Теория тоталитарного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:57, реферат

Краткое описание

1. Особенности устройства тоталитарного государства
2. Особенности устройства политических институтов в тоталитарном государстве
3. Роль вождя в тоталитарном государстве
4. Роль идеологии в тоталитарном государстве
5. Авторитарный тип личности

Файлы: 1 файл

Теория тоталитарного государства.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Согласно тоталитарной идеологии, государство охватывает и регламентирует все стороны жизни граждан и общества, сливается с обществом, поглощает его, так что традиционный дуализм частной и публичной, гражданской и политической сфер полностью исчезает. В таком государстве индивидуализм, разобщенность и классовая борьба якобы уступают место солидарности, что находит выражение в системе различных огосударствленных массовых организаций во главе с тоталитарной партией. Наиболее полно эти идеи воплотились в «корпоративной системе» итальянских фашистов. 

Самостоятельная ценность личности отрицается. Индивид не имеет значения, он должен раствориться в высшей силе и ощущать гордость от своего участия в ней. 

С внутренними  и внешними врагами государство  расправляется кровавыми методами. Отсюда произрастают правовой нигилизм, попрание законности и прав личности. Правовая концепция: право – это то, чего хочет народ, а волю народа выражает вождь. Никто не чувствует себя палачом. Все организовано по принципу конвейера; исполнители воли вождя проводят в жизнь политико-экономический план вождя, то есть исполняют свой долг. 

Общая польза выше личной пользы, коллектив первичен. 

При этом наблюдается  стремление опираться на активность масс. При посредстве разветвленной  сети корпоративных, социальных и воспитательных учреждений, массовых собраний, торжеств и шествий партийное государство пытается преобразовать самую сущность человека, дисциплинировать его, захватить и полностью контролировать его дух, сердце, волю и разум, формировать его сознание, характер, воздействовать на его желания и поведение. Унифицированные пресса, радио, кино, спорт, искусство будут целиком поставлены на службу пропаганде, призванной мобилизовывать массы на решение очередной задачи, определенной вождем. 

Но если в  нацизме и фашизме еще предусматривалось  сохранение и поддержка частной  собственности, «национально ориентированного» предпринимательства, то в коммунизме «светлое будущее» мыслилось без частной собственности, предпринимательства и государства вообще. При этом в обоих случаях обоснование идей и легитимности своей власти тоталитарная партия меняла в зависимости от политических потребностей. Одни лозунги подменялись другими. Социальная иерархия и неравенство стали рассматриваться как естественные и справедливые. Государство в сталинском варианте сосредоточило в своих руках монополию на землю, недра, средства производства, транспорт и коммуникации, внутреннюю и внешнюю политику, централизованное командное управление экономикой. Государство начинает воспринимать себя как вершину исторического прогресса человечества, как наиболее совершенный механизм оптимального бескризисного управления общественной жизнью. Подчеркивается, что народ нуждается в руководстве и только под предводительством партии на что-то способен. Человек должен испытывать желание стать активным инструментом для осуществления внешних по отношению к нему целей внешней воли. Характерно наличие различных культов: культ труда и индустриального производства, культ силы, особенно – культ личности верховного вождя. 

Тоталитарная  идеология всегда находится в  постоянном движении, которое характеризуется отсутствием развития, непрерывной сменой лозунгов, демагогией, иногда противоречивостью. Так, нацистская идеология не создала стройной системы; при всей несовместимости идей, принятых ею на вооружение, существовал единственный критерий их отбора – антимарксизм. Поэтому наряду с расизмом она проповедовала идеи единого европейского рынка, теорию созидательного капитала. Наряду с отрицанием демократических институтов народного представительства утверждалась идея народной общности. В тоталитарной идеологии борьба – важнейший фактор развития и совершенствования человечества. 

В коллективистской системе с общими для всех целями и абсолютной властью рождаются  и особые моральные нормы, которые  в чем-то совпадают с привычной  моралью, а в чем-то резко с  ней расходятся. Утверждение «цель  оправдывает средства» становится главным моральным принципом. Нет ничего, что не был бы готов совершить коллективист ради «общего блага». Ни совесть, ни какие-либо другие сдерживающие факторы не ограничивают поступки таких людей, если эти поступки – для «блага общества» или достижения цели, поставленной руководством. 

Нельзя сказать, что в тоталитарных государствах народные массы начисто лишены нравственных побуждений. Как раз наоборот. Но нетерпимость и грубое подавление всякого  инакомыслия, полное пренебрежение  к жизни и счастью отдельного человека, его «эгоистическим» интересам – неизбежные следствия такой идеологии. Граждане тоталитарного государства совершают аморальные действия из преданности идеалу, и в этом они бескорыстны, чего нельзя сказать о руководителях такого государства. И жестокость становится исполнением долга.  

Деятельность  руководителей государства направляется их субъективными предпочтениями, которым  надо придать убедительную форму. Для  этой цели формулируются суждения, связывающие между собой определенные факты, то есть создаются специальные теории, которые становятся частью идеологической доктрины. Процесс создания «мифа» не обязательно является сознательным. Лидер тоталитарного общества может руководствоваться инстинктивной ненавистью к существующему порядку вещей и желанием создать новый иерархический порядок, соответствующий его представлениям о справедливости. Поэтому он охотно принимает теории, подводящие рациональную базу под его предрассудки. 

Как уже отмечалось выше, людей убеждают принять ценности нового общества тем утверждением, что это те самые ценности, которым они служили раньше, но до сих пор неправильно их понимали. Искажается значение слов, принижаются христианские добродетели. 

Таким образом, мы видим, что идеология в тоталитарном государстве играет одну из главных (если не главную) ролей, заменяя людям их собственные мысли и чувства, делая их безликой толпой, готовыми на все марионетками в руках вождей. 
 

5. 
 

Характер –  это совокупность доминантных побуждений, мотивирующих поведение человека (З. Фрейд). 

Один из последователей фрейдизма, Эрих Фромм, анализируя различные черты человеческой психики, отмечал, что почти в каждом человеке можно обнаружить садо-мазохистские черты. У некоторых эти черты преобладают, у других – не характерны. В основном, они проявляются у людей, не способных вынести изоляцию и слабость собственной личности. Такие люди бегут от свободы, отказываясь от независимости своей личности, сливая свое «я» с кем-нибудь или чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести недостающую им силу. Отчетливые формы такого стремления можно найти в стремлениях к подчинению и господству (то есть в мазохистских и садистских тенденциях). Фромм утверждал, что для огромной части низов среднего класса в Германии и других европейских странах садомазохистский характер является типичным, именно в этих характерах нашла живейший отклик идеология нацизма. Но так как термин «садомазохистский» ассоциируется с извращениями и неврозами, Фромм предлагает называть его «авторитарным» характером, особенно когда речь идет о нормальных людях. 

Подобный склад  характера определяет «человеческую  базу» тоталитаризма. Такие люди восхищаются властью и хотят  подчиняться, но в то же время они  хотят сами быть властью, чтобы другие подчинялись им. Власть не обязательно  должна воплощаться в каком-либо лице, институте (внешняя власть). Власть может быть и внутренней: долг, совесть, суперэго. Теперь вместо явной власти правит анонимная: здравый смысл, наука, психическое здоровье, нормальность, общественное мнение. 

Наиболее специфической  чертой авторитарного характера является отношение к власти и силе. Для такого характера существуют два пола: сильные и бессильные. Сила автоматически вызывает любовь и готовность подчиниться. Бессильные люди и организации автоматически вызывают презрение. При одном лишь виде слабого человека он испытывает желание напасть, подавить, унизить и ощущает тем большую ярость, чем беспомощнее его жертва. 

В авторитарном характере есть тенденция сопротивляться власти и отвергать любое влияние  «сверху». Если эта тенденция возобладает, человек будет постоянно бунтовать даже против той власти, которая действует в его интересах и совершенно не применяет репрессий. Иногда отношение к власти раздваивается: борьба против одной системы власти и подчинение другой системе, которая за счет своей большей мощи или больших обещаний может удовлетворить их мазохистские влечения. Наконец, существует тип, в котором мятежные тенденции подавлены совершенно и проявляются только при ослаблении сознательного контроля (либо могут быть узнаны впоследствии по той ненависти, которая поднимается против этой власти в случае ее ослабления или крушения). Авторитарный характер – не революционер, а бунтовщик против власти. Это бравада, попытка утвердить себя, преодолеть чувство бессилия, но мечта подчиниться при этом сохраняется. 

Авторитарный  характер любит условия, ограничивающие свободу человека. Он с удовольствием  подчиняется судьбе. Не только силы, непосредственно определяющие жизнь  человека, но и силы, от которых зависит  жизнь вообще, воспринимаются как  неумолимая судьба. Судьба может рационализироваться: это «предназначение человека», «долг», «воля Господня», но для авторитарной личности это всегда высшая внешняя власть, которой она может только подчиняться. Такой человек склоняется перед прошлым: что было – будет вечно; хотеть чего-то, чего не было раньше – безумие или преступление. Чудо творчества не вмещается в понятия такого человека. 

Общая черта  всего авторитарного мышления –  в убеждении, что жизнь определяется силами, лежащими вне человека, вне  его интересов и желаний. Единственно возможное счастье – в подчинении этим силам. 

Авторитарная  личность может обладать и активностью, и смелостью, и верой, но эти качества имеют для нее совсем не тот  смысл, какой имеют для человека, не стремящегося к подчинению. Активность у авторитарной личности основана на глубоком чувстве бессилия, которое она пытается преодолеть. Это действие во имя чего-то большего, чем собственное «я» (во имя Бога, прошлого, долга, природы, но никогда во имя будущего, во имя жизни как таковой или чего-то еще, что не имеет силы). Авторитарная личность обретает силу к действию, лишь опираясь на высшую силу. Она должна быть несокрушима и неизменна. Если власть, в которую он верит, проявляет признак слабости, его любовь и уважение превращаются в презрение и ненависть. 

Мужество авторитарной личности в том, чтобы выдержать  все, что бы ни послала ей судьба или живой ее представитель –  вождь. Страдать безропотно – в этом высшая добродетель и заслуга  такого человека, а не в том, чтобы  попытаться прекратить страдания или хотя бы уменьшить их. Не изменять судьбу, а подчиняться ей. 

Он верит власти, пока она сильна и может повелевать. 

В авторитарной философии нет понятия равенства. Человек с авторитарным характером может иногда воспользоваться словом «равенство» в обычном разговоре или ради своей выгоды, но это слово не имеет для него реального смысла, так как он не в состоянии осмыслить это понятие. Мир для него состоит из людей, имеющих или не имеющих власть и силу, то есть из высших и низших. Садомазохистские стремления приводят к тому, что он способен только к господству или к подчинению; он не может испытывать солидарности. Любые различия (пол, раса) для него являются признаками превосходства или неполноценности. 

Приведенное описание авторитарного характера относится к наиболее резко выраженным формам. Но садомазохистские побуждения существуют у всех. Полное их отсутствие – редкое исключение. Менее выраженная форма распространена очень широко. Это люди, вся жизнь которых связана с некой внешней силой, которые ожидают, что некто защитит их и позаботится о них, будет всегда рядом с ними. Причины привязанности к такому «волшебному помощнику» – неспособность выдержать одиночество и полностью реализовать свои индивидуальные возможности. Человек надеется получить все, чего он хочет от жизни, из рук этого «помощника», а не собственными усилиями. И вопрос уже не о том, как жить самому, а о том, как манипулировать «им», чтобы его не потерять, как побудить его делать то, что вам нужно, и даже как переложить на него ответственность за ваши поступки. 

Применительно к тоталитаризму можно утверждать, что вся эта система построена  на основе принципов такого типа личности, по образу и подобию такой личности, если хотите. Так, личность Гитлера, его  учение и вся нацистская система являются крайними проявлениями авторитарного характера, поэтому Гитлер особенно привлекал часть населения, которая более или менее обладала подобным складом характера. 

Но авторитарные системы не могут ликвидировать  основные условия, порождающие стремление к свободе, не могут они искоренить и само это стремление.

Информация о работе Теория тоталитарного государства