Власть как явление общественной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Понятие власти является одним из центральных в теории государства и права, так и политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.
Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность власти 4
2. Объект и субъект власти 10
3. Ресурсы власти и процесс их реализации 14
4. Легитимность и эффективность власти 20
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 54.70 Кб (Скачать)

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение ее элементы и характеризующийся  механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Субъект власти (или актор) это ее активное начало. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств, присущих лидеру. Субъект политической власти имеет сложный многоступенчатый характер. Его первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации и, наконец, непосредственно представленными во властных отношениях различными группами, организациями, элитами и лидерами. Субъект власти может быть индивидуальным (монарх, президент) и коллективным (совет, комитет).

Существует также понятие высшего  субъекта – носителя власти или  суверена, который распределяет властные функции между различными политическими  субъектами (это монарх или народ  в зависимости от формы государственного устройства). Субъект власти влияет на объект через властное распоряжение, причем у первого имеется право  реального наказания или поощрения  за выполнение (невыполнение) распоряжения.

К субъектам политической власти относятся:

  • социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и

слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти  общности могут на короткое время  брать политическую власть непосредственно  в свои руки путем бунта, восстания, революции, создания органов власти «снизу»;

  • государство;
  • политические партии и организации. Правящие партии оказывают

непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные - опосредованные. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке;

  • правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления).

Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определено. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан  официально, и его деятельность контролируется.

От того, как взаимодействуют  субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества.

Власть всегда представляет собой  взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение естественно присуще  людям. Потому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество.

В широком смысле аппарат политической власти включает в себя законодателя (им может быть и парламент, и единоличный  правитель), правительственно-административные и финансовые органы, полицию, вооруженные  силы, суд, карательные учреждения. Все высшие полномочия публичной  политической власти могут быть соединены  в одном лице или органе власти, но могут быть и разделены. В узком  смысле аппарат власти, или аппарат управления, - это совокупность органов власти и должностных лиц, исключая выборных членов законодательного собрания (органов народного представительства) и судей.

Объект власти. Власть – это  всегда свойство двоих. Это двухстороннее  ассиметричное с доминированием воли властителя взаимодействие субъекта и объекта. Власть невозможна без  подчинения. Если такого подчинения нет, то нет и власти. Власть может  состояться лишь в том случае, если есть способность (лидер) и возможность  власти, т. е. согласие объекта на подчинение. Поведение объекта власти по отношению  к субъекту характеризуется весьма широким диапазоном: от ожесточенного  сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть исчезает) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Это зависит от качества и поведения как субъекта (актора), так и объекта власти. В этой связи особый интерес в политологии приобретает изучение мотивации (т. е. мотивов, причин) подчинения объекта власти.

Подчинение может основываться:

а) на страхе перед санкциями. Такая  власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от неприятного  эмоционального состояния;

б) на долголетней привычке к повиновению, обычае, традициях подчинения. Привычка - весьма надежный и длительный фактор стабильности власти, пока она не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни, когда вдруг обнаруживается отсталость данного общества (государства) от окружающих его государств и со всей силой встает проблема быть откинутым  на обочину дороги мировой истории;

 в) на заинтересованности  в выполнении распоряжений. Такая  власть является наиболее стабильной, т. к. побуждает подчиненных  к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и  применение санкций. Она способствует  развитию других типов позитивной  мотивации подчинения;

г) повиновение на основе убежденности. Оно связано с воздействием власти на глубокие слои сознания, менталитета, ценностные установки объекта власти;

д) авторитет власти, который формируется  на основе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности, подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно  обладает качествами, которыми его  наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя;

е) власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете перерастает в высший тип мотивации подчинения – идентификацию  (отождествление) объекта и субъекта власти. Субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.

Качества объекта политической власти зависят от политической культуры населения. Например, патрицианский  и подданнический тип культуры формирует  покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой». Активистский тип культуры формирует гражданина, несущего свою долю ответственности за страну, а не покорного слугу власть предержащих.

Субъект и объект власти характеризует  крайние полюса, активные начала структуры  власти. Само деление людей на субъект  и объект, начальников и подчиненных  во многом относительно и изменчиво. Особенно это относится к демократическим  системам, когда подчиненный в  результате выборов может оказаться  во властных структурах, и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ресурсы власти и процесс  их реализации

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется  как в широком, так и в узком  значении. В широком смысле ресурсы  власти представляют собой «всё то, что индивид или группа могут  использовать для влияния на других».

Такое понимание ресурсов достаточно объединено и не позволяет  дифференцировать различные элементы власти: её субъект, объект, средства. Поскольку в этом случае ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе повлиять на власть: собственные качества субъекта (компетентность, организованность и т.п.); некоторые свойства объекта (например, его привычку подчиняться, авторитет и т.д.); благоприятную для субъекта ситуацию (экономический подъем), а также материальные и иные средства воздействия (деньги, оружие, сырье и т.п.). При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, опосредующего взаимодействие агентов власти и служащего важнейшим социальным фактором подчинения и господства.

Поэтому для изучения власти и её структуры предпочтительнее более узкая трактовка ресурсов как всех тех средств, использование  которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут  применяться для поощрения, наказания  или убеждения. В процессе их реализации субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы в устойчивое влияние  в рамках системы взаимосвязанных  агентов.

Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории «социального обмена». Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов  людей. Существует несколько классификаций ресурсов:

  • утилитарные;
  • принудительные;
  • нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты недобросовестным работникам).

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного  наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы  утилитарные. Например, судебное преследование  участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы  поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Для выделения различных  видов власти широко используется классификация  её ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, культурно-информационные и принудительные (силовые).

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые.

В своём воздействии на политику экономические ресурсы обладает такими свойствами, как:

 

  1. связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующим

потребностями людей. Удовлетворение первичных потребностей – в пище, одежде, жилище и т.п. – необходимое  условие существования человека. Прямая связь с важнейшими потребностями  людей позволяет широко использовать экономическую власть для обеспечения  лояльности или прямого подкупа  политиков, чиновников, избирателей  и т.п.;

  1. широта или даже универсальность мотивационного воздействия. Она

ярко проявляется в  широчайших возможностях денег, за которые  в рыночном обществе можно приобрести самые различные ценности и блага. Особенно велика роль денег как политического  ресурса в условиях доминирования  ценностей общества массового потребления;

  1. постоянство воздействия. Экономическая власть связана с удовлетворением повседневных потребностей людей. Поэтому она действует на людей постоянно, побуждая их к определенным действиям, в то время как, скажем, принудительная власть, предусматривая санкции лишь за нарушение закона или других предписаний, действует эпизодически;
  2. незаметность и широкие способности проникновения. Носителем экономической власти являются деньги. Каналы и объем их перемещения трудно контролировать. Это позволяет широко использовать финансовые ресурсы, даже в нарушение избирательного закона, для поддержки угодных их обладателям политических сил, в том числе во время избирательных кампаний.

Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение.

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Контроль над знаниями и информацией прямо связан с обладанием экономическими ресурсами, имеющими первостепенную значимость. Однако тенденция повышения роли культурно-информационных ресурсов как источника власти в современном мире проявляется достаточно отчётливо.

Информация о работе Власть как явление общественной жизни