Идеальной
избирательной системы не существует.
Каждая из них имеет свои достоинства
и недостатки.
- Сторонники
использования традиционных разновидностей
мажоритарной системы голосования среди
главных ее достоинств выделяют следующие
(Аним.
11):
- непосредственная
связь между избирателями и кандидатом
в депутаты;
- отсеивает
из органов власти мелкие по своему влиянию
партии;
- формирует
парламентское большинство;
- способствует
установлению стабильной двухпартийной
системы;
- приводит
к формированию однопартийного, но эффективного
и стабильного правительства.
- К существенным
недостаткам мажоритарной системы
ее критики относят следующие моменты:
- не отражает
реальной расстановки политических сил
в стране и не обеспечивает их адекватного
представительства в парламенте. В первую
очередь это распространяется на систему
голосования в один тур, когда выигравшей
стороной является кандидат, набравший
менее половины голосов из числа участвующих
в выборах. Но даже если одна сторона набирает
52%, проблема сохраняется - 48% избирателей
будут лишены представительства. Бывают
случаи, когда "пропадают" до 2/3 голосов,
поданных за непрошедших кандидатов9. Подобная ситуация
может выступать источником потенциальных
политических конфликтов и способствовать
активизации непарламентских методов
борьбы со стороны проигравшей стороны;
- порождает
диспропорции между набранными голосами
и полученными мандатами. Например, в 1997
г. на парламентских выборах в Великобритании
лейбористы получили 64% мандатов, при этом
за них проголосовало лишь 44% избирателей,
консерваторы получили соответственно
31% голосов и 25% мандатов, а либеральные
демократы - 17% голосов и всего 7% мест10;
- устанавливает
зависимость результатов голосования
от нарезки округов, что может породить
"соблазн" махинаций с определением
их границ и численностью избирателей
для получения избирательной выгоды;
- возможность
преобладания региональных (местных) интересов
над общенациональными интересами;
- приводит
к удорожанию избирательного процесса
при необходимости проведения второго
тура.
- К положительным
моментам пропорциональной системы
выборов относят следующие:
- обеспечивает
более адекватное представительство политических
сил;
- сокращает
количество "неучтенных" голосов
избирателей. Даже при использовании избирательного
барьера редко бывает, чтобы оказалась
неучтенной более 1/4 голосов, и еще реже
это число приближается к 1/211;
- позволяет
обеспечить представительство меньшинствам
(например, этническим, религиозным);
- стимулирует
создание партий и развитие политического
плюрализма.
- Однако у
этой системы есть слабые
стороны:
- слабая связь
кандидата в депутаты с избирателями;
- зависимость
депутата от партийной фракции в парламенте;
- порождает
большое число соперничающих фракций
в парламенте, что отрицательно влияет
на стабильность работы последнего;
- способствует
формированию (при парламентской и смешанной
формах правления) коалиционных правительств,
которые иногда бывают менее эффективными
и стабильными, чем однопартийные правительства;
- потенциально
увеличивает влияние партийной элиты
при формировании избирательных списков,
особенно если используется система с
закрытым списком.
В
ряде стран (Германия, Болгария) пытаются
найти компромисс между двумя
системами выборов и используют
различные варианты смешанной
системы, которая предполагает сочетание
элементов пропорциональной и мажоритарной
систем (Аним.
12). Например,
в России при выборах в Государственную
Думу половина депутатов (225 человек) избирается
по мажоритарной системе относительного
большинства, а вторая половина - на основе
системы пропорционального представительства
политических партий по общефедеральному
избирательному округу. Используется
система закрытого списка.
В политологии активно обсуждается вопрос
о влиянии систем голосования на конфигурацию
партийной системы страны и характер межпартийных
взаимоотношений.
- Западный
политолог Р. Кац, проведя исследования
в Великобритании, Ирландии и Италии, пришел
к следующим выводам:
- пропорциональное
представительство способствует проявлению
со стороны партий более идеологизированных
и радикальных позиций по политическим
вопросам, чем в условиях системы относительного
большинства;
- в двухпартийных
системах идеологические позиции партий
постепенно сближаются;
- партии, конкурирующие
в малых округах, будут по преимуществу
ориентироваться на персоналии лидера
и патронаж, а партии, конкурирующие в
больших округах, будут склонны к проблемной
ориентации12.
Французский
политолог М.
Дюверже (рис.) вывел закономерность,
которая получила название "закона Дюверже" (рис.). Согласно этому закону,
мажоритарная система относительного
большинства способствует становлению
двухпартийной системы (чередование двух
крупных партий у власти). Объясняется
это тем, что избиратели будут стремиться
к "полезному" (стратегическому) голосованию, т.е. голосованию
за крупные партии, имеющие шансы на успех,
понимая, что голоса, поданные за мелкие
партии, "пропадут". В этом проявляется
своеобразный "психологический эффект"
избирательной системы. Мелкие партии
либо обречены на постоянное поражение,
либо вынуждены объединяться с одной из
партий - партий "фаворитов". Мажоритарная
система в два тура благоприятствует появлению
многочисленных и относительно стабильных
партий, зависящих друг от друга. Пропорциональное
представительство способствует формированию
многопартийности, состоящей из самостоятельных
и стабильных партий с жесткой структурой.
Подмеченная Дюверже закономерность не
является абсолютной и предполагает исключения.