Тоталитарный политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:55, контрольная работа

Краткое описание

Россия сегодня проходит сложный период трансформации общества воспитанного в тоталитарном режиме к обществу демократического правового государства. Особую актуальность изучению данного феномена придает тот факт, что большинство сегодняшних трудностей и проблем России уходит своими корнями в тоталитарное прошлое.
Цель работы – рассмотреть сущность и исторические условия формирования политического тоталитаризма, выделить основные проблемы перехода от тоталитаризма к демократии.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….......3
1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма……………………………………………….4
2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации………………………………………………...7
3. Сравнение основных типов политических режимов …………………..11
Заключение……………………………………………………………..........13
Список литературы …………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 113.00 Кб (Скачать)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал в  г. Барнауле

 

 

Кафедра

Философии, истории и права


 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Политология»

Вариант 17

На тему: «Тоталитарный политический режим»

 

 

 

 

   
   
   
   
   

 

 

 

 

Барнаул 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………….......3

1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма……………………………………………….4

2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации………………………………………………...7

3. Сравнение основных типов политических режимов …………………..11

Заключение……………………………………………………………..........13

Список литературы …………………………………………………………15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Важнейший  элемент политической системы  – политический режим. Сам  термин «политический режим»  появился в литературе сравнительно  недавно (в 19 в.), с появлением необходимости адекватного описания новых политических реалий, возникших в обществе к этому периоду. С этого времени понятие «политический режим» становится одним из ключевых в политологии. Хотя до сих пор по поводу его определения еще нет единой точки зрения. Одной из форм политического режима является тоталитаризм [5].

    Известно, что феномен тоталитаризма сегодня все так же притягивает к себе внимание исследователей разных стран. Все так же  как десятилетие назад он является актуальным предметом изучения ученых политологов и теоретиков права. Относительно нашей страны  изучение тоталитаризма представляет собой не только академический интерес. Ведь 90-е года ХХ столетия принесли России крах коммунистической идеологии и ряд социально-экономических, политических и правовых нововведений. Россия сегодня проходит сложный период трансформации общества воспитанного в тоталитарном режиме к  обществу демократического правового государства. Особую актуальность изучению данного феномена придает тот факт, что большинство сегодняшних трудностей и проблем России уходит своими корнями в тоталитарное прошлое [4, с. 176].

    Цель работы – рассмотреть сущность и исторические условия формирования политического тоталитаризма, выделить основные проблемы перехода от тоталитаризма к демократии.

    Объектом исследования  является политические режимы.

    Предметом  исследования являются тоталитаризм.

    Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды в области политической сферы таких специалистов как: А.И. Соловьев, В.П. Пугачев, М.Ю. Зеленков и др.

1. СУЩНОСТЬ, ИСТОКИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТОТАЛИТАРИЗМА

 

   Наиболее типичные тоталитарные режимы, которые приводят в пример, - это режимы Гитлера в Германии, Сталина в СССР, Муссолини в Италии. Энвера Ходжи в Албании, «красных кхмеров» в Кампучии и другие.

    Впервые общества тоталитарного  типа были описаны еще в  древности. Так, в Древнем Китае  в учении школы законников (легистов) было впервые дано философское  обоснование необходимости тотального контроля над гражданами в целях поддержания законности и порядка в обществе. Идеальное государство Платона тоже было выстроено на основе принципов тоталитаризма. Как реальный политический режим тоталитаризм был свойствен всем диктаторским режимам, существовавшим в истории (цесаризм, абсолютизм, бонапартизм и др.). Но как принципиально новая форма диктатуры тоталитаризм возник в 20 в [1, с. 417].

    Тоталитарный режим характеризуется диктатурой одного лица или группы людей, стремлением государства к полному контролю над всеми проявлениями общественной жизни, подчинением людей интересам политической власти и господствующей идеологии.

    Понятие «тоталитаризм» (от лат.— totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Джованни Джентиле в начале XX в. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. В тот период начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германии с 1933 г [3, с. 145].

    Тоталитаризм возник как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». К объективно благоприятным условиям для формирования тоталитарных режимов относятся:

    - нарастание рационализма и организованности в жизни общества;

    - появление монополий и их срастания с государством (тоталитаризм - высшая их ступень, всеобъемлющая монополия);

    - этатизация общества, усиление в общественном сознании культа государства, распространение коллективистских взглядов;

    - массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни с помощью планирования и рациональных преобразований;

    - массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, её незащищенностью и одиночеством.

    Все перечисленные, объективно благоприятные условия для формирования тоталитарных режимов, вовсе не означают фатальной неизбежности их установления - все зависит от зрелости гражданского общества, наличия демократической политической культуры, развитых демократических традиций. Названные факторы позволили большинству индустриально развитых стран преодолеть кризис 1929 - 1933 гг. и сохранить институты демократии [7, с. 75].

    Для всех тоталитарных режимов характерные общие черты:

    1) наличие официальной идеологии, полностью отрицающей ранее существовавший порядок и призванной сплотить всех граждан общества для построения новой системы; у фашистов объединяющей идеологией был национал-социализм; у Сталина – марксизм-ленинизм, приспособленный им к своему мировоззрению; в Китае строили новое общество в соответствии с маоизмом; Ким Ир Сен для Северной Кореи разработал теорию опоры на собственные силы (теорию "чучхе"); у С.Хуссейна был "арабский социализм";

    2) культ личности лидера единственной массовой партии, организованной по олигархическому принципу и тесно интегрированной с государственной бюрократией; в Германии фюрер Адольф Гитлер опирался на НСДРП, руководители которой на всех уровнях возглавляли органы государственной власти в соответствии с принципом "унификации"; в СССР Советская власть была ширмой, так как вся реальная власть принадлежала руководящим звеньям КПСС от первичных коллективов до Политбюро ЦК;

фактическое отсутствие реальных прав и свобод для абсолютного  большинства населения при бесконтрольности и привилегиях для правящей элиты;

    3) во всех тоталитарных государствах осуществлялся жесткий тоталитарный контроль почти над всеми сферами жизни общества; в каждом тоталитарном обществе огромную роль играли службы безопасности и другие силовые структуры, жертвами которых стали десятками миллионов людей;

    4) централизованное бюрократическое управление экономикой.

    Тоталитарный режим по главной своей сущности является ничем не ограниченной диктатурой небольшой верхушки в отношении всего остального населения [5].

    Большинство авторов придерживается тезиса, согласно которому в политической системе тоталитарного типа выделяются, по меньшей мере, три основные разновидности. Во-первых, это национал-социализм, прежде всего, в Германии. Во-вторых, коммунизм, оказавшийся значительно более распространенным. Два наиболее очевидных и бросающихся в глаза примера — СССР и Китай. В-третьих, это тоталитарная теократия, представленная, прежде всего, фашизмом в Италии [8].

    Таким образом, тоталитарные политические системы характерны в основном для стран с пред - и раннеиндустриальными экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию идейного пространства силовыми методами, но абсолютно не защищенных перед современными экономическими и особенно информационно-коммуникативными процессами.

 

2. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ ТОТАЛИТАРИЗМА  К ДЕМОКРАТИИ. КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  МОДЕРНИЗАЦИИ

 

    Демократизация является одним из видов политического процесса, который приобрел особую актуальность в последние десятилетия в связи с падением авторитарных режимов и попыткой утверждения демократических институтов во многих государствах мира.

    Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод [8].

    Современный этап исторического развития характеризуется тем, что в различных регионах мира происходит крах тоталитаризма и авторитарных режимов. Накоплен многообразный опыт перехода к демократии, совершенного в Испании, Португалии, Греции.

    Тоталитаризм и демократия являются принципиально несовместимыми по определению, отсюда и трудности перехода от одного типа политического режима к другому, прямо противоположному.

    Попытка введения в тоталитарном обществе набора стандартных, демократических норм и принципов может быть не воспринята значительными слоями населения, привыкшими едва ли не на генетическом уровне жить по строго регламентированным нормам.

    Демократическое общество предполагает не только наличие свобод, но также необходимость и обязанность человека самому заботиться о собственной судьбе и благополучии. Выделение, как при тоталитарном режиме, гражданину обязательной, хотя сравнительно низкой, доли (пайки) социальных благ от государства, порой вне зависимости от его реального трудового вклада, исключается. Это не всем приходится по душе. Многие быстро разочаровываются в ценностях демократии, мечтают о возврате к старому, в их понимании – социально обеспеченному обществу.

    Все эти обстоятельства требуют от власти, реформаторов крайне осторожного, постепенного, осмысленного перехода от тоталитаризма к демократии, диалектического отрицания прежнего. Переход от тоталитаризма к демократии, особенно при попытке его поспешного введения, чреват возможным отторжением и даже активным сопротивлением части населения, а при слабости власти – откатом, возвращением к старому.

    С другой стороны, власть должна обладать способностью, реальными рычагами для защиты завоеваний демократии. Поэтому ряд политологов склоняется к мысли о том, что переход от тоталитаризма к демократии вполне возможен (допустим) через этап авторитаризма, концентрирующего в своих руках все основные рычаги власти [4, с. 246-247].

    В современном мире многие страны решают проблему перехода общества от политически простых к более сложным формам организации политической жизни. Особую актуальность эти вопросы имеют для России. В политической науке переход от одного типа политической системы к другому обозначаются терминами "политическое развитие" или "политическая модернизация".

    Первые концепции политической модернизации появились в 50-60-е годы ХХ в. в США. В качестве основных направлений политической модернизации рассматривались: демократизация политической системы по западному образцу, активное сотрудничество развивающихся стран с государствами Западной Европы и Северной Америки.

    В 70-80-е годы концепция политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон [8].

    В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации:

    - оригинальная модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития;

    - вторичная модернизация - был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних.

   Под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.

Информация о работе Тоталитарный политический режим