Терроризм как проблема современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:58, реферат

Краткое описание

В настоящее время насчитывается более сотни определений терроризма. Это объясняется как сложностью определяемого явления, его разновидностей, так и политическими позициями тех, кто трактует это явление. Слово террор произошло из латинского языка: terror – страх, ужас. Действительно, любые действия террориста (даже не связанные с убийством) всегда предполагают насилие, принуждение, угрозу. Главное средство достижения цели для любого террориста – это запугивание, создание атмосферы страха и неуверенности, наведение ужаса. Принимая во внимание крайнюю общественную опасность и жестокость актов террора, их антисоциальность и антигуманность, терроризм можно определить как общественный феномен, заключающийся в противоправном использовании крайних форм насилия или угрозы насилием для устрашения противников с целью достижения конкретных целей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 61.60 Кб (Скачать)

экономическим, социальным институтам государства, правам  и  фундаментальным

свободам  человека.  Нам  уже  грозит   ядерный   терроризм,   терроризм   с

применением отравляющих  веществ, информационный терроризм.

     Сегодня в мире насчитывается около 500  нелегальных  террористических

организаций.  С  1968  по  1980  гг.   ими   было   совершено   около   6700

террористических  актов, в результате которых  погибло  3668  и  ранено  7474

человека. В  современных  условиях  наблюдается  постепенное увеличение террористической деятельности   экстремистски   настроенных   лиц,  групп   и организаций, усложняется  ее  характер,  возрастают   изощренность   и  античеловечность террористических актов. Согласно  исследованиям  ряда российских  ученых  и данным зарубежных  исследовательских  центров,  совокупный бюджет  в  сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долларов.

     Хотелось   бы   отметить   тот   факт,   что   кроме    многочисленных

террористических  организаций,  существует  и  множество  поддерживающих  эти

организации   государственных   структур   и    даже    государств-спонсоров

терроризма. В основном это  развитые  западные  и арабские  нефтедобывающие

страны. Совершенно очевидно,  что  явление  терроризма  становится  особенно

опасным, если оно  создается  и  поддерживается  государственными  режимами,

особенно   диктаторского,   националистического,    сепаратистского    типа.

Предполагается, что  базы подготовки террористов существуют по  меньшей мере

в десятке стран: Иран, Ирак, Северная Корея,  Ливия,  Сомали,  Куба,  Сирия,

Судан .   Экстремистские   и   террористические   организации   и

группировки, не исключая и  мусульманские,  находятся  на  территории  таких

развитых  стран  как  Германия,  Великобритания,  Франция.  Террористическое

подполье  –  в  том  числе  такие  группировки,  как  «Хамас»,   «Хезболла»,

     «Исламский  джихад» – действуют  в  труднодоступных  джунглях  и  пустынях  и

скрываются в центрах  больших городов.

     Кровавые  акции чеченцев, события 11 сентября в США,  почти  ежедневные

террористические  акты в Израиле, поражающие своей  жестокостью и  варварскими

формами (взрывы в  местах  массового  скопления  людей  –  кафе,  магазинах,

административных  зданиях, пассажирских автобусах     и      самолетах)…    И

это   далеко   не   полный  список  действий террористов-фанатиков за последние несколько лет. Хотелось бы отметить,  что все  перечисленные  акты  совершались  террористами  на  религиозной  почве.

     Именно  религиозные убеждения Бен Ладена  делают  его  и  его  последователей такими опасными.   Известно,   что   агенты  так   называемого   террориста номер один уже в течение многих лет пытались купить  или выкрасть  ядерные технологии.  По-видимому,  они  считали  это   своим   главным   религиозным назначением – добраться до химического, биологического и   ядерного   оружия массового  поражения.  Вот  что  пишет Стивен  Саймон,  бывший  член  Совета Национальной безопасности, издавший книгу о религиозном терроризме: «Это  не насилие  на  службе  какой-либо  практической  программы.  Это  –   убийство

неверных во славу  Аллаха. Для  человека  нерелигиозного  –  это  безумие.  И

может ли это кончиться  само по себе? Факты  говорят  за  себя:  у  них  есть

только одна цель – убить, возможно  большее число людей,  чтобы подорвать

таким образом власть сатаны. И никакой ответственности:  есть  только  один

моральный критерий, и этот критерий – Бог». Восторженные и  убежденные,  что

они выполняют волю Божью, террористы-фанатики лишены какого-либо  морального

самоограничения. Они  ограничены только своими возможностями.

     Террористические  организации можно разделить, хотя и довольно условно, по методу, который они используют на :

  1. идеологический терроризм – открытое насилие со стороны средств массовой информации, культурных центров, органов власти с целью устрашения населения, формирования у него соответствующих взглядов на те или иные явления и процессы, а также оказание воздействия на принятие решений органами власти.
  2. сепаратистский (иногда его называют оппозиционным) терроризм – это насилие и устрашение, используемые оппозиционными режиму группировками.

     Исламский терроризм в Таджикистане.

     Группировки террористов в  Таджикистане появились в 1992 году после развала  СССР.  В  1992  -  1994  гг.  терроризм осуществлялся на фоне гражданской войны и был одной из способов  уничтожения политических противников.

     С 1994 года (начало мирных  переговоров)  терроризм приобретает роль провокационной деятельности,  направленной  на  дестабилизацию  политической

ситуации и обострение конфликта. В арсенале террористов взрывы, похищения с целью  выкупа,  вооружённые нападения.  Основные  мишени   террористов:   таджикистанские   политические деятели  (высокопоставленные  чиновники,  депутаты  парламента   и   местных представительных органов, известные политики, а также  общественные  деятели и  профессионалы  в   какой-либо   области,   пользующиеся   авторитетом   в Таджикистане),  российские   военнослужащие  и   пограничники,   иностранцы (представители международных организаций, журналисты, инженеры).

       Исламское Движение Узбекистана.  Вооружённое  движение придерживающихся исламизма граждан  Узбекистана  и  соседних  государств.  ИДУ  ставит  своей задачей  создание  на  территории  центральной  Азии  исламского   халифата, который должен включать населённые мусульманами государства  этого  региона.

     Ядром будущего халифата, по  мнению  руководителей  движения,  должна  стать Ферганская долина, в  которой  исламисты  имеют  наиболее  сильные  позиции.

     Вооружённая деятельность ИДУ направлена в первую  очередь против  светского режима Узбекистана, а также против соседней Киргизии. В последнее время  ИДУ всё более активно включается в международную террористическую  деятельность, в связи, с чем идеологи движения включили в  программу  антизападнические  и антиизраильские лозунги.

       Чеченский терроризм. Появляется  в период дезинтеграции СССР.  В  1991-1994 ЧТ носил уголовный характер: банды,  состоящие  из  чеченцев  полностью или включающие жителей Чечни, предприняли несколько захватов  заложников  на Северном Кавказе. Нападениям подвергались пассажирские автобусы и  самолёты.

     Операции  не  сопровождались  выдвижением  политических  требований,  бандиты требовали валюту, оружие, наркотики.

       В 1994-1996  при  сохранении  уголовного  терроризма  типа  1991-1994, появляются  новые  явления:  массовые  похищения  людей   с   целью   выкупа (похищение нескольких десятков строителей в Грозном и т.п.), террор  в  виде крупномасштабных  воинских  операций  (Будённовск,  лето  1995,   Кизляр   -Первомайское, декабрь 1995). ЧТ приобретает международных  характер  (захватРоссийского судна "Аврасия" в Трабзоне).

     Пути  решения проблемы терроризма. 

       Этнический, религиозный и политический терроризм страшен  именно  тем,

что  целится  не   в   генералов   и   полицейских,   не   в   политиков   и

священнослужителей иной конфессии, а в само общество.  Естественной  реакцией

обычного человека является  перенос  ответственности  с  виновного  на  всех

представителей некоторой  национальности, вероисповедания  или  политического

течения.

     Так,  например,  Российское  общество  сегодня  обвиняет  чеченцев   в

терроризме. Естественно,  публично  называют  конкретные  имена – Масхадов

Хаттаб, Басаев, Гелаев. Однако при этом 95% населения Российского общества

считают,  что  каждый  чеченец  -  Хаттаб  или  его   агент.   Хотя   логика

подсказывает, что  так  быть  не  может,  ради  собственной и общественной

безопасности   граждане   готовы   поддержать    любые    античеченские    и

антикавказские меры. И это, к сожалению не редкость.

     В  середине  ХХ  века  стало  очевидно,  что  мировое  сообщество   не

располагает технологиями "управления конфликтами". Ни природа  возникновения

внутриобщественных конфликтов, ни их внутренние механизмы не  были  изучены

политологами социологами, и  управленцами.  Академическим  ответом  на  этот

вызов меняющейся  цивилизации  стала  конфликтология,  изучающая не  только

гражданские войны  и революции –  а  также  и  сферу   терроризма.   Наиболее

авторитетные конфликтологические центры мира находятся в Белфасте,  Мадриде,

Брюсселе.

     Конфликтология  выделяет  как отдельную проблему   "общество   после

пережитого  насилия".  Состояние   страха,   паники,   гражданского   гнева,

стремление  к  самообороне  и  "милитанство"   (создание   негосударственных

правоохранительных  структур) являются частью этой проблемы.

       Давно стало  ясно,  что   общества,  где  началась  "гонка   вооружений"

гораздо сильнее  подвержены  опасности  нового  насилия;  что  стремление  к

индивидуальной безопасности ведет лишь к тотальной  опасности...  Стремление

испуганного общества вооружиться ведет только к нарушениям прав человека,  к

межобщинным и межэтническим вторичным конфликтам…”

     Даже  в США, где гражданские инициативы  в  области  безопасности,  как

правило,  поощряются,  "синдром  последствий  насилия"  рассматривается  как

угроза внутренней безопасности.  В  частности,  после  взрыва  во  Всемирном

торговом центре в 1993 году и других  терактов,  в некоторых штатах  стали

возникать организации "общественной безопасности", традиционно  называемые  в

Америке "милицией". Они  объявляли  своей  целью  предотвращение  террора  и

помощь  полиции.  На  деле  же  "милиционеры"  занялись  самовооружением   и

подготовкой к этническим чисткам. Более того,  они  вскоре  решили,  в  силу

американской   ментальности,   получить    легальное    обоснование    своей

деятельности.  Возникло  движение  "Common  Law  Courts"   -   своего   рода

гражданских судов, которые называли "врагов  сообщества"  и  "приговаривали"

их в лучшем случае к страху или выселению, в худшем – к  смерти.  В  докладе

ФБР "Терроризм  в США" "гражданские суды" рассматриваются  именно  как  форма

терроризма, поскольку  их деятельность  очевидно  попадает  под формулировку

законодательства  США.

     Когда террористическое  насилие  становится  массовым  и  безадресным,

общество  реагирует  на  него  в  соответствии  с  собственной  исторической

традицией.  Самое  страшное,   что   может   случиться   -   это   публичное

использование страха политиками или масс-медиа.

     Ошибки  в интерпретации,  излишняя  подробность  в  описании  трагедии,

персонализация жертв  и де-персонализация врага -  это  токсичная  взрывчатая

смесь, которая легко  может привести общество к систематическим  убийствам  по

национальному или  религиозному  признаку.  В  качестве  наиболее  жестокого

примера можно привести Руанду, где политики  и  радио  противостоявших друг

другу племен тутси и хуту разожгли (после серии взаимных  терактов)  такое

Информация о работе Терроризм как проблема современности