Тоталитарный политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

XX век стал периодом возникновения и расцвета множества тоталитарных режимов: нацизм в гитлеровской Германии, большевизм в СССР во времена И. Сталина, фашизм в Италии при Б. Муссолини, режим генерала Франко в Испании и др. То была эпоха, когда во многих странах мира государственная машина полностью подчинила себе общество и личность.
На протяжении десятилетий в этих странах господствовала система тотальной государственной регламентации общественной и частной жизни. Тоталитарные режимы существенно затормозили прогресс экономического и социального развития в странах, где эти режимы были господствующими.

Оглавление

1. Введение ……………………………………………………………………2
2. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима………………………………………………………………………3
3. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации………………………………………………9
4. Сравнение основных типов политических режимов…………………...15
5. Заключение ……………………………………………………………….16
6. Список используемой литературы………………………………………17

Файлы: 1 файл

Готовая к.р. политология y.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Современный этап исторического развития характеризуется  тем, что в различных регионах мира происходит крах тоталитаризма и авторитарных режимов. Накоплен многообразный опыт перехода к демократии, совершенного в Испании, Португалии, Греции.

С точки зрения теории модернизации целью политического  развития является формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих большей части населения влиять на принятие основных решений.

Понятие «модернизация» используется в западной социологии для характеристики как социально-экономического, так и в целом общественного развития. Необходимо учитывать, что термин модернизация собирательный: он отражает, во-первых, различные ступени развития современного индустриального общества, начиная с эпохи первой промышленной революции; во-вторых, процесс превращения развивающихся стран из традиционных (или аграрных) в промышленно развитые.

Возникновение концепций политической модернизации относится                    к 50-м годам, когда встала проблема разработки политики Запада по отношению к развивающимся странам. Её основой послужила теория модернизации, которая определила: а) направление развития: от традиционного общества к рациональному; б) пути реализации этого направления: научно-технический прогресс, социально-структурные изменения, преобразования нормативных и ценностных систем. Была создана общая модель глобального процесса цивилизации. Наиболее известными представителями теорий политической модернизации являются Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, С.Хантингтон, Д.Дарендорф, Р.Даль.

Выделяя стержневое направление в рамках общей модели глобального процесса, теория модернизации учитывает специфику его проявления в различных социально-политических условиях. Эта дифференциация нашла отражение в обосновании двух типов модернизации: оригинальная модернизация – она присуща странам, которые совершают переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов;  вторичная (отраженная) – она свойственна странам, которые отстали в своем развитии и совершают «осовременивание» вдогонку.

Первоначально модернизация по существу сводилась  к идее заимствования отсталыми  странами Азии, Африки, Латинской Америки  передовой технологии и способов и способов социальной организации  у более развитых стран. Был распространен  подход к модернизации как к всемирному процессу вытеснения традиционных форм универсальными формами современности, что, по существу, означало отождествление модернизации с «американизацией», «европеизацией». Процесс демократизации практически приравнивался к привнесению в жизнь общества уже сложившихся и функционирующих в развитых странах политических институтов и ценностей.

Однако реальность оказалась значительно сложнее  тех подходов, которые были сформулированы в 50-е годы. Учитывая многообразие уровней  социально-экономического развития, специфику внутриполитических факторов, в конце 60-х годов, а затем и в последующие годы исследователи, во-первых, расширили географию изучения объектов модернизации (в последнее время в центре внимания находятся политические процессы постсоциалистического мира), во-вторых, сместили акцент на изучение проблем объективной обусловленности кризисов политических изменений, путей и форм их преодоления, в-третьих, политические процессы стали исследоваться с учетом их национального, культурного контекста.

В наши дни теория модернизации служит обоснованием характера  и направлений политических изменений  в посттоталитарном мире. Центральной  проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода. Обращение к теории политической модернизации в нашей стране вызвано потребностью осмыслить всю совокупность факторов, определяющих специфику переходного состояния современной России.

В определениях политической модернизации, как правило, акцент делается на следующем:

  • речь идет о способности политической системы отвечать потребностям изменяющихся общественных условий,
  • эти условия и социальные цели связаны с необходимостью нового качества взаимодействия власти и общества: эффективного диалога,
  • реальность диалога обеспечивается созданием новых видов институтов, дифференциацией политических структур, верховенством закона.

Среди закономерностей  переходного периода отмечается прежде всего в качестве исходного  уровня – вызревание внутреннего  кризиса тоталитаризма, который охватывает государственные институты и порядок их функционирования, а также политическую элиту. Происходит снижение легитимности режима не только на уровне масс, но и на уровне элиты. Часть элиты считает неизбежным приспособление режима к меняющейся реальности. Переходный период развивается тогда, когда в элите берут верх сторонники данной позиции, которые и начинают либерализацию.

Опыт показал, что своеобразие процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов. Необходимо учитывать: исходную модель экономических отношений (сложилась или нет рыночная экономика до начала политических преобразований); одновременно или поочередно решаются задачи экономического и политического реформирования; каков тип предшествующего недемократического режима (тоталитарный или авторитарный); способ перехода от диктаторского режима к демократии; происходит становление или возрождение демократии; содержание национальных традиций, состояние общественного сознания.

Необходимо учитывать, что в период модернизации приходят в движение различные социальные группы, стремящиеся оформить свои политические интересы и получить доступ к принятию решений. Правящая элита может избрать один из вариантов действия: подавление путем насилия, юридическое признание оппозиции, не только формальное признание оппозиции, но и сотрудничество с ней. Кризис участия возникает в той ситуации, когда правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти.

Одним из ключевых показателей эффективности и результативности политической системы является легитимность. Это понятие означает признание обществом правомерности официальной власти. Поскольку в ходе модернизации создается угроза статусу основных традиционных институтов, а динамизм изменения социальной структуры порождает такую ситуацию, что не все группы получают доступ к сфере принятия решений, то взаимодействие общества и власти может принять конфликтную форму, выливающуюся в кризис легитимности. Он означает отсутствие признания обществом данной политической системы, методов деятельности политической власти.

Для обозначения  ослабления способности государства  проводить свою политику используется понятие кризис регулирования конфликтов, или кризис проникновения.

Итак, политическая модернизация – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов. [5]

Осуществляя переходные преобразования, российское общество                  по-своему решает возникающие проблемы, дает собственные ответы на вызовы времени. Универсальные параметры нестабильности и несбалансированности переходных процессов не дают возможности детально прогнозировать события, определять результаты идущей трансформации. В то же время можно сказать, что характер и темпы проводимых преобразований непосредственно зависят от решения обществом основных конфликтов и противоречий модернизации.

Высокая конфликтность  социальных и политических процессов  в условиях модернизации определяет необходимость постепенности проведения реформ, снижения влияния на процессы демократизации стереотипов традиционалистской политической культуры, а главное – повышение роли правящих и оппозиционных элит, их способности вести заинтересованный диалог и находить точки соприкосновения. В данном отношении российское общество испытывает определенные трудности, поскольку для него характерно не идеологическое (побуждающее элиты воплощать интересы широких социальных слоев), а корпоративное размежевание элит, свидетельствующее о преобладании во власти интересов кланов, олигархических группировок и т.д. Преодоление этого типа внутриэлитарных связей и обусловливает основные пути укрепления демократических тенденций в развитии нашей страны. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Сравнение  основных типов политических  режимов.

 

Критерии

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Роль государства

Полное вмешательство  государства во все сферы жизни  общества

Жесткий контроль за политической сферой, но невмешательство  во внеполитические сферы жизни

Народ устанавливает  рамки «вторжения» государства  в различные сферы жизни.

Характер партийной  системы

Однопартийная политическая система

Существование неполитических структур

Многопартийная  политическая система

Развитость  гражданского общества

Гражданское общество полностью подчинено власти

Неподконтрольность  власти гражданскому обществу

Равноправие всех граждан

Соблюдение  прав и свобод человека

Полное не соблюдение. Террор, тотальное насилие

Попытки выразить общенациональный интерес

Гарантии основных прав и свобод человека

Отношение к  рыночным экономическим механизмам

Огосударствление экономики. Командно-административная система управления

Огосударствление  экономики. Командно-административная система управления

Рыночная система  управления экономикой. Конкуренция.

Идеологическая  ситуация

Насильственное  политическое господство

Культ личности вождя

Диалог народа с властью


 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Тоталитаризм  был настоящим феноменом ХХ в., несмотря на его противоречивую природу  и последствия существования  тоталитарных режимов в странах  Европы. Стремление к утопии, идеальному государству, всегда были характерны человеку, а для достижения заветной цели люди нередко были готовы пойти на любые жертвы.

Только в XX в. возникли предпосылки и условия  формирования тоталитаризма. Так условиями  возникновения нового режима стали: переход к империализму и обострение противоречий между классами, развитие средств массовой информации и коммуникации, возникновение кризисной ситуации в политике и экономике, требующей смены существующего режима. Предпосылками тоталитаризма явились: появление тоталитарного индивида и массового общества, установление господства идеи над действительностью. Главной причиной для возникновения тоталитарного режима является природа человека, сущность его внутреннего мира, стремление одних к абсолютной власти, а других — к идеальному государству всеобщего счастья. Но люди всегда отказывались понять, что совершенное государство нельзя построить из несовершенных людей, а абсолютная власть не может оставаться вечной. 

Нельзя считать  тоталитарный режим абсолютно негативным явлением в истории. Несмотря на то, что тоталитарный строй описан как замкнутое рационально-технократическое общество, превращающее человека в “винтик” единой государственной «машины»; он доказал, что масса людей, движимая единой идеей, способна на великие подвиги, нужно только направить их в нужное русло.

И все же учитывая опасности, которые исходят от тоталитаризма  в современном обществе, следует  отметить, что в развитии человечества определяются более мощные демократические  тенденции. Они отвечают потребностям глобального перехода к информационно – коммуникативному обществу.

 

Список  используемой литературы:

 

  1. Семенихин И.А. Российский тоталитаризм: социально-философский анализ. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006
  2. Теория государства и права / Отв. Ред. В. М. Корельский и В. Д. Перевалов. М.: Наука, 2007.
  3. Работяжев Н.В., Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма: политическая теория и исторические метаморфозы. – М.: Наука, 2005.
  4. Курьянов М.А., Наумова М.Д., Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие, 2005.
  5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2003.
  6. Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. – М.: Прометей, 2003.
  7. Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма в политической мысли России и Запада. – М.: ИМЭМО, 2006

 


Информация о работе Тоталитарный политический режим