Идеальной 
избирательной системы не существует. 
Каждая из них имеет свои достоинства 
и недостатки.
  - Сторонники 
  использования традиционных разновидностей 
  мажоритарной системы голосования среди 
  главных ее достоинств выделяют следующие 
  (Аним. 
  11): 
 
  
    - непосредственная 
    связь между избирателями и кандидатом 
    в депутаты; 
 
    - отсеивает 
    из органов власти мелкие по своему влиянию 
    партии; 
 
    - формирует 
    парламентское большинство; 
 
    - способствует 
    установлению стабильной двухпартийной 
    системы; 
 
    - приводит 
    к формированию однопартийного, но эффективного 
    и стабильного правительства. 
 
    
  - К существенным 
  недостаткам мажоритарной системы 
  ее критики относят следующие моменты: 
 
  
    - не отражает 
    реальной расстановки политических сил 
    в стране и не обеспечивает их адекватного 
    представительства в парламенте. В первую 
    очередь это распространяется на систему 
    голосования в один тур, когда выигравшей 
    стороной является кандидат, набравший 
    менее половины голосов из числа участвующих 
    в выборах. Но даже если одна сторона набирает 
    52%, проблема сохраняется - 48% избирателей 
    будут лишены представительства. Бывают 
    случаи, когда "пропадают" до 2/3 голосов, 
    поданных за непрошедших кандидатов9. Подобная ситуация 
    может выступать источником потенциальных 
    политических конфликтов и способствовать 
    активизации непарламентских методов 
    борьбы со стороны проигравшей стороны; 
 
    - порождает 
    диспропорции между набранными голосами 
    и полученными мандатами. Например, в 1997 
    г. на парламентских выборах в Великобритании 
    лейбористы получили 64% мандатов, при этом 
    за них проголосовало лишь 44% избирателей, 
    консерваторы получили соответственно 
    31% голосов и 25% мандатов, а либеральные 
    демократы - 17% голосов и всего 7% мест10; 
 
    - устанавливает 
    зависимость результатов голосования 
    от нарезки округов, что может породить 
    "соблазн" махинаций с определением 
    их границ и численностью избирателей 
    для получения избирательной выгоды; 
 
    - возможность 
    преобладания региональных (местных) интересов 
    над общенациональными интересами; 
 
    - приводит 
    к удорожанию избирательного процесса 
    при необходимости проведения второго 
    тура. 
 
    
  - К положительным 
  моментам пропорциональной системы 
  выборов относят следующие: 
 
  
    - обеспечивает 
    более адекватное представительство политических 
    сил; 
 
    - сокращает 
    количество "неучтенных" голосов 
    избирателей. Даже при использовании избирательного 
    барьера редко бывает, чтобы оказалась 
    неучтенной более 1/4 голосов, и еще реже 
    это число приближается к 1/211; 
 
    - позволяет 
    обеспечить представительство меньшинствам 
    (например, этническим, религиозным); 
 
    - стимулирует 
    создание партий и развитие политического 
    плюрализма. 
 
    
  - Однако у 
  этой системы есть слабые 
  стороны: 
 
  
    - слабая связь 
    кандидата в депутаты с избирателями; 
 
    - зависимость 
    депутата от партийной фракции в парламенте; 
 
    - порождает 
    большое число соперничающих фракций 
    в парламенте, что отрицательно влияет 
    на стабильность работы последнего; 
 
    - способствует 
    формированию (при парламентской и смешанной 
    формах правления) коалиционных правительств, 
    которые иногда бывают менее эффективными 
    и стабильными, чем однопартийные правительства; 
 
    - потенциально 
    увеличивает влияние партийной элиты 
    при формировании избирательных списков, 
    особенно если используется система с 
    закрытым списком. 
 
  В 
ряде стран (Германия, Болгария) пытаются 
найти компромисс между двумя 
системами выборов и используют 
различные варианты смешанной 
системы, которая предполагает сочетание 
элементов пропорциональной и мажоритарной 
систем (Аним. 
12). Например, 
в России при выборах в Государственную 
Думу половина депутатов (225 человек) избирается 
по мажоритарной системе относительного 
большинства, а вторая половина - на основе 
системы пропорционального представительства 
политических партий по общефедеральному 
избирательному округу. Используется 
система закрытого списка. 
     В политологии активно обсуждается вопрос 
о влиянии систем голосования на конфигурацию 
партийной системы страны и характер межпартийных 
взаимоотношений.
  - Западный 
  политолог Р. Кац, проведя исследования 
  в Великобритании, Ирландии и Италии, пришел 
  к следующим выводам: 
 
  
    - пропорциональное 
    представительство способствует проявлению 
    со стороны партий более идеологизированных 
    и радикальных позиций по политическим 
    вопросам, чем в условиях системы относительного 
    большинства; 
 
    - в двухпартийных 
    системах идеологические позиции партий 
    постепенно сближаются; 
 
    - партии, конкурирующие 
    в малых округах, будут по преимуществу 
    ориентироваться на персоналии лидера 
    и патронаж, а партии, конкурирующие в 
    больших округах, будут склонны к проблемной 
    ориентации12. 
 
  Французский 
политолог М. 
Дюверже (рис.) вывел закономерность, 
которая получила название "закона Дюверже" (рис.). Согласно этому закону, 
мажоритарная система относительного 
большинства способствует становлению 
двухпартийной системы (чередование двух 
крупных партий у власти). Объясняется 
это тем, что избиратели будут стремиться 
к "полезному" (стратегическому) голосованию, т.е. голосованию 
за крупные партии, имеющие шансы на успех, 
понимая, что голоса, поданные за мелкие 
партии, "пропадут". В этом проявляется 
своеобразный "психологический эффект" 
избирательной системы. Мелкие партии 
либо обречены на постоянное поражение, 
либо вынуждены объединяться с одной из 
партий - партий "фаворитов". Мажоритарная 
система в два тура благоприятствует появлению 
многочисленных и относительно стабильных 
партий, зависящих друг от друга. Пропорциональное 
представительство способствует формированию 
многопартийности, состоящей из самостоятельных 
и стабильных партий с жесткой структурой. 
Подмеченная Дюверже закономерность не 
является абсолютной и предполагает исключения.