Цветопроба

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:07, реферат

Краткое описание

Цветопроба (в полиграфии) представляет собой своеобразный образец или некий эталон, предназначенный для получения контрольного цветного изображения как на материальном носителе, так и на экране какого-либо видеотерминального устройства, включая монитор компьютера. Можно сказать, что под цветопробой принято понимать прототип или имитацию будущего печатного оттиска. С её помощью, в частности, осуществляется контроль за качеством цветоделения и точностью цветовоспроизведения, а также даётся адекватная визуальная оценка результатам печати, которые планируется получить в дальнейшем.

Файлы: 1 файл

Цветопроба.docx

— 275.39 Кб (Скачать)

Введение

Цветопроба (в полиграфии) представляет собой своеобразный образец или некий эталон, предназначенный для получения контрольного цветного изображения как на материальном носителе, так и на экране какого-либо видеотерминального устройства, включая монитор компьютера. Можно сказать, что под цветопробой принято понимать прототип или имитацию будущего печатного оттиска. С её помощью, в частности, осуществляется контроль за качеством цветоделения и точностью цветовоспроизведения, а также даётся адекватная визуальная оценка результатам печати, которые планируется получить в дальнейшем.

Цветопроба позволяет быстро и без особых затруднений внести необходимые изменения в текстовой и графический материал, провести корректировку цветов во время допечатной подготовки издания. Её главная цель — найти и устранить любые возможные ошибки, неточности и недостатки ещё до начала печати тиража. Кроме того, по праву считается наиболее оптимальным способом обмена информацией между заказчиком, дизайнером, верстальщиком, технологом и печатником, а также служит для прогнозирования внешнего вида готовящейся к выпуску печатной продукции и играет важную роль в правильной реализации дизайнерских идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Назначение цветопробы

«Для объективного контроля результатов усилий, затраченных  на допечатной стадии на достижение высокого качества, во избежание дополнительных временных и материальных затрат, связанных с изготовлением печатных проб, а иногда и для уменьшения циклов традиционной пробной печати используют многочисленные методы, устройства и системы имитации тиражного  оттиска», - так определяется назначение цветопробы в книге «Основы подготовки иллюстраций к печати».

Выполнение цветопробы может преследовать несколько целей. Во-первых – самоконтроль: например, оператору цветоделения для выполнения цветокоррекции необходимо знать о результате печати. Именно на стадии цветопробы возможно наиболее дешевое устранение ошибок. И можно выполнять столько циклов «цветопроба-коррекция», сколько потребуется для достижения безупречного качества. Во-вторых, предъявление работы заказчику до печати тиража для согласования. В-третьих, передача в качестве контрольного образца в типографию.

В случае если цветопробный оттиск предназначен для утверждения заказчиком печатной продукции, такая цветопроба называется контрактной. Контрактный цветопробный оттиск является документом, который может использоваться при разрешении конфликтных ситуаций.

 

Рис. 1. Тестовый макет  воспроизведения мелких деталей

 

Идеальный вариант цветопробы – это отпечаток, выполненный теми же красками и на том же оборудовании, что и тираж. Но это дорого и долго, и в последнее время практикуется нечасто. Для быстрого и недорогого выполнения пробы в служит специальное оборудование: цветопробные устройства. Характерно, что цветопробой называют как сам цветопробный оттиск, так и процесс получения, а часто – и оборудование.

Цветопробное устройство может с высокой степенью достоверности воспроизводить (моделировать) тиражный оттиск только при выполнении следующих условий:

• цветопробное устройство должно воспроизводить все цвета, которые могут быть получены при тиражной печати. Для этого цветовой охват цветопробного устройства должен перекрывать цветовой охват тиражной печати;

• должно быть установлено  однозначное соответствие между  цветовыми охватами цветопробного устройства и печатной машины. Другими словами, должна быть указана однозначная связь между цветами, определенными в макете, и их воспроизведением в тиражной печати и на цветопробном устройстве.

Не менее важны экономические  требования. Для того чтобы цена ошибки при подготовке изображения  к печати была минимальной, цветопроба должна быть включена в технологический процесс на возможно более ранней стадии (в идеале она должна изготавливаться сразу после верстки макета), а стоимость изготовления цветопробного оттиска должна быть мала. Не следует забывать и о величине инвестиций в само устройство и во входящее в комплект программное обеспечение.

Для создания цветопроб крупноформатных заказов, подобных плакатам и материалам для оформления магазинов, желателен большой максимальный размер изображения – размер реально запечатываемой области цветопробы. Повышенный размер изображения сэкономит время и деньги при создании сборных цветопроб, когда несколько заказов компонуются друг с другом на одном листе. Это способствует экономии запечатываемых материалов и позволяет создавать двусторонние страничные макеты, которые можно обрезать и сфальцевать таким образом, чтобы посмотреть, как будет выглядеть завершенная публикация.

По принципу работы оборудования цветопробу разделяют на два типа – аналоговую и цифровую. Для получения аналоговой применяются фотоформы, которые будут использованы при изготовлении печатных форм. Устройства цифровой цветопробы – это, по сути дела, принтеры, имеющие механизмы эмуляции печатного процесса.

 

 

 

 

 

  1. Аналоговое цветопробное оборудование

Аналоговая цветопроба делается с готовых фотоформ (пленок). Пробу можно выполнить на тиражной бумаге и, естественно, передать растровую розетку. Аналоговые цветопробы аппараты производятся несколькими фирмами, среди которых наиболее известны DuPont, Kodak, Imation и Agfa. К аналоговым пробам относятся, например, Agfa PressMatch Dry и Cromalin Studio-Sprint. А система Kodak Polychrome Graphics Approval позволяет получать цветопробы на любом запечатываемом материале. В системе Approval изображение создается при помощи четырех донорных листов с голубым, пурпурным, желтым и черным красителями.

Рис. 2. Аналоговая цветопроба с цветоделенными фотоформами (Cromalin Studio-Sprint).

 

Технологический процесс, в  принципе, достаточно прост. Суть его  в том, что на специальную подложку (основу), которая имитирует бумагу определенной белизны и плотности (роль подложки могут также играть так называемые транспортные листы, обеспечивающие перенос изображения  на тиражную бумагу), поочередно ламинируются четыре полимерные пленки для каждого из цветовых компонентов модели CMYK, имеющие чувствительный к ультрафиолетовому излучению адгезионный слой (возможен вариант, при котором этот слой совмещается со слоем красящего пигмента). При этом, каждая из пленок выдерживается в контактно-копировальной раме вместе с соответствующей фотоформой для голубого, пурпурного, желтого и черного цветов (чаще всего именно в такой последовательности).

После экспозиции происходит потеря адгезионных свойств засвеченных  участков прикатанной на подложку пленки, благодаря чему становится возможным  либо последующее удаление лишнего, более не удерживаемого на основе, пигмента (если в составе пленки был красящий слой) с помощью механического  или химико-механического воздействия, либо физический перенос пигмента на сохранившие клейкость участки  подложки (это делается после удаления с подложки проэкспонированной пленки с фотополимером). Таким образом, в результате последовательного совмещения создаваемых цветовых слоев на используемом в качестве основы носителе образуется своеобразный «слоеный пирог», который в итоге и формирует требуемый контрольный отпечаток.

Различные модели цветопроб имеют существенные технологические различия. Главным из них является способ удаления адгезионных и красящих компонентов цветовых слоев (механический либо химико-механический), по типу которого они делятся на так называемые «сухие» и «мокрые». К разряду «сухих» относятся те устройства, в которых снятие красящего пигмента с засвеченных, уже не способных удержать его фрагментов адгезионного слоя производится путем обыкновенного отрыва защитной пленки, покрывающей каждый цветовой слой. Аналогичным образом, в случае механической накатки пленки с красителем на сохранившие клейкость участки основы (такая технология используется в Cromalin StudioSprint), цветопроба также считается «сухой».

Что же касается второй разновидности  цветопроб, к которой относятся системы компаний Imation и Fuji, то здесь удаление лишнего пигмента выполняется путем помещения пленки в жидкий проявитель и последующей очистки с помощью специальной щетки и водопроводной воды (возможен вариант использования закрепителя, как это, например, делается в уже не выпускаемой цветопробе AgfaProof).

Если в обоих видах  оборудования неизменными компонентами являются ламинатор и копировальная  рама, то в состав «мокрых» моделей  дополнительно входит специальный  проявочный процессор, из-за чего их стоимость  несколько большая, чем «сухих».

Таким образом, полноценный  цветопробный аппарат представляет собой комплект из двух или трех единиц оборудования, производитель которого, кстати, совсем не обязательно должен быть одним и тем же.

Переходя к сравнительной  оценке и анализу критериев выбора подходящей модели цветопробного устройства, отметим, что существует целый ряд параметров, по которым можно оценивать степень ее соответствия конкретным задачам печатного процесса. К их числу следует отнести такие показатели как время изготовления отпечатка, тип запечатываемых материалов, набор доступных цветов, имитация растискивания, себестоимость оттиска, максимальное значение воспроизводимой линиатуры, цена приобретаемого оборудования, занимаемая им площадь, а также степень сложности монтажа и обслуживания.

Рис. 3. Система Fuji ColorArt.

 

Начнем с времени изготовления отпечатка. Несколько выгоднее в этом смысле смотрятся «сухие» цветопробы и «мокрая» Fuji ColorArt. Преимущество первых вполне очевидно: процесс проявления здесь сокращен до минимума и представляет собой либо операцию накатки носителя пигмента на сформированную после экспонирования клейкую основу, либо быстрое механическое снятие его ненужных остатков с засвеченного адгезионного слоя с пигментом. С точки зрения скорости, последний вариант предпочтителен, так как из технологического процесса автоматически выпадает операция нанесения красителя. Конкретным примером в данном случае может послужить цветопроба Agfa PressMatch Dry, а также Cromalin EasySprint, выпуск которой уже прекращен.

Не менее важным показателем  скорости исполнения работы является время экспозиции фотополимерных пленок, величина которого определяется в процессе калибровки экспонирующей рамы. Оптимальную  с точки зрения эффективности  использования рамы модель предлагают разработчики из Fuji Photo Film. Так, физические свойства фотополимерных носителей для «мокрой» цветопробы ColorArt Fuji таковы, что

 

время экспозиции всех четырех  пленок, кстати уже содержащих пигментный слой, абсолютно одинаково. Именно поэтому, процедура создания цветопробы сокращается на целых три операции, поскольку все слои «цветопробного пирога» можно укладывать на стекло рамы одновременно.

В результате, Fuji ColorArt не уступает, а порой и превосходит в оперативности проявления отпечатков «сухих» аппаратов. Еще одна причина этого – использование, как и в цветопробах Imation Matchprint, пленок, которые одновременно включают адгезионный и красящий слой. Согласно представленным техническим характеристикам, время проявления и сушки пленок в проявочном процессоре Imation составляет 90 с.

Что же касается суммарного времени изготовления цветопробы, то оно может варьироваться от 10–15 минут на самом быстром оборудовании (ColorArt, PressMatch Dry и Cromalin EasyPrint) до 15–30 минут на более медленном (Cromalin StudioSprint и Matchprint). Конкретное же время сильно зависит от выбранных режимов экспонирования, характеристик копировальной рамы и числа наносимых цветовых слоев.

Следующий важный аспект –  способность или неспособность  аппарата работать с тиражной бумагой. Впрочем, на эту проблему существует две прямо противоположные точки  зрения. Согласно одной, перенос цветопробы на тиражную бумагу не имеет особого смысла, поскольку краски при этом применяются вовсе не типографские и изображение в результате получается «слишком красивым». Сторонники другой полагают, что изготовление пробы на тиражной бумаге – приоритетная задача аналоговой цветопробы.

Большинство цветопроб в качестве основы предлагают специальные подложки нескольких видов, в то же время предоставляя дополнительную возможность переноса цветопробы на тиражный материал. Такому принципу, например, следуют все модели компании Imation, предусматривающие в качестве опции так называемые транспортные листы А и В, используемые при изготовлении цветопроб с высоким растискиванием. Первый из этих листов применяется в качестве удаляемой основы для переносимой на тиражный лист цветопробы, а второй играет роль временной защитной пленки в ходе ламинирования готовой цветопробы на тиражный лист, одновременно позволяя сохранить правильную последовательность цветов и избежать эффекта зеркального переноса.

Компания Fuji Photo Film обеспечивает исполнение цветопроб исключительно на тиражном материале. При этом реализуемый в цветопробе ColorArt процесс чрезвычайно прост: после одновременного экспонирования цветовых пленок они поочередно ламинируются на транспортную пленку и проявляются, а затем уже готовый отпечаток переносится в ламинаторе на тиражную бумагу, толщина которой может достигать двух миллиметров.

В свою очередь, нельзя не отметить уникальную способность цветопроб Agfa PressMatch Dry к использованию в качестве подложки специальной основы T-Base (вместо нее может подойти желатиновая бумага), с которой оттиск можно перевести, как обычную переводную картинку, практически на любую ровную поверхность, например, на керамическую плитку.

Информация о работе Цветопроба