Выборы и избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:13, лекция

Краткое описание

•13.1. Выборы: понятие, принципы
•13.2. Стадии избирательного процесса
•13.3. Типы избирательных систем

Файлы: 1 файл

Реферат (выборы).doc

— 128.50 Кб (Скачать)

ТЕМА 13. ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ  СИСТЕМЫ

  • 13.1. Выборы: понятие, принципы
  • 13.2. Стадии избирательного процесса
  • 13.3. Типы избирательных систем
  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

13.1. Выборы: понятие,  принципы

  Избирательная система является важнейшей составляющей политического режима. С одной стороны, она устанавливает правила формирования органов власти, а с другой - оказывает непосредственное влияние на электоральный процесс. Наконец, избирательная система является одним из факторов, определяющих конфигурацию партийной системы в стране. Изучение выборов позволило сформироваться особому научному направлению - псефологии. 
     Понятие "избирательная система" используют в двух значениях. В широком смысле это совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти или наделение полномочиями должностного лица особым способом - путем выборов. При широком толковании понятие "избирательная система" включает в себя все общественные процессы и правила, связанные с выборами, тогда как в узком понимании избирательная система - это способ учета голосов избирателей и распределения мест в органах государственной власти между кандидатами (группами кандидатов) (
Аним. 1). 
     Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан (
Видео (4,7 мб.)). Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

  • К главным функциям выборов можно отнести следующие (Аним. 2):
    • артикуляция интересов различных социальных групп;
    • мирное разрешение конфликта между политическими акторами, претендующими на власть;
    • легитимация структур власти;
    • рекрутирование в политическую элиту и ее обновление;
    • политическая социализация и мобилизация граждан.

  Все современные политические режимы используют процедуру выборов для легитимации  власти, но не все они позволяют  отразить действительную волю народа. Тоталитарные и авторитарные режимы демонстрируют ситуацию, которую американские политологи Р. Таагепера и М. Шугарт определили как "выбор без выбора"1.

  • Подобная практика может иметь разные проявления:
    • правящая партия выдвигает только одного кандидата на каждую выборную позицию (такая практика существовала в СССР до 1989 г., причем не требовалось даже заполнения бюллетеня, а сам незаполненный бюллетень рассматривался как голосование за кандидата);
    • выдвижение нескольких кандидатов от правящей партии, которые придерживаются единой идеологии, но соперничают между собой за голоса избирателей.
  • Подобная практика распространена в однопартийных тоталитарных и авторитарных системах. Но и системы, являющиеся лишь формально многопартийными, способны ограничить право выбора:
    • правящая партия допускает выдвижение второстепенных, малоизвестных кандидатов, которые не могут составить конкуренцию для основного кандидата, но создают видимость альтернативности выбора;
    • создается привилегированное положение отдельных кандидатов, пользующихся преимуществом в финансировании, в доступе к СМИ;
    • фальсификация итогов голосования;
    • введение многообразных ограничений на выдвижение кандидатов (ограничения на идеологические ориентации, расовую принадлежность кандидатов и др.) и предвыборную агитацию.

  Соблюдение  ряда общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет  придать выборам действительно демократический характер (Аним. 3). 
     1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти. 
     2. Периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования. 
     3. Всеобщность избирательного права означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право (
Аним. 4) избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с 18 лет. Это своего рода ограничение принципа всеобщности избирательного права - ценз. Существуют и другие цензы, которые ограничивают избирательное право (особенно пассивное) дополнительными условиями (Аним. 5). 
     Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Например, для парламентских выборов в США установлено ограничение в один месяц, в Норвегии - не менее 10 лет, в Ирландии этот ценз выражен в требовании иметь место для сна. 
     Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. 
     Ценз происхождения распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению. 
     Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, выше 20 лет. В России кандидатом на должность президента может стать гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы - не моложе 21 года. 
     Имущественный ценз - обладание имуществом или фиксированной величиной дохода. В современном мире в открытой форме подобный ценз встречается редко. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог. 
     Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, сохраняется в некоторых мусульманских странах, например в Саудовской Аравии, Кувейте и Иордании. 
     В некоторых странах существует ценз грамотности, когда для получения права голоса требуется свидетельство о грамотности. В других же странах для неграмотных вводится специальная упрощенная система голосования. 
     Моральный ценз устанавливает определенные моральные требования, предъявляемые к избирателю, например запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда. 
     В разных странах устанавливаются дополнительные цензы. В Великобритании особый ценз установлен для членов Палаты лордов (они не имеют права участвовать в голосовании), а служители церкви не могут быть избранными в Палату общин. 
     Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения (
Аним. 6). Первоначально избирательные права получили взрослые богатые и грамотные мужчины. Так, в 1830 г. в Англии избирательным правом обладало только 4% взрослых мужчин2. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии, в 1902 г. в Австралии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины. В 1917 г. их примеру последовала Россия. В 1920 г. женщины получили избирательные права в США. В Швейцарии женщины были лишены избирательного права до 1971 г., а в Лихтенштейне - до 1986 г. 
     4. Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставления реальных возможностей для презентации своих программ для всех кандидатов. 
     5. Равные права избирателей.

  • Это означает:
    • равное количество голосов для всех избирателей. Чаще всего это требование выражено в формуле "один человек - один голос". В некоторых странах каждый избиратель может наделяться несколькими голосами. Например на выборах депутатов Государственной Думы России избиратель обладает двумя голосами, что объясняется использованием смешанной системы голосования;
    • от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов, что требует образования примерно равных по численности избирательных округов. В этом случае голоса избирателей имеют одинаковый "вес".

  Принцип равенства избирателей соблюдался не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи (выборы состоялись в 1906 г.) формировалась по сословному принципу. Избиратели были разделены на четыре курии: 1)землевладельцы (крупные помещики); 2) горожане, владеющие недвижимостью; 3) крестьяне-домохозяева и 4) рабочие. Норма представительства от курий была различной. Наибольшее число депутатов было выбрано от первой курии, хотя наибольшее число избирателей было представлено рабочей курией. В современное время в некоторых государствах допускаются отклонения от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах (этнические меньшинства, женщины).

  • Известны и другие способы нарушения этого принципа:
    • неравномерная по численности нарезка избирательных округов. При использовании мажоритарной избирательной системы подобная ситуация означает, что "вес" избирателей неодинаков. Норма представительства избирателей в малочисленных округах будет выше, чем в более населенных округах. Для избежания подобного законодательство большинства стран устанавливает предельные нормы отклонения в численности избирателей округов. В США неравенство в нарезке округов было ликвидировано в 1960-е гг. Считается приемлемым, если на выборах в Конгресс разница в количестве жителей округов составляет 2%, а сами округа, в зависимости от демографической динамики и итогов переписи, каждые 10 лет перенарезаются3. В России отклонение от средней нормы представительства допускается не более чем на 10%, в труднодоступных местностях - на 15%, а в районах проживания коренных малочисленных народов - 30%4;
    • манипуляции с определением географических границ округов - джерримандеринг (рис.). Подобная практика позволяет каким-либо политическим силам с помощью подконтрольных избирательных комиссий собирать голоса их противников в одних округах и обеспечивать преимущество "своим" кандидатам в других;
    • наделение отдельных групп граждан дополнительными голосами (подобная практика может наблюдаться на ранних этапах процесса демократизации однопартийных тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая элита пытается сохранить за собой контроль над законодательным органом). Например, первые альтернативные выборы, проведенные в СССР в 1989 г., наряду с голосованием в избирательных округах предусматривали выборы депутатов от общественных организаций членами этих организаций.

  6. Равные права кандидатов позволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, законодательством многих стран предусмотрено ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов; частичное государственное финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников. Использование подобной практики преследует и другую цель - ограничение лоббизма в отношении победивших политических партий (кандидатов) со стороны субсидирующих групп. Государство берет на себя финансирование либо всех зарегистрированных кандидатов, либо тех, кто обладает определенным уровнем общественной поддержки. Так, согласно Закону о политических партиях, принятому в России в 2001 г., чтобы получить право на финансирование, партии, участвующие в выборах, должны получить не менее 3% голосов избирателей на думских или президентских выборах. За успехи на парламентских выборах партии будут получать ежегодное финансирование, а за президентские - весь последующий год после голосования. 
     7. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях. 
     8. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы (принцип добровольного голосования), выражая тем самым свое отношение к политическим процессам.
Абсентеизм стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть еще один негативный аспект: при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании составляет 25% для выборов в Государственную Думу РФ и 50% - на выборах Президента). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию выборов. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах (Австралия, Бельгия, Греция, Италия) введен институт обязательного участия в выборах, используются штрафы, лишение на определенный срок водительских прав. В Турции предусматривается лишение свободы. 
     Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение - Индия), одинаковостью всех бюллетеней и их заполнением в изолированных кабинках. 
     9. Прозрачность выборов
5 позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверие к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их расходуют на выборную кампанию.

Информация о работе Выборы и избирательная система