Выборы и избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:13, лекция

Краткое описание

•13.1. Выборы: понятие, принципы
•13.2. Стадии избирательного процесса
•13.3. Типы избирательных систем

Файлы: 1 файл

Реферат (выборы).doc

— 128.50 Кб (Скачать)

  Идеальной избирательной системы не существует. Каждая из них имеет свои достоинства  и недостатки.

  • Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных ее достоинств выделяют следующие (Аним. 11):
    • непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты;
    • отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии;
    • формирует парламентское большинство;
    • способствует установлению стабильной двухпартийной системы;
    • приводит к формированию однопартийного, но эффективного и стабильного правительства.
  • К существенным недостаткам мажоритарной системы ее критики относят следующие моменты:
    • не отражает реальной расстановки политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. В первую очередь это распространяется на систему голосования в один тур, когда выигравшей стороной является кандидат, набравший менее половины голосов из числа участвующих в выборах. Но даже если одна сторона набирает 52%, проблема сохраняется - 48% избирателей будут лишены представительства. Бывают случаи, когда "пропадают" до 2/3 голосов, поданных за непрошедших кандидатов9. Подобная ситуация может выступать источником потенциальных политических конфликтов и способствовать активизации непарламентских методов борьбы со стороны проигравшей стороны;
    • порождает диспропорции между набранными голосами и полученными мандатами. Например, в 1997 г. на парламентских выборах в Великобритании лейбористы получили 64% мандатов, при этом за них проголосовало лишь 44% избирателей, консерваторы получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы - 17% голосов и всего 7% мест10;
    • устанавливает зависимость результатов голосования от нарезки округов, что может породить "соблазн" махинаций с определением их границ и численностью избирателей для получения избирательной выгоды;
    • возможность преобладания региональных (местных) интересов над общенациональными интересами;
    • приводит к удорожанию избирательного процесса при необходимости проведения второго тура.
  • К положительным моментам пропорциональной системы выборов относят следующие:
    • обеспечивает более адекватное представительство политических сил;
    • сокращает количество "неучтенных" голосов избирателей. Даже при использовании избирательного барьера редко бывает, чтобы оказалась неучтенной более 1/4 голосов, и еще реже это число приближается к 1/211;
    • позволяет обеспечить представительство меньшинствам (например, этническим, религиозным);
    • стимулирует создание партий и развитие политического плюрализма.
  • Однако у этой системы есть слабые стороны:
    • слабая связь кандидата в депутаты с избирателями;
    • зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;
    • порождает большое число соперничающих фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего;
    • способствует формированию (при парламентской и смешанной формах правления) коалиционных правительств, которые иногда бывают менее эффективными и стабильными, чем однопартийные правительства;
    • потенциально увеличивает влияние партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно если используется система с закрытым списком.

  В ряде стран (Германия, Болгария) пытаются найти компромисс между двумя  системами выборов и используют различные варианты смешанной системы, которая предполагает сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем (Аним. 12). Например, в России при выборах в Государственную Думу половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина - на основе системы пропорционального представительства политических партий по общефедеральному избирательному округу. Используется система закрытого списка. 
     В политологии активно обсуждается вопрос о влиянии систем голосования на конфигурацию партийной системы страны и характер межпартийных взаимоотношений.

  • Западный политолог Р. Кац, проведя исследования в Великобритании, Ирландии и Италии, пришел к следующим выводам:
    • пропорциональное представительство способствует проявлению со стороны партий более идеологизированных и радикальных позиций по политическим вопросам, чем в условиях системы относительного большинства;
    • в двухпартийных системах идеологические позиции партий постепенно сближаются;
    • партии, конкурирующие в малых округах, будут по преимуществу ориентироваться на персоналии лидера и патронаж, а партии, конкурирующие в больших округах, будут склонны к проблемной ориентации12.

  Французский политолог М. Дюверже (рис.) вывел закономерность, которая получила название "закона Дюверже" (рис.). Согласно этому закону, мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпартийной системы (чередование двух крупных партий у власти). Объясняется это тем, что избиратели будут стремиться к "полезному" (стратегическому) голосованию, т.е. голосованию за крупные партии, имеющие шансы на успех, понимая, что голоса, поданные за мелкие партии, "пропадут". В этом проявляется своеобразный "психологический эффект" избирательной системы. Мелкие партии либо обречены на постоянное поражение, либо вынуждены объединяться с одной из партий - партий "фаворитов". Мажоритарная система в два тура благоприятствует появлению многочисленных и относительно стабильных партий, зависящих друг от друга. Пропорциональное представительство способствует формированию многопартийности, состоящей из самостоятельных и стабильных партий с жесткой структурой. Подмеченная Дюверже закономерность не является абсолютной и предполагает исключения.

Информация о работе Выборы и избирательная система