Угрозы информационной безопасности РФ в сфере внешней политики (Доктрина информационной безопасности РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 04:15, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что в условиях модернизации экономического, политического и социального устройства российского общества, преобразования всех государственных и общественных институтов на фоне динамичных процессов, происходящих на мировой арене, особую остроту приобрела проблема обеспечения национальной безопасности Российского государства, в том числе и в такой специфической и жизненно важной сфере, как информационная.
Проблемы обеспечения информационной безопасности России в той или иной степени находят свое отражение не только в исследованиях и теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых, но и в официальных документах. Такие понятия, как "национальная безопасность", "информационная безопасность", "информационная организация государства", закладываются в основание различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений страны. Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации.
Вот уже более десятка лет Россия находится в условиях интенсивных реформ. За эти годы кардинально изменились формы собственности, многократно расширился идеологический спектр политических партий и движений, обострилась социальная дифференциация общества, трансформируются представления о роли и месте нашего государства в новом меняющемся мире.
Наряду с тем, что в большинстве сфер деятельности государства происходят позитивные изменения в реализации реформ, необходимо подчеркнуть, что развитие информационной организации государства объективно переживает сложный период. В результате информационная сфера, ее ресурсы, в том числе и их защищенность, отстают в развитии от других институтов современного российского общества. Данное обстоятельство негативно сказывается не только на информационной организации государства, но и на состоянии информационной безопасности России, информационной безопасности личности и всего общества в целом.
Целью настоящее работы является теоретическое изучение угрозы информационной безопасности РФ в сфере внешней политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие информационной безопасности Российской Федерации;
Изучить виды угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания и частнонаучные методы познания.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и целью, состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованных источников.

Оглавление

ведение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Угрозы информационной безопасности РФ в сфере внешней политики…………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие информационной безопасности Российской Федерации………5
1.2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики………………………………………….……………..9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

политология 429.docx

— 41.41 Кб (Скачать)

Тема: Угрозы  информационной безопасности РФ в сфере внешней политики (Доктрина информационной безопасности РФ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Угрозы  информационной безопасности РФ в сфере внешней политики…………………………………………………………………………..5

1.1. Понятие информационной безопасности Российской Федерации………5

1.2. Виды угроз информационной  безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики………………………………………….……………..9

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованных источников…………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность работы обусловлена  тем, что в условиях модернизации экономического, политического и  социального устройства российского  общества, преобразования всех государственных  и общественных институтов на фоне динамичных процессов, происходящих на мировой арене, особую остроту приобрела  проблема обеспечения национальной безопасности Российского государства, в том числе и в такой  специфической и жизненно важной сфере, как информационная.

Проблемы обеспечения  информационной безопасности России в  той или иной степени находят  свое отражение не только в исследованиях  и теоретических разработках  отечественных и зарубежных ученых, но и в официальных документах. Такие понятия, как "национальная безопасность", "информационная безопасность", "информационная организация государства", закладываются в основание различного рода политических доктрин и концепций  большинства общественных, политических организаций и движений страны. Они  стали предметом законотворческого  процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации.

Вот уже более десятка  лет Россия находится в условиях интенсивных реформ. За эти годы кардинально изменились формы собственности, многократно расширился идеологический спектр политических партий и движений, обострилась социальная дифференциация общества, трансформируются представления  о роли и месте нашего государства  в новом меняющемся мире.

Наряду с тем, что в  большинстве сфер деятельности государства  происходят позитивные изменения в  реализации реформ, необходимо подчеркнуть, что развитие информационной организации  государства объективно переживает сложный период. В результате информационная сфера, ее ресурсы, в том числе  и их защищенность, отстают в развитии от других институтов современного российского  общества. Данное обстоятельство негативно сказывается не только на информационной организации государства, но и на состоянии информационной безопасности России, информационной безопасности личности и всего общества в целом.

Целью настоящее работы является теоретическое изучение  угрозы информационной безопасности РФ в сфере внешней политики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие информационной безопасности Российской Федерации;

Изучить виды угроз информационной безопасности Российской Федерации  в сфере внешней политики.

Методологической основой  исследования являются общенаучные  методы познания и частнонаучные  методы познания.

Структура работы обусловлена  поставленными задачами и целью, состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Угрозы  информационной безопасности РФ в сфере внешней политики

1.1. Понятие информационной безопасности Российской Федерации

 

Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере  и их обеспечение

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение  и использование информации, а  также системы регулирования  возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь  системообразующим фактором жизни  общества, активно влияет на состояние  политической, экономической, оборонной  и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения  информационной безопасности, и в  ходе технического прогресса эта  зависимость будет возрастать.

Под информационной безопасностью  Российской Федерации понимается состояние  защищенности ее национальных интересов  в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов  личности, общества и государства1.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и  гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах  осуществления не запрещенной законом  деятельности, физического, духовного  и интеллектуального развития, а  также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении  интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового  социального государства, достижении и поддержании общественного  согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства  в информационной сфере заключаются  в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных  прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения  незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной  целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного  и взаимовыгодного международного сотрудничества.

На основе национальных интересов  Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и  внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности2.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов  Российской Федерации в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации  в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных  прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение  духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей  общества, традиций патриотизма и  гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации  в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение  государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации  в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии  информации, в том числе индустрии  средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой  рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования  отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки  и техники. Россия должна занять достойное  место среди мировых лидеров  микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации  в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение  безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так  и создаваемых на территории России3.

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации  подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:

деятельность иностранных  политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов  Российской Федерации в информационной сфере;

стремление ряда стран  к доминированию и ущемлению  интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

обострение международной  конкуренции за обладание информационными  технологиями и ресурсами;

деятельность международных  террористических организаций;

увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание  их возможностей по противодействию  созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических  и иных средств (видов) разведки иностранных  государств;

разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих  создание средств опасного воздействия  на информационные сферы других стран  мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам относятся:

критическое состояние отечественных  отраслей промышленности;

неблагоприятная криминогенная  обстановка, сопровождающаяся тенденциями  сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения  криминальными структурами доступа  к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени  защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;

недостаточная координация  деятельности федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

недостаточная разработанность  нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная  практика;

неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный  государственный контроль за развитием  информационного рынка России;

недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

недостаточная экономическая  мощь государства;

снижение эффективности  системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных  кадров в области обеспечения  информационной безопасности;

недостаточная активность федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  в информировании общества о своей  деятельности, в разъяснении принимаемых  решений, в формировании открытых государственных  ресурсов и развитии системы доступа  к ним граждан;

отставание России от ведущих  стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, кредитно - финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и  быта граждан4.

 

1.2. Виды угроз информационной  безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики

На сегодняшний день смена  угроз "холодной войны" угрозами "информационной войны" существенно  повышает значение информационной безопасности в системе национальной безопасности государства, обуславливает расширение ее содержания. Потеря государственного контроля над российскими коммуникациями может привести к утрате национальной независимости.

Информационная безопасность определяется и тем, насколько каждый из субъектов в соответствии со своей  позицией и интересами имеет возможность  через средства массовой информации и телекоммуникаций свободно искать, получать и распространять достоверную  информацию. Общество не может чувствовать  себя в безопасности, если оно получает препарированную, управляемую информацию. Неотъемлемым атрибутом развитого  демократического общества должно являться соблюдение законных прав личности, общества и государства по защите информации ограниченного доступа. Правовое государство  не есть просто государство, соблюдающее  законы. Это общество и государство, признающие право как исторически  развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и  справедливости, выраженную именно в  законах, подзаконных актах и  практике реализации прав, свобод и  законных интересов граждан.

Информация о работе Угрозы информационной безопасности РФ в сфере внешней политики (Доктрина информационной безопасности РФ)