульном листе. На одной странице может быть не более пяти исправлений от руки.

    Самый важный критерий отбора произведений - актуальность.

    В наше время прием рукописи упрощается, так как рукописный текст практически не принимается, за исключением некоторых случаев. В основном рукописи поступают от автора в виде распечатанного с компьютера текста. После еще нескольких организационных моментов и принятия рукописи, начинается редакционная работа.  

    Редактирование (от лат. redactus приведённый в порядок) — этап подготовки рукописи к публикации (литературный стиль, логика изложения, смысловые акценты и т. д.) авторского произведения. В начальные периоды  книгопечатания обязанности редактора выполнял типограф. Роль редактора возросла с 18 в., особенно с развитием периодических изданий. Позже редактор становится неотъемлемым этапом подготовки научных и литературных публикаций. Наиболее сложный и деликатный вид редакторской работы — редактирование художественных произведений. На этапе редактирования возможно осуществление прямой или скрытой политической, морально-этической, эстетической и прочей цензуры, в связи с чем, возрастают требования к нравственным качествам редактора. Строгая редактура считается признаком хорошего издания. Цель редактирования заключается в подготовке написанного автором материала к публикации. Верно говорят, что редактор - это последняя преграда между автором и читателем. Идеальный редактор должен быть весьма разносторонним человеком, поскольку ему приходится не только исправлять чисто технические огрехи - опечатки и грамматические неточности, но и определять, верна ли содержащаяся в материале информация.

    Далеко  не каждый может справиться с этими  задачами, но с опытом приходит как бы шестое чувство, которое помогает редактору распознать ошибки и неточности. Редактор, естественно, обращает внимание на противоречия в материале и докладывает об этом своему руководителю.

    Редакционная  работа над рукописью, принятой к изданию, - вторая ответственная творческая задача, которая стоит перед редактором. Ее масштабы, объем и характер, конечно, не одинаковы и определяются видом литературы, характером издания, качеством рукописи. Однако в издательской практике не было случая, когда рукопись, поступившую от автора, после просмотра и оценки можно было сразу отправлять в производственный отдел издательства. Трудно согласиться и с теми, кто считает, что исправления, которые вносят в рукопись при подготовке к печати, надо делать руками самого автора. К этому, конечно, стоит стремиться и серьезные исправления необходимо согласовывать с автором, но добиться нужно результата при этом удается далеко не всегда, да и на такую процедуру, как правило, уйдет много времени, которое у редактора не всегда имеется в избытке.

В процессе редакционной подготовки рукописи могут выполняться  следующие операции:

    - литературная  правка, сводящаяся к переписыванию  текста;

    - литературное  редактирование, когда редактор, бережно  относясь к индивидуальным особенностям авторского стиля, высказывает отдельные пожелания, внося исправления лишь с согласия автора (следует помнить, что итог деятельности некоторых горе-редакторов описывается таким весьма характерным выражением: "столб - это отредактированная елка")

    - выверка,  во время которой редактор  должен проверить правильность  написания всех известных имен, географических названий и т.  п.

    - унификация  в целях проверки единства  употребления в тексте принятой  терминологии, имен и т. п.; по  итогам выверки и унификации составляется спецификация рукописи, которая поступает к корректору.

    - "организация"  рукописи, при которой разделы,  образующие книгу, располагаются  в определенном порядке с учетом  предопределенной в издательстве  структуры книги (статья может  оказаться как предисловием, так и послесловием к основному произведению), научно-справочный аппарат, выходные сведения и т. п. проверяются на соответствие действующим ГОСТам.

    Существует  еще одна процедура, значение которой  часто недооценивается молодыми редакторами - считка вподчитку, предполагающая вычитку набранного текста двумя корректорами, при этом один читает текст вслух, указывая знаки препинания, диакритику и иные особенности рукописи, а другой - проверяет наличие всего этого в наборе. 

    Редактор  на протяжении работы с рукописью обязан постоянно сотрудничать с автором. В основном это беседы, в которых разбираются недочеты, уточняется информация, вопросы построения произведения, его общая тональность. Редактор помогает автору получить необходимые направления в архивы, рукописные отделы специальных библиотек. Иногда полезно провести обсуждение некоторых глав книги в той аудитории, для которой она предназначена.

    Решая творческую задачу обоснования концепции, редактор, по сути, выступает в роли проектировщика книги. В последующем с учетом концепции редактор анализирует и оценивает авторский оригинал произведения и ведет работу по его совершенствованию; с участием художника-оформителя решает вопросы иллюстрирования и оформления книги; определяет состав аппарата и ведет его подготовку; систематизирует элементы издания и формирует издательский оригинал (оригинал-макет), привлекая к этой работе соответствующих технических сотрудников издательства (редакции); осуществляет контрольно-аналитическую работу на этапах тиражирования издания и выпуска в свет. Словом, ведет редакционно-издательский процесс, добиваясь создания книги в соответствии с принятой концепцией.

Информация о работе Роль редактора в превращении авторского оригинала в издательский