Теории элит

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:46, реферат

Краткое описание

Еще в 430 г. до н.э. известный политический деятель Древней Греции Перикл утверждал: « Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». В ходе исторического развития практически во всех странах сложилось разделение общества на руководимое (управляемые) большинство и руководящие (управляющие) меньшинство. Это меньшинство, осуществляющее функции управления, обладает специфическими личностными особенностями и профессиональными качествами, помогающими ему находиться у власти. Это особый слой называют правящей или политической элитой.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...стр 3
Первооткрыватели теории элит…………………………………стр 5
Макиавеллизм и теоретические интерпретации элитизма…….стр 12
1) Ценностные теории…………………………………………стр14
2) Теории демократического элитизма……………………………………………………..стр17
3)Теории плюрализма элит…………………………………..стр18
4)Леволиберальные теории…………………………………...стр19
5)Партократические теории элит…………………………….стр21
Функции политической элиты………………………………………………………………..стр23
Структура политической элиты………………………………….стр24
Заключение…………………………………………………………стр27
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

      Показателем является  следующее  размышление  Р.Михельса «Организация  является  источником  господства  избранников  над  избирателями, тех, кто  обладает  мандатами, над  теми, кто  их  дает, делегатов  над  теми, кто  их  делегирует. Кто  говорит  организация, тот  говорит  олигархия. Всякая  партийная  организация  представляет  собой  олигархическую  силу, опирающуюся   на  демократическое  основание. Олигархическая  структура  здания  душит  основополагающий  демократический  принцип. То, что  есть, подчинять то, что  должно  быть. Для  масс  это  существенная  разница  между  реальностью  и  идеалом  является  еще  тайной… образование  олигархий  внутри  множества  форм  демократии  является  органическим  феноменом, а  в  итоге – тенденцией, в  которую  фатально  встраивается  всякая  организация…».

     В  силу  этого Р.Михельс  делает  вывод  о  том, что  любое  общество  управляется  всегда  достаточно  узким  слоем  политической  элиты, большинство  граждан   отчуждены  от  власти.

     Теории  элит  опираются  на  классическую  доктрину  естественного  неравенства  человечества. Очевидно, что  в  человеческом  обществе  существуют  естественные  и  социальные  различия  между  людьми, обуславливающие  их  неодинаковое  способности  к  управлению  и  влиянию  на  политические  и  общественные  процессы. Совокупность индивидов, которые  отличаются  результативностью, действуют  с  высокими  показателями  в  той  или  иной  сфере  деятельности, и  составляют  элиту. Теория  элит  стремиться  исключить  нивелировку, усредненность  в  оценке  влияния  на  власть, отражает  соревновательность, конкуренцию  в  области  политической  жизни, ее  иерархичность  и  динамизм. Все  это  предполагает, что  каждое  политическое  устройство  «олигархично»  в  той  или  иной  степени.

 

Макиавеллизм  и  теоретические  интерпретации  элитизма

     Выводы  Г.Моски, В.Парето, Р.Михельса  положили начало  научным  работам, направленным  на  раскрытие  механизмов  и  закономерностей  функционирования  политических  элит. Они  заложили  основы  целого направления  политической  теории, получившего  наименование  «макиавеллизма».

      Сторонники  данного  направления, соединяя  политический  реализм  с  «цинизмом»  Н.Макиавелли, сходится  в  своем  весьма  критическом  отношении  к  демократии, занимая  в  этом  вопросе  позицию, близкую   древнегреческим  авторам, рассматривавшим  демократию  в   виде  некой  мистической  реалии, так   как  убеждены  в  том, что  человеческое  существование   немыслимо  без  неравенства. Во  все  времена, утверждают  они, меньшинство   правило  большинством, массами. А  история  многократно  свидетельствовала  о  том, что  обладание властью  всегда  является  итогом   борьбы  конкурирующих  сил, в  которой  первостепенную  роль  играют  элиты.

       Основные  элементы  взглядов  макиавеллистов  могут  быть  представлены  следующим  образом:

      Общество  делится  на  управляющих  и  управляемых. Первые  наделены  определенными  интеллектуальными, психологическими, организационными  качествами, позволяющими  им  быть  во  главе  общества. Вторые  же  в  силу  своей  неорганизованности  и  некомпетентности  в  политике  обречены  на подчинение  тем, кто  правит  в  обществе.

      Элиту  отличает  соответствующая  подготовка  и  воспитание, что  облегчает  ей  овладение  искусством  управления  обществом. К  тому  же, осознавая  свое  положение  и  роль, которую  она  играет  в  развитии  государства  и  общества, политическая  элита  характеризуется  высокой  внутренней   сплоченностью  и  организованностью.

      Устойчивое  развитие  общества, как  правило, сочетается  с  признанием  большинства   населения  прав  элиты  на  управление  страной, что  дарует   ей  легитимность  в  своем   существовании  и  деятельности.

      Элита  обладает  достаточно  устойчивой  внутренней  структурой. И  хотя  ее  состав  может  меняться, отношение  господства – подчинения  в  обществе  сохраняются. Радикальное  обновление  элиты  происходит  в  переломные  периоды  общественного  развития, когда  в  итоге  политической  борьбы  к  власти  приходят   представители  нового  элитного  слоя.

В  русле  макиавеллизма  можно  выделить  несколько  теорий: ценностная  теория, теория  плюрализма  элит  и  демократического  элитизма, партократические  теории  элит и  леволиберальные  теории.

    Макиавеллистские  теории  элит  подвергаются  критике  за  преувеличение  значения  психологических факторов, антидемократизм  и  недооценку  способности  и  активности  масс, недостаточный  учет  эволюции  общества  к  борьбе  за  власть. Справедливости  ради  надо  сказать, что  такая  критика  не  лишена  оснований.

 

 

 

Ценностные теории

     Сторонники  данной  концепции  считают, что  к  элите  относятся  все  те, кто  обладает  особым  способностям  к  производству  и  распространению  определенных  политических  ценностей. Для  них  характерно  стремление  сгладить  различия  между  жесткими  подходами  традиционного  макиавеллизма  и  теми   демократическими  реалиями, которые  отличают  политическую  жизнь  современных  государств.

      Подчеркивая  особое   значение  деятельности  элиты  для  общественного  развития, приверженцы  данной  теории   отмечают  те   специфические  и  значимые  достоинства  данного  слоя  в  обществе, которые  им  позволяют  быть  во  главе  государственного  управления. Они   признают, что  формирование  элиты  происходит  в  итоге  борьбы  за  власть. Однако  в  современных  условиях, считают  они, важнейшим  средством  овладения  властью  является  электоральное   противоборство  и  победа  в  нем.

    В  итоге  формирования  и  обновления   элиты  происходит   на  основе  изменений  запросов  и  приоритетов  развития  общества, что  с  необходимостью  отражается  в  программных  установках   партий  и  политических  деятелей. Это  означает, что  формирование  элиты  приобретает  ценностно-рациональный  характер.

     Формирование  элиты  не  столько  результат  ожесточенной  борьбы  за  власть, сколько  следствие  естественного  отбора  обществом  наиболее  ценных  представителей. Поэтому  общество  должно  стремиться  совершенствовать  механизмы  такой  селекции, вести  поиск  наиболее   одаренных  представителей  элиты  во  всех  социальных  слоях. Важно  обеспечить  примерно  равные  стартовые  условия  для   всех   людей. На  финиш  людей  в  силу  природных  различий  придут  в  разное  время  и  с  разными  результатами. Неизбежно  появляется  социальные  «чемпионы».

    К  представителям  ценностного  подхода  можно  отнести  испанского  философа  Хосе  Ортега-и-Гасета  (1883-1955), который  противопоставил  духовную  элиту, творящую  культурные  ценности, пассивной   управляемой  массе, бессознательно  следующей  стандартизованным  обычаям  и  привычкам.

      Главная  цель  человеческой  деятельности  во   всех  измерениях  жизни, считал  Х. Ортега-и-Гассет, - это  творчество, открытие  и  воплощение  в  жизнь  новых  ценностей. Поэтому  всякое  общество  и  всякая  эпоха – «это,  прежде  всего  система  предрасположенностей, все  остальные  работают  на  них». И  если  большинство  людей  обречено  быть  обыкновенными: просто  врачами, просто  художниками, просто  людьми, то  духовная  элита  наделена  особой  жизненной  силой. Она  не  идет  на  поводу  у  собственный  привычек  и  общепринятых   обычаев. Напротив, повинуясь   «внутреннему  императиву», она  старается  быть лучше, требовательнее  к  себе, так   как  обладает  подлинным  «признанием  к  самосовершенствованию».

      Сторонником  ценностного  подхода  был,   и  русский  религиозный  философ  Н.А.Бердяев, который  пытался  выявить  качественные  показатели  элит, определяющие  ее  влияние  на  социально-политическую  и  духовную  жизнь  общества.

    Согласно  Бердяеву, в  истории  действует  некий  «нравственный  закон», дух  которого   всегда  выражается  через  «качественный  подбор  личностей, через  избранные  личности». Эти  личности  образуют  «аристократию»- некую  духовно  и  физически  привилегированную  группу, обладающую  такими  чертами, как  духовное  благородство, щедрость, жертвенность, сознание  своего  достоинства, умение  «служить  человеку  и  миру».

     Аристократия, по  Бердяеву, может  иметь  несколько  разных  ступеней  и  каждая  группа  в  обществе  может  выделять  свою  собственную аристократию. Однако  существуют  такие  типы  «истинной  аристократии», которые  выполняют  особую  роль. Это  социально-историческая  аристократия («экзотерическая»), действующая   во  внешнем  историческом  плане», и  высшая – духовная  аристократия  («эзотерическая»), которая  образуется  и  действует» во  внутреннем  сокровенном  плане», где  начинается  всякое  творчество.

Н.А.Брдяев  на  основе  анализа  развития  разных  стран  и  народов  вывел  «коэффициент  элит»  как  отношение  высокоинтеллектуальной  части  населения  к  общему  числу  грамотных. Коэффициент  элит, составляющий  свыше  5  процентов, означает  наличие  в  обществе  высокого  потенциала  развития. Как  только  этот  коэффициент  опускается  до  примерно  одного  процента, империя  прекращала  существование, в  обществе  наблюдался  застой  и  окостенение. Сама  же  элита  превращалась  в  касту, жречество.

     И  поэтому  перед  каждым  обществом, по  мнению  Бердяева, стоит  задача  подбора  и  укрепления  «истинной  демократии». Именно  она  может  стать  «руководящей  аристократией», так  как  власть  должна  принадлежать  лучшим, избранным  личностям, на  которые  возлагается  великая  ответственность  и  которые  возлагают  на  себя  великие  обязанности.

    Ценностные  представления  о  роли  элиты  в  обществе  преобладают  у  современных  неоконсерваторов, утверждающих, что  элитарность  необходима  для  демократии. Элита должна  служить  примером  нравственности  для  граждан  и  внушать  тем  самым  к  себе  уважение, подтверждаемое  на  свободных выборах.

    Данная  концепция  роли  политической  элиты, по  мнению   многих  политологов, в  целом  соответствует  демократическим  принципам  правления, хотя  не  раз  подвергалась  критике за  абсолютизацию  роли  правящей  элиты  в  обществе  и  ее  жесткое  противопоставление  пассивному  большинству.

 

 

 

Теории  демократического  элитизма

  К  ценностной  трактовке  роли  политической  элиты  примыкают  концепции, получившие  наименование  демократического элитизма. Крупным  исследователям  данного  направления  являются  Р.Даль, С.М.Липсет, Л. Шумпетер  и  другие. Они  понимают  демократию  как  конкуренцию  между  потенциальными  руководителями  за  доверие  избирателей. Выборы  как  важный  элемент  демократии  становятся  новым  способом  рекрутирования  элиты.

      Сторонники  данной  теории  рассматривают  элитизм  как  элемент  политики, полностью  совместимый  с  механизмами  представительной  демократии. Политическая  элита  в  новых  исторических  условиях  представляет  собой  профессиональную  группу   управленцев, находящуюся  под  контролем  общества. Элиты  необходимы, прежде  всего, как  гарант  высокого  качественного  состава  руководителей, избранных  населением. Сама  социальная  ценность  демократии  решающим  образом  зависит  от  качества  элиты. Как  утверждал  видный  политический   мыслитель   Й. Шумпетер, элиты  могут  сделать  для  утверждения  демократии  значительно  больше, чем  самые  широкие, заинтересованные  в  демократических  ценностях  слои  населения. Руководящий  слой  не  только  обладает  необходимыми  для  управления  свойствами, но  и  служит защитником  демократических  ценностей  и  способен  сдержать  часто   присущий  массам  политический  и  идеологический  иррационализм, эмоциональную  неуравновешенность  и  радикализм.

 

 

 

Теории  плюрализма  элит

     Согласно  этой  теории, во  власти  действуют  несколько  элитарных  группировок, и  каждая  из  них  обладает  собственным  механизмами  и  зоной  властного  влияния, выражает  специфические  интересы  различных   групп  населения  и  обладает  только  ей  присущим  авторитетом. При этом  каждая  общественная  группа  контролирует  свою  элиту, для  чего  используются  выборы, референдумы, группы  интересов  и  тому  подобные  механизмы. В  итоге  становится  под  вопрос  «железный  закон  олигархии»  Р.Михельса.

     К  тому  же  конкурентная  борьба  между  элитами  за  завоевание  преобладающего  влияния  в  политическом  процессе, согласно  рассматриваемой  теории, препятствует  образованию  единой  консолидированной  элиты. Этому  же  способствует  и  тот  факт, что  в  демократическом  государстве  власть  оказывается  распределенной  между  многообразными  общественными  объединениями, союзами  и  прочими  группами.

    И  еще  одно  обязательство, подтверждающее  правомерность  постановки  проблемы  плюральности  элит. В  развитом  демократическом  обществе  граница  между  политической  элитой  и  основной  массой  населения  оказывается  размытой. Для  большинства  граждан  при  наличии  у  них  необходимы  качеств  и  активности  нет  препятствий  для  попадания  в  состав  элиты. Это,  значит,  нет  и  искусственных  препятствий  для  рекрутирования  в  элиту    представителей  самых  разных  социальны  групп  общества.

Информация о работе Теории элит