Теория тоталитарного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:57, реферат

Краткое описание

1. Особенности устройства тоталитарного государства
2. Особенности устройства политических институтов в тоталитарном государстве
3. Роль вождя в тоталитарном государстве
4. Роль идеологии в тоталитарном государстве
5. Авторитарный тип личности

Файлы: 1 файл

Теория тоталитарного государства.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Проникновение власти во все поры социального организма  сопровождается его тотальной политизацией и разрастанием аппарата власти. Бюрократия приобретает гипертрофированные формы  и становится главным и лишенным противовесов механизмом легального разрешения общественных проблем. Командно-административные методы управления заменяют все остальные: рыночные отношения, конкуренцию и т.д. Этому немало способствует ограничение (а то и уничтожение) частной собственности, этатизация хозяйственной жизни. Структура власти принимает облик пирамиды из четырех уровней: вождь, бюрократическая верхушка (элита), средние и низшие слои бюрократической иерархии, трудящиеся. Номенклатура обеспечивает осуществление решений, принимавшихся наверху. Чиновники воспринимают себя как монопольных носителей высшей научной и политической истины. Управленческий труд сочтен как наиболее квалифицированный и «ценный для общества», а значит, выше оплачивается. Появляется система привилегий. Социальное неравенство и иерархия рассматриваются как естественные и справедливые. 

Все виды общественной деятельности осуществляются с точки  зрения нужд партии, слитой с государством. Она всегда права, так как выражает разум истории и интересы трудящихся. При этом, если нацисты открыто провозглашали тоталитарное государство и ненужность демократических институтов власти, то коммунисты свое безраздельное господство в стране прикрывали иллюзией демократии и конституции. Фикция «выборов» в условиях однопартийности дополнялась фикцией «реальных свобод и гарантий» в условиях репрессий. С ростом бюрократии в государстве увеличивается коррупция, карьеризм, которые становятся источником эрозии режима. 

Но главным  оппонентом тоталитарного режима всегда остается национальная культура. И даже репрессии не решают эту проблему. Всегда будут оставаться люди, обладающие собственной свободой воли, стереотипами поведения, которые никогда не могут полностью и до конца контролироваться властью. Репрессии же только ускоряют распад системы. 

Таким образом, тоталитарная реконструкция не решает проблем, ради которых она проводится. Индустриальная направленность экономики, удовлетворяющей только потребности  государства, но не общества; отрицание  человеческой личности как таковой при расцвете культа личности всезнающего и мудрого вождя, олицетворяющего сращение партии и государства; другие неизбежные следствия режима не могут продолжаться до бесконечности. Рано или поздно ситуация заходит в тупик. Очевидное несоответствие реальностей идеалу прикрывается «корректировкой» идеала. До поры до времени консервацию иллюзий обеспечивают ограничения информации извне и общения с зарубежьем. Но в итоге тоталитарный режим изживает себя и перерождается в авторитарный или демократический. 
 

2. 
 

Тоталитарный  режим характеризуется стремлением  к максимальному контролю над  всеми проявлениями общественной и  личной жизни граждан. 

Механизм тоталитарной диктатуры для этого должен быть очень разветвленным. В нем должны присутствовать аппарат террора, аппарат организационного воздействия на население и аппарат по пропагандистской обработке народных масс. 

Аппарат террора  направляется на подавление и физическое уничтожение всех действительных и  потенциальных противников режима. Неотъемлемой частью режима становятся концентрационные лагеря. Главным инструментом государственного организованного террора становится организация с полицейскими функциями (НКВД, СС), имеющая обширную сеть агентов по всей стране, буквально в каждой организации. Такая организация обычно занимается внешней разведкой, контрразведкой и выполняет полицейские функции одновременно, заведует системой концлагерей и следит за «чистотой кадров». Физическое уничтожение противников осуществляется в основном через органы юстиции и систему концлагерей. Среди предъявленных обвинений наиболее частые – измена родине, сопротивление государственной власти, саботаж, слушание зарубежных передач, нарушение трудовой дисциплины. При этом ни о каком правосудии не может быть и речи. Процессы проходят по упрощенной процедуре, приговоры выносятся без какого-либо внимательного изучения материалов дела – по решению «сверху». Обвиняемый в этих условиях не имеет элементарного права на защиту. Обычной практикой становится фабрикование дел. Непосредственное уничтожение проводится сначала выборочно, затем круг репрессий расширяется. Институт права и законности подменяется бюрократическим усмотрением. Широкое распространение получает доносительство. 

Система кровавого  террора накладывает отпечаток  на всю жизнь страны, на жизнь каждого гражданина. И хотя аппарат террора не афиширует свою деятельность, хотя о массовых убийствах в концлагерях официально ничего не сообщается в монополизированных государством средствах массовой информации, всем известно, что любая антиправительственная деятельность карается жестоко и беспощадно. Неосторожное высказывание, острая шутка могут повлечь за собой самые плачевные последствия.  

Аппарат организационного воздействия обеспечивает контроль над всеми формами общественной деятельности. В его систему входят массовые организации, осуществляющие мобилизацию населения на выполнение директив руководства и в то же время помогающие террористическому аппарату контролировать все и вся. 

Главной из этих массовых организаций является сама тоталитарная партия. Построенная по принципу крайнего централизма (назначение всех должностных лиц сверху, беспрекословное подчинение всем распоряжениям начальника), такая партия представляет собой эффективный инструмент массового воздействия. Приток людей в партию поддерживается такими средствами как явное предпочтение членам этой партии в приеме на работу и при продвижении по службе и т.п. Центральное руководство партии сконцентрировано в руках вождя. Низшие звенья осуществляют контроль за настроениями населения, разъясняют политические акции правительства, борются со слухами, несут ответственность за вверенные им дома, группы домов, территории, районы и т.д. 

Кроме того, часто  создаются организации, считающиеся  подразделениями правящей партии, «примыкающие»  к этим организациям «союзы», «опекаемые» ими организации (например, студенческие союзы, союзы врачей, союзы учителей и другие профсоюзы, «благотворительные» и другие организации). Руководители и труженики считаются членами одних и тех же профсоюзов, партийных организаций. Такой корпоративизм свойственен тоталитаризму. 

Важную роль в этой системе играют союзы молодежи. Обычно они объединяют молодежь 10-18 лет и старше (пионерские и комсомольские  организации, «Гитлерюгенд» и «Дойчес  Юнгфольк»). Через эти союзы молодежь подвергается идеологической обработке, поощряются карьеризм, военно-спортивные склонности. Таким образом, человек начинает воспитываться в соответствующем духе почти с самого рождения. 

Воздействие «общественных» организаций тем больше, что при  тоталитарном режиме имеет место сращивание партийного общественного и государственного аппарата. Большинство членов партийного руководства занимает одновременно и государственные посты. Совмещение партийных и государственных должностей практиковалось и в областном масштабе вплоть до местного самоуправления. Практиковалось и руководство членами партии общественными организациями. Фактически государственные, партийные и общественные учреждения и организации представляют собой неразрывное целое. Давление по государственной линии подкрепляется давлением по общественной, а давление общественной немедленно подкрепляется «государственным авторитетом». 

Одним из важнейших инструментов политики тоталитарного режима является пропаганда. Для успешной работы тоталитарной машины одного принуждения недостаточно. Важно еще, чтобы люди приняли общие цели как свои собственные. В тоталитарных странах пропаганда владеет умами людей, приводя к последствиям, разрушительным для всякой морали вообще, ибо она затрагивает основы человеческой нравственности: чувство правды и уважение к правде. Пропаганда распространяется и на область фактов, ведь чтобы заставить людей принять официальные ценности, их надо обосновать, показать их связь с другими очевидными ценностями. Для этой цели создаются специальные теории, становящиеся частью идеологической доктрины. Чтобы люди принимали ценности, которым они должны беззаветно служить, их убеждают, что это те самые ценности, которых они придерживались всегда, только до сих пор их интерпретация была неверной. Извращение языка, смещение значений слов, выражающих идеалы режима – одна из наиболее характерных особенностей интеллектуального климата тоталитаризма. Больше всего страдают слова «свобода», «закон», «справедливость», «равенство». Критика решительно подавляется, так как она может ослабить единодушие. Все каналы распространения знаний – школа, печать, радио, кино – используются исключительно для пропаганды взглядов, которые независимо от их истинности послужат укреплению веры в правоту властей. Всякая информация, способная породить сомнения, оказывается под запретом. Даже в гуманитарных, отвлеченных науках (история, экономика, юриспруденция) не может быть разрешено объективное исследование, их единственная задача – обоснование официальных взглядов. Любая спонтанность или непроясненность задач нежелательны, так как они могут привести к непредвиденным результатам. Этот принцип распространяется даже на игры и развлечения. Само слово «истина» теряет при этом прежнее значение. Тоталитаризму свойственны цинизм и безразличие к истине, исчезновение духа независимого исследования и веры в разум, превращение научных дискуссий в политические и т.д. Постулируя вначале разум как главный фактор развития, коллективистская мысль в конце концов приходит к его разрушению. 

Таким образом, мы видим, что пропаганда при тоталитарном режиме является средством «приведения  в соответствие руководства сверху с импульсами критики и поддержки снизу», инструментом господства. Ее главная задача – обеспечение единой реакции на события. Особенностями такой пропаганды являются лживость, возведенная в систему («чем масштабнее ложь, тем больше шансов, что ей поверят»), и морализующий пафос (брань в адрес противников сопровождается неумеренным превозношением целей и задач своей политики). Заранее отобранные примитивные лозунги последовательно и методично вбиваются в сознание населения. Представители «элиты» не принимают такую пропаганду всерьез, но терпят ее как средство удержания масс в узде. Для прочих же людей, знакомых с истинным ходом событий, действительными фактами, существует аппарат террора. В связи с научно-техническим прогрессом в области средств информации и связи для пропаганды открываются новые возможности воздействия на массы. Фактически государство монополизирует всю духовную и культурную жизнь страны. 
 

3. 
 

В тоталитарном государстве отрицается самоценность индивида. Человек подчиняется абсолютному, тотальному целому – нации, государству, партии. Общая польза ставится выше личной пользы. Личность растворяется в толпе. Толпа же всегда повинуется слепым эмоциям, отвергая доводы разума. Опытный демагог, умеющий разбудить такие эмоции, может манипулировать толпой по своему усмотрению. Если же он способен сплотить вокруг себя группу людей, готовых добровольно подчиняться строгой дисциплине и силой навязывать ее остальным, можно говорить уже и о возможности установления тоталитарного режима. 

Руководство таким  государством обязательно осуществляется исключительно вождем. В глазах «элиты» и народа это естественное следствие построения любой социально-политической общности, наилучшая форма организации власти, упорядочения властных отношений. Вождистская система предполагает на каждой ступени партийной и государственной иерархии соответствующего назначенного чиновника-начальника, который самолично и правильно решает все вопросы, отнесенные к его компетенции. Свою власть он получает от вышестоящего начальствующего лица, от него полностью зависит и непосредственно перед ним отвечает. Никакие представительные учреждения, тем более «низы», не могут вмешиваться в прерогативы и деятельность начальствующих лиц (то есть «фюреров», вождей различных рангов). 
 

На вершине  всей иерархической пирамиды – одна фигура, вождь. Вождь уникален, он лучший из лучших, самый одаренный и мудрый. В нем воплощается судьба народа. В его руках сходятся нити организации иерархического государства и единства жизни нации. Вождь неприкасаем, он стоит выше всякой критики. То, что он говорит, всегда истинно, ему неведомы ошибки, заблуждения, он всегда прав. Фактически вождь обожествляется. 

Вождь персонифицирует  волю народа, поэтому его авторитет  непререкаем, а власть безгранична. Вождь – харизматический лидер. Беспрекословное выполнение его приказов или приказов подчиненной ему касты вождей меньшего калибра есть осуществление чаяний народа. Между вождем и народом нет и не может быть посредников, они едины. 

В условиях тоталитаризма, как указывалось выше, вождь совмещает  в себе статус главы партии, главы исполнительной власти и главы государства, олицетворяя собой сращение партии и государства. Чтобы показать свою близость к народу, он часто появляется на публике в окружении детей, передовых работников и т.д. Зачастую вождь присваивает себе и прерогативы верховного судьи, становясь единоличным творцом права. 

Эрих Фромм, анализируя вождизм, отмечает, что «нацистскими вождями движет стремление к власти над массами. Иногда она облекается в менее агрессивную форму («массы хотят, чтобы ими управляли»), иногда нужно польстить массам, спрятать свое презрение к ним. В первую очередь наслаждаются властью «вожди», но и массы не лишены садистского удовлетворения. Расовые и политические меньшинства в Германии, а затем и другие народы объявляются слабыми или загнивающими. Это те объекты садизма, которые «скармливаются» массам». В равной мере это высказывание можно отнести и к другим разновидностям тоталитарного устройства. 
 

4. 
 

Само понятие  «тоталитаризм» предполагает выдвижение поистине тотальных претензий. Если сравнить идеологию различных тоталитарных режимов, можно выделить несколько общих черт и различий. В тоталитарных государствах всегда политическая идеология ставит целью достижение какой-то общей цели – «всеобщее благо», «построение коммунизма» и т.п. Путь к этой цели обычно лежит через мировое господство (например, господство арийцев над неарийцами, коммунизм во всем мире). При этом характерно появление элементов расизма, национализма, шовинизма и т.д. (например, в СССР постоянно подчеркивалось превосходство русского народа над его «младшими братьями», в Германии расистские идеи воплощались уже чуть ли не в форме племенного скотоводства). Такие идеи своеобразно преодолевали «комплекс неполноценности» народных масс, служили орудием пропаганды и их идеологической обработки, а также платформой чудовищной практики. Образ врага – еще одна характерная черта идеологии тоталитарного государства. Под предлогом борьбы с этим врагом («империалисты», «враги народа», евреи и пр.) поощрялось доносительство, недоверие людей друг к другу, оправдывалась этим агрессия и терроризм власти. Использовались идеи геополитики – доктрины о географической обусловленности политики. 

Информация о работе Теория тоталитарного государства