Виды политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 15:18, доклад

Краткое описание

Он основывается на демократических способах и средствах властвования и политического роли народа в принятии властных решений. Характеризуется последующими чертами:
1. Источником власти в государстве является люд. Он избирает власть и наделяет её правом решать хоть какой вопрос, делая упор на собственное мировоззрение. Законы страны защищают люд от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

Файлы: 1 файл

Виды политических режимов.docx

— 34.99 Кб (Скачать)

 

Демократический политический режим.

Он основывается на демократических  способах и средствах властвования и политического роли народа в  принятии властных решений. Характеризуется  последующими чертами:

1. Источником власти в государстве  является люд. Он избирает власть  и наделяет её правом решать  хоть какой вопрос, делая упор  на собственное мировоззрение.  Законы страны защищают люд  от произвола власти и власть  от произвола отдельных людей. 

2. Политическая власть носит  легитимный характер и осущест­вляет  свои функции в согласовании  с принятыми законами. Ос­новной  принцип политической жизни демократического  общества — "гражданам разрешено  все, что не запрещено законом,  а представителям власти —  лишь та деятельность, которая  предусмотрена соответствующими  подзаконными актами".

3. Для демократического режима  типично разделение властей (отделение  друг от друга законодательной,  исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным  правом издавать законы. Высшая  исполнительная власть (президент,  правительство) имеет право законодательной,  экономной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен  правом определять соответствие  издаваемых законов конституции  страны. В критериях демократии  три ветки власти уравновешивают  друг дружку.

4. Демократический режим характеризуется  правом народа вли­ять на выработку  политических решений (методом  одобрения либо критики в средствах  массовой информации, демонстраций  либо лоббистской деятельности, роли в предвыборных кампаниях). Политическое роль народа в  выработке принимаемых решений  гарантируется конституцией страны, также международными правовыми  нормами. 

5. Принципиальной чертой демократического  политического режима является  политический плюрализм, предполагающий  воз­можность образования двух- либо многопартийной системы,  конкуренция политических партий  и их влияние на люд, существование  на законных основаниях политической  оппозиции как в парламенте  и вне его. 

6. Демократический политический  режим характеризуется высо­кой  степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила  и принципы взаимоотношений страны  и граждан. 

В контексте изложенного, раскрывая  понятие политический режим, можно  разглядеть форму государственного устройства на примере Испании.

Испания – крайнее правительство  современной Европы, где фашистская диктатура была более долгое время. Это единственная страна, в какой  идеология фашизма пережила Вторую мировую войну и в какой  авторитарный режим исчез естественным методом в итоге погибели генерала Франко. Современная политическая организация  Испании сотворена опосля погибели этого терана, последовавшей в ноябре 1975г. В то время в течение пары лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима.

Два последовательно существовавших правительства А. Новарро и в особенности А. Суареса взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Приготовленный правительством А. Суареса законопроект о политической реформе был одобрен государственным референдумом в декабре 1976г. Этот закон устанавливал на переходный период некие демократические начала; на государственном уровне была учреждена фактически новая структура органов гос власти, а именно, образован двухпалатный парламент – Кортесы, формируемый всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.

Избранные 15 июня 1977г. Новейшие Кортесы  разработали конституцию страны, одиннадцатую по счету опосля Первой испанской революции 1808г. В декабре 1978г., на общенациональном референдуме  эта конституция была одобрена подавляющим  большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления  парламентарной монархии, унитарное политико–административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц – автономных сообществ и демократический политический режим.

Возвращаясь к теме выборов 1977г. в  Испании, необходимо отметить, что основная опасность для процесса демократизации исходила от военных и представителей репрессивного аппарата франкизма, которые давали понять, что не признают его итогов, ежели у власти окажутся партии, ранее действовавшие в  подполье — Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход  деятелей старенького режима на сторону  этих партий был, таким образом, исключен не только по идеологическим причинам, но и по суждениям политической необходимости. Потому ведущей силой демократизации стал "центристский" Альянс демократического центра (СДЦ) А. Суареса (назначенного премьер-министром еще до "учредительных выборов") —коалиция христианских демократов, либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс демократизации и отказались от всех действий, способных подтолкнуть военных к вмешательству в политику.

Испанская конституция 1978г., - итог консенсуса политических сил в парламенте и  отражение компромисса меж ними.

Конституция Испании восприняла, как  испанские конституционные традиции, так и опыт остальных государств – доктринальный, выражающийся в  заимствовании идей, и нормативный  – в конкретном закреплении ряда институтов. В преамбуле и первых статьях этот акт закрепил идеологические и политические базы страны, приняв в качестве его базы – демократическую  модель. Краеугольными принципами конституция  провозгласила права человека, демократический, соц и правовой характер страны. Все возможности страны опираются на государственный суверенитет, от которого они исходят. Государственный суверенитет реализуется через роль избирателей в выборах в центральные и местные представительные органы и через роль в голосовании на референдумах на государственном и местном уровне. Принцип правового страны установлен в статье 9, Основного закона: «Граждане и государственная власть подчинены нормам Конституции и другого законодательства». Для обеспечения этого принципа сотворен орган конституционного контроля – Конституционный трибунал.

Конституция организовала в стране иерархию правовых норм. Ниже основного закона находятся органические законы (ст.81), регулирующие главные права и свободы, статуты автономных сообществ, всеобщее избирательное право, статус ряда государственных органов – Государственного совета, Счетной палаты, Конституционного суда и т.д. Конституция выделяет делегирующие (уполномачивающие) законы, которые (ст.82 и след.) Разрешают правительству в определенный просвет времени и в определенных областях принимать акты, имеющие силу закона. В качестве раздельно категории можно именовать обыкновенные законы, но из их числа необходимо выделить законы о делегировании, ведущие к преобразованию нескольких имеющихся актов в один (ст. 82, п.2), и законы, принимаемые комиссиями парламента на базе статьи 75 конституции.

В конституции получила отражение  современная тенденция – включены нормы, регулирующие деятельность собственного страны в интернациональной сфере. В преамбуле содержится положение  о стремлении испанского народа «сотрудничать  со всеми народами Земли в учреждении мирных отношений и совместных действий». Принципиальна норма, содержащаяся в статье 95: «Заключению интернационального контракта, содержащего положения, противоречащего конституции, должен предшествовать пересмотр последней». Иными словами, тут устанавливается  примат конституции по отношению  к хоть какому интернациональному соглашению.

Конституция Испании по способу  конфигурации относится к числу  «жестких». Её пересмотр осуществляется разными методами в зависимости  от того, является ли он частичным либо полным. В первом случае для конфигурации конституции требуется 3/5 голосов  каждой из палат Генеральных кортесов. Полный пересмотр либо изменение  более принципиальных положений  конституции, могут быть осуществлены 2/3 голосов каждой из палат Генеральных  кортесов, после этого они распускаются. Вновь избранные Кортесы разглядывают проект и должны принять его большинством в 2/3 голосов в каждой из палат.

Во всех вариантах инициатива конфигурации конституции принадлежит правительству, парламентским палатам и 2/3 членов ассамблеи автономного общества.

 Закрепленная в основном  законе структура государственных  органов Испании, относительно  проста. Она строится на принципе  разделения властей. Возможности  главы страны принадлежат Королю, законодательная власть – Генеральным  кортесам, исполнительная – правительству;  Конституционный трибунал – орган  конституционной юстиции. 

 При рассмотрении организации  судебной системы в Испании,  можно отметить, что в собственной  деятельности судьи и магистраты  подчиняются последующим принципам: 

· независимость от остальных органов  власти

· несменяемость 

· ответственность и подчинение лишь закону

 Таким образом на примерах  выше, можно убедиться, что Испания  – правительство с демократическим  режимом. 

 Реализуя принципы политического  плюрализма, на нынешний день  в Испании, действует наиболее 200 (!) различных партий, из которых  основными являются: Испанская социалистическая  рабочая партия, Коммунистическая  партия Испании, Коммунистическая  партия народов Испании, Народная  партия, Демократический и соц центр, Реформистская демократическая партия.

 Демократический режим подразумевает  признание за гражданами широких  прав и свобод, легально действующие  оппозиционные партии, формирование  правительства теми партиями, которые  одержали победу на соответственных  выборах и т.д. 

В качестве одной из важных задач, связанной с формированием демократического страны, следует разглядывать развитие и улучшение законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

В течении длительных десятилетий  в нашей стране действовала однопартийная  система, которая исключала возможность  сотворения и функционирования легальных  оппозиционных партий. Официальной, гос идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое правительство подразумевает развитое гражданское общество, в каком взаимодействуют разные публичные организации, политические партии, в каком никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной гос идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на базе идеологического, политического обилия (плюрализма), многопартийности. Потому одним из путей формирования правового страны, одним из направлений данной работы является развитие гражданского общества, выступающим принципиальным звеном меж личностью и государством, в каком реализуется крупная часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом фуррор почти всех преобразований в гос и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Нужно избавляться от того правового нигилизма, который в особенности отчетливо проявился в крайнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического страны.

 В данный момент на местности  распавшегося СССР происходят  сложные процессы в развитии  страны и права - становление  в новейших "независящих государствах" государственных и правовых систем, соответственных требованиям современного  гражданского демократического  общества. Это развитие все наиболее  осложняется из-за того, что общество  переживает жесточайший экономический  и соц кризис, значительно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те нехорошие последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия собственного господства.

 Грозная закономерность, а быть  может трагическая неизбежность  в том, что человеческая природа  и соц жизнь все еще далеки от совершенства. Реалистичнее не грезить о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению. Наиболее того, может быть ли это совершенство? Естественно нет, ибо такая природа человека.

 

Авторитарный  режим (авторитаризм).

 Авторитарный режим – это  система правления, при которой  власть осуществляется одним  конкретным лицом при наименьшем  участии народа. Это одна из  форм политической диктатуры.  В роли терана выступает личный политический деятель из элитарной среды либо правящая элитарная группа. Ежели эти лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим именуется абсолютной монархией.

Сохраняются такие режимы при помощи аппарата принуждения и насилия  армии. В отличии от демократического режима власти, где репрессивный аппарат  действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, напротив, держатся на виду.

Власть, подчинение и порядок ценятся  при авторитарном режиме правления  больше, чем свобода, согласие и роль в политической жизни народа. В  таковых критериях рядовые граждане обязаны повиноваться законам, платить  налоги без личного роли в их обсуждении.

Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические университеты настоящей силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия  одной партии, поддерживающей режим. При всем этом режиме исключается  деятельность остальных политических партий и публичных организаций. Отрицаются принципы конституционности  и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация  всей гос власти. Главой страны и правительства на всю жизнь становится фаворит правящей авторитарной партии. Вождизм преобразуется в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме «Государство – это я», высказанном Людовиком XIV.

Представительные органы на всех уровнях, даже ежели и сохраняются, преобразуются  в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи меж институтами страны. Почаще всего наделена особенной политической ролью армия.

Авторитарный режим обеспечивает власть личного либо коллективного  диктата хоть какими средствами, в  том числе прямым насилием. Им не допускается никакой конкуренции  политических субъектов. Монополия  на власть – принцип авторитаризма. Совместно с тем авторитарная власть не вмешивается в те области  жизни, которые конкретно не соединены  с политикой. Относительно независящими могут оставаться (но не обязательно  остаются) экономика, культура, межличностные  дела. В узнаваемых пределах допускается  также независимость личности. Короче говоря, правительство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках работают университеты гражданского общества.

Информация о работе Виды политических режимов