Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:19, контрольная работа
Понятие власти является одним из центральных в теории государства и права, так и политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.
Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Введение 3
1. Сущность власти 4
2. Объект и субъект власти 10
3. Ресурсы власти и процесс их реализации 14
4. Легитимность и эффективность власти 20
Заключение 24
Список литературы 26
Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана. Этот вид власти обладает рядом особенностей политического воздействия:
Принудительные (силовые) ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным, решающим источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества – высших ценностей.
Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми видами ресурсов. Специфическим ресурсом власти является сам человек – демографические ресурсы. Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек — создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений — будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек — не только ресурс власти, но и её субъект и объект.
Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который характеризуется прежде всего способами и механизмом властвования. Существуют два главных способа властвования («лица власти»):
нежелательных для руководства видов их поведения.
Впервые на ограничительное свойство власти особое внимание обратили американские политологи Р. Бахрах и М.С. Баратц, назвавшие его «вторым лицом власти». Реальное проявление в обществе этого свойства политической власти состоит в её способности исключать из сферы общественных дискуссий и политических решений определённые темы и тем самым предотвращать их адекватное осознание в массовом сознании и реальное развёртывание соответствующих политических конфликтов.
Способы властвования имеют
сложную и неоднозначную
Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты и право.
4. Легитимность и эффективность власти
История понятия «легитимность»
восходит к средним векам, когда
складывается понимание легитимности
как согласия с обычаями, традициями
и установленным поведением. Она
трактовалась, как право верховных
должностных лиц поступать
Легитимная власть обычно
характеризуется как
В научный обиход термин
«легитимность» ввёл М. Вебер – немецкий
учёный, термин переводится как «законность»
или «узаконенность». Такой перевод
не совсем точен. Законность, понимаемая
как действие через закон и
в соответствии с ним, может быть
присуща и нелегитимной власти. Её
характеризует понятие «
В зависимости от мотивов подчинения М. Вебер выделил три главных типа легитимности власти (господства):
привычке повиноваться власти,
вере в непоколебимость и
Рационально-правовая легитимность
характерна для демократических
государств. Это преимущественно
структурная или
Легитимность власти не ограничивается её тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие способы легитимации (это понятие отражает процесс приобретения легитимности) и, соответственно, типы легитимности. Один из них – идеологическая легитимность, состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология, и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.
В странах командно-
Идеологическая легитимация основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимации, апеллирующей к сознанию, разуму, она, – однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, свободного участия граждан в формировании идеологических платформ или их выборе.
Ещё одним видом легитимности власти является легальное (рационально-бюрократическая) господство. Основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.
Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права
Заключение
Власть и есть та снова,
которая определяет политику; власть
существует везде, где есть совместная
деятельность; это необходимый атрибут
общественных отношений, суть которого
заключается в переводе материальных
и духовных интересов и сил
в совместное действие. Для того
чтобы обеспечить совместность в
любом деле, кто-то должен взять на
себя инициативу распоряжения. Эта
инициатива либо принимается, либо оспаривается.
Такова абстрактная модель функционирования
власти: господства, доминирования
и согласия и подчинения. В реализации
же действительного властного акта
дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение
и сопротивление оказываются
переплетенными между собою весьма
сложным и для каждого
Государство — необходимый
общественный институт. Специфика государства
в том, что оно претендует на монополию
легитимного политического
Нельзя не согласиться с позицией А. Здравомыслова, что власть является центром, своего рода, силового поля, напряжение в котором распространяется неравномерно. Можно сказать, что сама власть представляет собой определенную совокупность средств организации социального пространства через соответствующие точки напряжения, через линии искривления пространства. Там, где сопротивление власти минимально, наименьшим является и напряженность самого поля. Там, где появляются или существуют точки нелояльности, несогласия, неподчинения и протеста, возникает напряженность и необходимость концентрации властных усилий различного рода. Если напряженность накапливается в центрах, жизненно значимых для всей системы доминирования и подчинения, а не в периферийных областях, то возникает непосредственная угроза самим основаниям властных отношений.
Еще раз следует подчеркнуть, что любое совместное действие обязательно предполагает определенное соотношение между властью, авторитетом, с одной стороны, и согласием с нею, ее легитимным признанием, с другой. С этой точки зрения «вездесущность» власти не является исключительным достоянием тоталитарного общества.
Отчетливо осознавая, что люди страдают либо от чрезмерного давления власти, либо от безвластия, ни одно из направлений в современной наука не поддерживает ни авторитарно-тоталитарных теорий, выраженных, например, в формуле «одна нация — одно государство», ни утопических концепций устранения властных отношений, создания общества без государства. Речь идет в них лишь об изменениях форм властвования, господства и подчинения, участия во власти и способах реализации гражданских прав.
Список литературы