Угрозы информационной безопасности РФ в сфере внешней политики (Доктрина информационной безопасности РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 04:15, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что в условиях модернизации экономического, политического и социального устройства российского общества, преобразования всех государственных и общественных институтов на фоне динамичных процессов, происходящих на мировой арене, особую остроту приобрела проблема обеспечения национальной безопасности Российского государства, в том числе и в такой специфической и жизненно важной сфере, как информационная.
Проблемы обеспечения информационной безопасности России в той или иной степени находят свое отражение не только в исследованиях и теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых, но и в официальных документах. Такие понятия, как "национальная безопасность", "информационная безопасность", "информационная организация государства", закладываются в основание различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений страны. Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации.
Вот уже более десятка лет Россия находится в условиях интенсивных реформ. За эти годы кардинально изменились формы собственности, многократно расширился идеологический спектр политических партий и движений, обострилась социальная дифференциация общества, трансформируются представления о роли и месте нашего государства в новом меняющемся мире.
Наряду с тем, что в большинстве сфер деятельности государства происходят позитивные изменения в реализации реформ, необходимо подчеркнуть, что развитие информационной организации государства объективно переживает сложный период. В результате информационная сфера, ее ресурсы, в том числе и их защищенность, отстают в развитии от других институтов современного российского общества. Данное обстоятельство негативно сказывается не только на информационной организации государства, но и на состоянии информационной безопасности России, информационной безопасности личности и всего общества в целом.
Целью настоящее работы является теоретическое изучение угрозы информационной безопасности РФ в сфере внешней политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие информационной безопасности Российской Федерации;
Изучить виды угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания и частнонаучные методы познания.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и целью, состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованных источников.

Оглавление

ведение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Угрозы информационной безопасности РФ в сфере внешней политики…………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие информационной безопасности Российской Федерации………5
1.2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики………………………………………….……………..9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

политология 429.docx

— 41.41 Кб (Скачать)

К наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности РФ в сфере внешней политики относятся:

- информационные ресурсы  федеральных органов исполнительной  власти, реализующих внешнюю политику  РФ, российских представительств  и организаций за рубежом, представительств  РФ при международных организациях;

- информационные ресурсы  представительств федеральных органов  исполнительной власти, реализующих  внешнюю политику РФ, на территориях  субъектов РФ;

- информационные ресурсы  российских предприятий, учреждений  и организаций, подведомственных  федеральным органам исполнительной  власти, реализующим внешнюю политику  РФ;

- блокирование деятельности  российских средств массовой  информации по разъяснению зарубежной  аудитории целей и основных  направлений государственной политики  РФ, ее мнения по социально  значимым событиям российской  и международной жизни.

Из внешних угроз информационной безопасности РФ в сфере внешней  политики наибольшую опасность представляют:

- информационное воздействие  иностранных политических, экономических,  военных и информационных структур  на разработку и реализацию  стратегии внешней политики РФ;

- распространение за рубежом  дезинформации о внешней политике  РФ;

- нарушение прав российских  граждан и юридических лиц  в информационной сфере за  рубежом;

- попытки несанкционированного  доступа к информации и воздействия  на информационные ресурсы, информационную  инфраструктуру федеральных органов  исполнительной власти, реализующих  внешнюю политику РФ, российских  представительств и организаций  за рубежом, представительств  РФ при международных организациях5.

Основными мероприятиями  по обеспечению информационной безопасности РФ в сфере внешней политики являются:

- разработка основных  направлений государственной политики  в области совершенствования  информационного обеспечения внешнеполитического  курса РФ;

- разработка и реализация  комплекса мер по усилению  информационной безопасности информационной  инфраструктуры федеральных органов  исполнительной власти, реализующих  внешнюю политику РФ, российских  представительств и организаций  за рубежом, представительств  РФ при международных организациях;

- создание российским  представительствам и организациям  за рубежом условий для работы  по нейтрализации распространяемой  там дезинформации о внешней  политике РФ;

- совершенствование информационного  обеспечения работы по противодействию  нарушениям прав и свобод российских  граждан и юридических лиц  за рубежом;

- совершенствование информационного  обеспечения субъектов РФ по  вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.

Обеспечение информационной безопасности РФ имеет целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования культурного, духовно-нравственного  наследия, исторических традиций и  норм общественной жизни, с сохранением  культурного достояния всех народов  России, реализацией конституционных  ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления нравственных ценностей  общества, традиций патриотизма и  гуманизма, здоровья граждан, культурного  и научного потенциала РФ, обеспечения  обороноспособности и безопасности государства6.

К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности РФ относятся:

- достоинство личности, свобода  совести, включая право свободно  выбирать, иметь и распространять  религиозные и иные убеждения  и действовать в соответствии  с ними, свобода мысли и слова  (за исключением пропаганды или  агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную  ненависть и вражду), а также  свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;

- свобода массовой информации;

- неприкосновенность частной  жизни, личная и семейная тайна;

- русский язык как фактор  духовного единения народов многонациональной  России, язык межгосударственного  общения народов государств - участников  Содружества Независимых Государств;

- языки, нравственные  ценности и культурное наследие  народов и народностей РФ;

- объекты интеллектуальной  собственности.

Наибольшую опасность  представляют следующие угрозы информационной безопасности РФ:

- деформация системы массового  информирования как за счет  монополизации средств массовой  информации, так и за счет неконтролируемого  расширения сектора зарубежных  средств массовой информации  в отечественном информационном  пространстве;

- ухудшение состояния  и постепенный упадок объектов  российского культурного наследия, включая архивы, музейные фонды,  библиотеки, памятники архитектуры,  ввиду недостаточного финансирования  соответствующих программ и мероприятий;

- возможность нарушения  общественной стабильности, нанесение  вреда здоровью и жизни граждан  вследствие деятельности религиозных  объединений, проповедующих религиозный  фундаментализм, а также тоталитарных  религиозных сект;

- использование зарубежными  специальными службами средств  массовой информации, действующих  на территории РФ, для нанесения  ущерба обороноспособности страны  и безопасности государства, распространения  дезинформации;

- неспособность современного  гражданского общества России  обеспечить формирование у подрастающего  поколения и поддержание в  обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны7.

Основными направлениями  обеспечения информационной безопасности РФ являются:

- развитие в России  основ гражданского общества;

- создание социально-экономических  условий для осуществления творческой  деятельности и функционирования  учреждений культуры;

- выработка цивилизованных  форм и способов общественного  контроля за формированием в  обществе духовных ценностей,  отвечающих национальным интересам  страны, воспитанием патриотизма  и гражданской ответственности  за ее судьбу;

- совершенствование законодательства  РФ, регулирующего отношения в  области конституционных ограничений  прав и свобод человека и  гражданина;

- государственная поддержка  мероприятий по сохранению и  возрождению культурного наследия  народов и народностей РФ;

- формирование правовых  и организационных механизмов  обеспечения конституционных прав  и свобод граждан, повышения  их правовой культуры в интересах  противодействия сознательному  или непреднамеренному нарушению  этих конституционных прав и  свобод в сфере духовной жизни;

- разработка действенных  организационно-правовых механизмов  доступа средств массовой информации  и граждан к открытой информации  о деятельности федеральных органов  государственной власти и общественных  объединений, обеспечение достоверности  сведений о социально значимых  событиях общественной жизни,  распространяемых через средства  массовой информации;

- разработка специальных  правовых и организационных механизмов  недопущения противоправных информационно-психологических  воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исторических ценностей народов и народностей РФ, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние;

- введение запрета на  использование эфирного времени  в электронных средствах массовой  информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение;

- противодействие негативному  влиянию иностранных религиозных  организаций и миссионеров8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, проведенный  анализ дает основание сделать следующие  выводы:

Информационная безопасность государства представляет собой  такое состояние институтов государства  и общества, при котором обеспечивается надежная защита национальных интересов  страны и ее населения в информационной сфере.

Обязанность обеспечения  информационной безопасности возлагается  на информационную организацию государства  как неотъемлемую часть системы  национальной безопасности.

Информационная организация  государства - это гарант информационной безопасности государства и его  институтов, общества и граждан, стабильности политического режима в условиях процессов глобализации, роста угроз  со стороны международного терроризма, эскалации деятельности экстремистских и сепаратистских движений и организаций  как внутри страны, так и за ее пределами.

Одним из основных условий  и влиятельным фактором обеспечения  информационной безопасности суверенного  государства является эффективная  защищенность как процесс создания и развития информационной организации  государства, отражающий объективную  закономерность и возрастающие потребности  общества.

Актуальной практической задачей для эффективной защиты сегмента сети Интернет в Российской Федерации представляется достижение единого подхода к определению  оптимальных моделей и путей  обеспечения информационной безопасности государства на основе выявления  наиболее важных качественных и количественных свойств и параметров данного  явления.

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие  виды:

- угрозы конституционным  правам и свободам человека  и гражданина в области духовной  жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и  общественному сознанию, духовному  возрождению России;

- угрозы информационному  обеспечению государственной политики  Российской Федерации;

- угрозы развитию отечественной  индустрии информации, включая индустрию  средств информатизации, телекоммуникации  и связи, обеспечению потребностей  внутреннего рынка в ее продукции  и выходу этой продукции на  мировой рынок, а также обеспечению  накопления, сохранности и эффективного  использования отечественных информационных  ресурсов;

- угрозы безопасности  информационных и телекоммуникационных  средств и систем, как уже развернутых,  так и создаваемых на территории  России.

Роль и значение информационной безопасности в обществе возрастают. Отставание в информатике может  привести в перспективе к уязвимости компьютерных сетей страны и всей ее информационной, управленческой инфраструктуры.

По мере развития научно-технического прогресса роль информационной безопасности личности, общества, государства увеличивается, и ее обеспечение должно занять подобающее место в политике государства, в  том числе и оборонной. Информация стала фактором, способным привести к крупномасштабным авариям, военным  конфликтам и поражению в них, дезорганизовать государственное  управление, финансовую систему, работу научных центров. И чем выше уровень  интеллектуализации и информатизации общества, тем надежнее должна быть его информационная безопасность.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // Российская газета. N 187. 28.09.2000.
  2. Ковалева Н.Н. Информационное право России: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007. 360 с.
  3. Лапина М.А., Ревин А.Г., Лапин В.И. Информационное право: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция" / под ред. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. 335 с.
  4. Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2009. 384 с.
  5. Мазитов Р.Р. Информационная безопасность Российской Федерации на современном этапе // Российская юстиция. 2009. N 11. С. 4 - 7.

Информация о работе Угрозы информационной безопасности РФ в сфере внешней политики (Доктрина информационной безопасности РФ)