Виды политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 15:18, доклад

Краткое описание

Он основывается на демократических способах и средствах властвования и политического роли народа в принятии властных решений. Характеризуется последующими чертами:
1. Источником власти в государстве является люд. Он избирает власть и наделяет её правом решать хоть какой вопрос, делая упор на собственное мировоззрение. Законы страны защищают люд от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

Файлы: 1 файл

Виды политических режимов.docx

— 34.99 Кб (Скачать)

 В мировом обществе в XX веке имели место разные виды  авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (нередкое явление  в странах Латинской Америки), конституционно-авторитарный, а по  другому сказать монократический режим (характерный для неких государств Африки и отдельных стран Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы.

 Авторитарные режимы утверждаются  в критериях кризисных ситуаций  либо на базе не развитой  политической и социальной структур  общества. Возможность возникновения  авторитарного режима в переходном  периоде от тоталитаризма к  демократии заложена в психологической  реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут решать прогрессивные задачки, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до 2-ой мировой войны, во время кризиса в неких странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих критериях появились авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был хотимым режимом и опосля 2-ой мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и соц противоречий.

 Механизм утверждения авторитарных  режимов включает как незаконные, насильственные способы ликвидации  и замены прежних политических  институтов и правителей, так  и формально – демократические  процедуры (к примеру, приход  к власти диктаторов в Индонезии  либо Бангладеш). Главные типы  легитимности режима: обычная, идеологическая (теологическая) и персональная  легитимности. Непременная духовная  база авторитаризма – господствующая  идеология. В качестве такой  могут выступать революционная,  реакционная, националистическая, религиозная  и другие виды идеологий. 

 

Тоталитарный  режим (тоталитаризм).

Последняя форма авторитарного  режима – тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов  стало вероятным на индустриальной стадии развития населения земли, когда  технически стали возможными не только всеобъятный контроль над личностью, но и полное управление её сознанием, в особенности в периоды социально-экономических кризисов.

 Не следует разглядывать  данный термин только как плохо  оценочный. Это научное понятие,  требующее соответственного теоретического  определения. Сначало понятие «тотальное государство» имело полностью положительное значение. Оно обозначало самоорганизующееся правительство, тождественное с цивилизацией, правительство, где ликвидируется разрыв меж политическим и общественно-политическим факторами. Сегоднящая интерпретация понятия в первый раз предложена для свойства фашизма. Потом она была распространена на советскую и схожие ей модели страны.

1-ые тоталитарные режимы были  сформированы опосля первой мировой  войны в странах, относившихся  ко «второму эшелону индустриального  развития» (Италия, Германия, Наша  родина).

 Идейные истоки, отдельные черты  тоталитаризма уходят своими  корнями в древность. Вначале  его трактовали как принцип  построения целостного едино  работающего общества. В VII-IV вв. до  н. э. теоретики рационализации  китайской политико-правовой мысли  (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и остальные, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины мощного, централизованного страны, регулирующего все стороны публичной и личной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки посреди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль страны за поведением и умонастроением граждан и т.п. При всем этом государственный контроль ими рассматривался в виде неизменной борьбы правителя с подданными.

 Близким к легистам Китая  тип тоталитарного государственного  режима предложил Платон. В его  наиболее поздних диалогах («Полития», «Законы») нарисована социально-экономическая черта второго, наиболее совершенного и хорошего от Афинского общества, изображенного в «Государстве». Свое втрое по достоинству правительство Платон наделил таковыми чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивида в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми воспользовались граждане на правах владения, а не личной принадлежности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания деток; единая для всех граждан религия, политическое и правовое равноправие дам с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти.

 Платоновский закон запрещал  лицам до 40 лет выезжать по  личным вопросам за границы  страны и ограничивал заезд  иностранцев; предугадывал очищение  общества от неугодных лиц  при помощи смертной экзекуции  либо изгнания из страны.

 Платоновская модель государственного  режима для большинства современных  государств неприемлема, но в  котором публичном строе лучше  жить, понятнее опосля Платона.  Либеральные демократы, философы, Б.Рассел, К.Поппер, в цело пришли к заключению, что конкретно к Платону восходят как средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.

 Понятие тоталитарного режима  было создано в творчестве  ряда германских мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше,  О.Шпенглера и неких остальных создателей. И тем более как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

 Политическое значение ему  в первый раз дали руководители  идеологи фашистского движения  в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для свойства итало-фашистского режима. В конце 20-х годов британская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как нехорошем политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Русском Союзе.

 Западная концепция тоталитаризма,  в том числе и направления  его критиков, складывалось на  базе анализа и обобщения режимов  фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. Опосля первой мировой войны предметом доп исследования политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы неких стран «третьего мира».

 Это далековато не полный  список свидетельствует о том,  что тоталитарные режимы могут  возникать на различной социально-экономической  базе и в многообразных культурно-идеологических  средах. Они могут быть следствием  военных поражений либо революций,  появляться в итоге внутренних  противоречий либо быть навязанными  извне. 

 Западные политологи К. Фридрих  и З. Бжезинский в работе  «Тоталитарная диктатура и автократия»  первыми выделили 6 признаков, отличающих  все тоталитарные государственные  режимы от демократии и авторитаризма: 

- всеобщая государственная идеология; 

- одна массовая партия, возглавляемая  харизматическим фаворитом, другими  словами только одаренным и  наделенным особенным даром; 

- монополия страны на средства  массовой инфы;

- монополия страны на все  средства вооружения;

- особо организованная система  насилия, террора как специфичного  средства контроля в обществе;

- агрессивно централизованный  контроль над экономикой.

Отдельные из приведенных признаков  того либо другого тоталитарного  государственного режима сложились, как  уже отмечалось, еще в глубочайшей  древности. Но большая часть их не могло совсем сформироваться в доиндустриальном обществе. Только в XX в. они заполучили свойства всеобщего характера и  в совокупы давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Русском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма  выявляются при сопоставлении его  с авторитарным режимом. Основное заключается  не в том, как частенько практикуется тут прямое насилие (террор). Другие авторитарные системы им также не пренебрегают. Не может служить достаточным  аспектом однопартийность, так как она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в отношениях страны с обществом. Ежели при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в критериях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Правительство стремится к глобальному господству над всеми сферами публичной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некоторый всеобщий «сверхинтерес» населения, в каком исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, проф и региональные интересы. Утверждается полное отчуждение индивидума от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает трудности: гражданское  общество – правительство, люд –  политическая власть. Правительство  вполне идентифицирует себя с обществом, лишая его собственных соц функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда индивидуальности организации тоталитарной системы гос власти:

- глобальная централизация общественной власти во главе с тераном;

- господство репрессивных аппаратов; 

- упразднение представительных  органов власти;

- монополия правящей партии  и интеграция её и всех остальных  общественно-политических организаций  конкретно в систему гос власти и перевоплощение крайних в типичные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.

Легитимация власти основывается на прямом насилии, гос идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому фавориту (харизме). Правда и свобода личности практически отсутствуют. Очень принципиальным признаком тоталитаризма является его соц база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению почти всех исследователей марксистской и других ориентаций тоталитарные режимы появляются на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии.

Рассмотрим подробнее сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.

Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С ним соединено  во первых, распространение в таковых  странах мессианской моноидеологии – социальной либо государственной, призванной вдохновить, собрать под знамени режимов широкие массы. Во-2-х, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.

В согласовании с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной  гос идеологии, растрачивать время на её исследование. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Без понимания всего этого нереально  вскрыть предпосылки утверждения  гитлеровского и сталинского  политических режимов, разъяснить их связь  с массами, их поддержку с народами этих государств.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Лишь одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает или  в единственном числе, или «возглавляет»  блок партий либо других политических сил, существование которых разрешено  режимом. Таковая партия, обычно, создается  до возникновения самого режима и  играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к  власти. При всем этом приход её к  власти происходит не обязательно насильственными  мерами. К примеру, нацисты в Германии оказались у власти полностью  парламентским методом, опосля назначения их фаворита А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, таковая партия становится гос партией, партийные и государственные структуры объединяются и соединяются, и сама власть становится партийно-государственной.

Специфическими чертами тоталитарного  режима является организованный террор и полный контроль, применяемые для  обеспечения приверженности масс партийной  идеологии. Аппарат тайной полиции  и служб сохранности при помощи последних способов действия вынуждает  общество жить в состоянии ужаса. В таковых государствах конституционные  гарантии или не существовали, или  нарушались, вследствие что становились  возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и внедрения пыток.

 На гитлеровское гестапо  и русские органы НКВД не  распространялись никакие правовые  и судебные ограничения. Деяния  их направлялись режиссерами  власти не только против отдельных  граждан, но и против целых  народов, классов и политических  партий. В зависимости от конкретной  страны таковыми неприятелями  общества, режима были бы объявлены  евреи, коммунисты, капиталисты и  т.п. 

 Общее истребление целых  групп населения во время Гитлера  и Сталина указывает гигантскую  власть страны и слабость рядовых  граждан. 

 Для тоталитарных режимов  типично монополия власти на  информацию, полный контроль за  средствами инфы. При помощи СМИ  и институтов духовной сферы  обеспечиваются политическое мобилизация  и практически стопроцентная  поддержка правящего режима.

 Твердый централизованный контроль  над экономикой – принципиальная  черта тоталитарного режима. Тут  контроль служит двоякой цели. Во-1-х, возможность распоряжаться  производительными силами общества  создает нужную политическому  режиму материальную базу и  опору, без которой тоталитарный  контроль в других сферах навряд  ли возможен. Во-2-х, централизованная  экономика служит в качестве  средства политического управления. К примеру, люди против воли  могут быть перемещены для  работы в те области народного  хозяйства, где не хватает рабочей  силы.

 Леворадикальные политические  режимы для повышения производительности  труда в экономике употребляли  разные програмки, побуждающие работников к интенсивному труду. Русские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих государств, и их результаты нельзя отрицать.

 Задачка историков и политологов  разъяснить, не фальсифицируя реальность, парадокс леворадикального тоталитаризма,  не только поднявшего две мировые  державы, но и на десятилетия  сковавшего мир ужасом ракетно-ядерной  катастрофы.

Информация о работе Виды политических режимов