Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:46, реферат
Еще в 430 г. до н.э. известный политический деятель Древней Греции Перикл утверждал: « Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». В ходе исторического развития практически во всех странах сложилось разделение общества на руководимое (управляемые) большинство и руководящие (управляющие) меньшинство. Это меньшинство, осуществляющее функции управления, обладает специфическими личностными особенностями и профессиональными качествами, помогающими ему находиться у власти. Это особый слой называют правящей или политической элитой.
Введение…………………………………………………………...стр 3
Первооткрыватели теории элит…………………………………стр 5
Макиавеллизм и теоретические интерпретации элитизма…….стр 12
1) Ценностные теории…………………………………………стр14
2) Теории демократического элитизма……………………………………………………..стр17
3)Теории плюрализма элит…………………………………..стр18
4)Леволиберальные теории…………………………………...стр19
5)Партократические теории элит…………………………….стр21
Функции политической элиты………………………………………………………………..стр23
Структура политической элиты………………………………….стр24
Заключение…………………………………………………………стр27
Список используемой литературы…………………………
Кафедра истории и политологии
Выполнила:
Проверила:
Новосибирск 2009
Макиавеллизм и теоретические интерпретации элитизма…….стр 12
2) Теории демократического элитизма……………………………………………………..
3)Теории плюрализма элит…………………………………..стр18
4)Леволиберальные теории…………………………………...стр19
5)Партократические теории элит…………………………….стр21
Функции политической элиты……………………………………………………………….
Структура политической элиты………………………………….стр24
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Введение
Еще в 430 г. до н.э. известный политический деятель Древней Греции Перикл утверждал: « Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». В ходе исторического развития практически во всех странах сложилось разделение общества на руководимое (управляемые) большинство и руководящие (управляющие) меньшинство. Это меньшинство, осуществляющее функции управления, обладает специфическими личностными особенностями и профессиональными качествами, помогающими ему находиться у власти. Это особый слой называют правящей или политической элитой.
В переводе с французского слово «элита» означает лучшее, отборное, избранное. Понятие элиты широко применяется в самых разных словосочетаниях, выражающих нечто особое, выделяющееся, имеющие высокие качества. Обычно элитой именуются люди, получившие наивысший индекс в области их деятельности, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством. Причисление кого –либо к элите предлагает наличие качеств, характеризуемых эпитетами «выдающийся», «авторитетный», «знаменитый». Элитарный слой имеется в различных сферах общественной жизни науке, производстве, искусстве, спорте и так далее. Политическая элита – та часть общества, которая имеет доступ к инструментам власти.
Длительное время, правящее меньшинство изучалось по описаниям жизни государей, вождей и других выдающихся личностей. Однако в XX в. характеристика этого слоя стала концептуально связываться со строением и характером организации политической власти и государства. С этой целью стал использоваться и термин «Элита».
В том случае, когда речь идет об элите, имеется в виду определенная стратификация, иерархия, то есть неравенство. В понятии «политическая элита» органично заложено неравенство индивидов в их готовности к политической деятельности. И поэтому все существующие теории элит неизбежно делят общество на неравные группы: тех, кто в силу естественных, социальных, культурных отличий более способен к политике, и тех, кто менее к ней расположен. Более способную к политическому руководству часть общества называют политической элитой.
Таким образом, политическая элита представляет собой относительно немногочисленную общественную группу, занимающую привилегированное положение в социальной иерархии и обладающую определенными, прежде всего, политическими и социальными качествами, что позволяет им принимать прямое участие в осуществлении политической (государственной) власти.
К политической элите можно отнести наиболее влиятельных и политически активных членов правящего класса, включая слой функционеров политических организаций, интеллектуалов, вырабатывающих политическую идеологию, людей, которые принимают решение, выражающие совокупную волю класса.
Теория элит – итог деятельности многих людей. Первые теории элиты появились в конце XIX – начале XX в. так, французский социолог и политический деятель Фредерик Ле Пле (1806-1882) был решительным сторонником социального неравенства, рассматривая в качестве естественного разделение общества на высший класс – руководителей и класс подчиненных - руководимых.
Руководители обеспечивают стабильность социального порядка, вырабатывают модели «хорошего» поведения и формируют институты, способные руководить людьми, природа которых остается дурной. Ф. Ле Пле считал, что руководимые, «неустойчивые и дезорганизованные» должны быть ведомыми теми, кто обладает четырьмя добродетелями (мужество, чувство справедливости, осторожность, воздержанность) и тремя теологическими (христианскими) добродетелями (милосердие, надежда, вера). Наделенные такими добродетелями люди обретают естественный авторитет. И благодаря таким людям общее благо и общий интерес оказываются защищенными.
Значительный вклад в становление теории элит внес социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923). В своих основных трудах «Социальные системы» (1902 г.) и «Трактат общей социологии» (1916 г.) он сформулировал концепцию, согласно которой равновесие и динамика любой социальной системы детерминируется правящим меньшинством – элитой, проходящей определенные циклы в своем развитии. В. Парето стремился открыть законы, определяющие восхождение, поддержание и упадок правящих меньшинств.
Парето заложил основы так называемого аристократического направления в этиологии. Согласно Парето, элиты – это то лучшее, что создается в недрах общества. Решающее условие попадания в элиту – наличие способностей достигать самых высоких показателей в конкретных областях деятельности. Способности, как считает Парето, являются естественной диспозицией индивида, отличающей его от других. Превосходство в способностях проистекает из того, что индивид возвышается при помощи неких социальных норм. Не сами по себе способности определяют превосходство индивида. Оно в значительной мере определяется той оценкой, которую способностям дает социальная группа (и все общество в целом). Это означает, что под способностью Парето понимает определенное социальное обретение, которое обусловлено социальным происхождением, более или менее дифференцированным типом социализации. Значит, способность приобретается и реализуется под воздействием классовой позиции индивида.
Но не только способности определяют вхождение в элиту и принадлежность к ней. Сам В. Парето говорит о важности социального происхождения и специальной техники введения в элиту. Состав элиты не является неизменным. Они обладают способностью замещаться и продолжаться при условии постоянного обновления. При этом обновление осуществляется за счет вовлечения в состав элиты наиболее способных представителей низших слоев и классов общества. Это явление Парето назвал циркуляцией элит, которою он рассматривал как «универсальный закон истории». В «Трактате общей социологии» он, в частности, отмечает: «Аристократии не выживают. Каковы бы ни были причины, бесспорно, что через какое-то время они исчезают. История является кладбищем аристократий…И упадок аристократий связан не только с уменьшением их численности; упадок распространяется и на ее качество, в том смысле, что уменьшается ее энергия и модифицируются пропорции остатков, способствовавших захвату и удержанию власти…Правящий класс пополняется не только численно, но, что еще важнее, качественно семьями из низших классов, которые приносят с собой энергию и пропорции необходимых остатков для сохранения у власти. Он сохраняет свое доброе состояние утратой наиболее падших своих членов».
Понятие элиты Парето дополняет понятием «контрэлиты». Элита осуществляет непосредственное управление политической жизнью общества, контрэлита состоит из людей, которые обладают необходимым потенциалом для вхождения в правящий класс, но в силу особенностей социальной структуры и прочих препятствий не имеет возможности сделать это.
Главным двигателем политического развития общества является постоянная смена двух типов элит: «лис» и «львов». Вслед за Макиавелли, Парето «лисами» определяет политиков, отличающихся гибкостью в своих действиях, склонных к компромиссу и мирному разрешению противоречий. «Львы» – это решительные и опирающиеся на силовое решение политики. Первый тип руководителей наиболее эффективен в своих действиях в период стабильного и мирного общественного развития. Второй – вызывается к жизни, как правило, в момент кризисов и крупных социальных потрясений.
Иной подход к пониманию элиты предложил другой великий итальянский политический мыслитель – Гаэтано Моска (1858-1941). В своих важнейших работах «Теория управления и парламентское правление» (1884г) и «Элементы политической науки» (1896г) Моска заложил основы Функционального направления элитологии, определяя элиту как группу управляющих, выполняющих определенные социальные обязанности.
Правда, вместо понятия «элита» Моска больше оперировал категорией «правящий класс». Это позволяло, используя все характеристики, присущие элите, указывать и на то, что главной причиной властного могущества данной социальной группы является ее высокая степень внутренней организованности и сплоченности. Именно это свойство и позволяет элите концентрировать в своих руках руководство обществом и государством, объединяя население в процессе перехода от одной исторической эпохи к другой. Моска уделял, значительное внимание исследованию процессов изменения состава и преемственности в развитии правящего класса.
С позицией элитизма Моска негативно относился к демократии. Он считал демократию утопией, миражом, в погоне за которым «некомпетентные» массы становятся объектом манипуляций со стороны «демагогов» и прокладывают путь «диктатуре». Выборы он трактовал как путь к обновлению элиты, а не как форму контроля масс над руководителями.
Таким образом, исходный пункт концепции Парето и Моска идентичен – деление общества на господствующее меньшинство и политически инертную массу. Однако наряду со сходством исходных положений имеются и различия. Если Парето делал упор на замену одного типа элиты другим, то Моска – на постепенном проникновении в элиту «лучших» представителей масс. Если Моска абсолютизирует действие политического фактора, то Парето объясняет динамику элит скорее психологически: элита властвует, насаждая политическую психологию, сама же она возвышается над обыденным сознанием. От Парето берет начало целостная интерпретация элиты, от Моска – «макиавеллевская» школа элитаристов, то есть поборников теории элит.
Теория элит получила развитие и в работах немецкого ученого Роберто Михельса (1876-1936), уделявшего главное внимание описанию партийных элит, но сделавшего при этом важные обобщающие выводы.
В своей знаменитой книге «Социология политической партии в современной демократии! (1911 г.) Р.Михельс показал, что организация сама уничтожает свои конечные цели и идеологию и преуспевает только в самосохранении. Выводы Михельса выражаются в следующих трех формулах:
1. Каждому органу коллектива, возникающего в результате разделения труда, с момента его консолидации и укрепления присущ собственный интерес, интерес в себе и для себя, а именно олигархическая тенденция.
2. Некоторые социальные страны, различающиеся по выполняемым функциям, стремятся объединиться, рождая тем самым органы, выражающие их особые интересы, что является отклонением от первичной цели.
3. В организациях особый интерес становится целью в себе со своими особенными целями интересами, а организация телеологически в силу этого отклоняться от класса, который она представляет. Это означает отказ от революционного проекта.
Р.Михельсу принадлежит заслуга в открытии «железного закона олигархии», согласно этому закону любая, даже самая радикальная организация, всегда имеет явно выраженную тенденцию к олигархии, то есть неизбежно распадается на «руководящее меньшинство и руководимое большинство»
Достигая высокого уровня сложности, организация создает систему иерархического организованного рационального управления, которое приводит, в конечном счете, к концентрации власти наверху и уменьшению влияния рядовых членов. Происходит, таким образом, бюрократизация управленческих структур и образование правящей элиты, лидеры которой обладают многими преимуществами перед остальными членами организации. Они имеют превосходство в знании и информации, осуществляют контроль над формальными средствами коммуникации и обладают навыками политической борьбы в большей степени, чем рядовые члены организации. Представляя собой «неизбежный продукт принципа построения организации как таковой», олигархическая правящая элита создает «благодатную питательную почву» для закрепления различий в обществе и кладет начало концу демократии.
Об олигархической тенденции свидетельствует то, что к мнению рядовых членов обращаются лишь один раз в год, что знание о положении дел в финансовых вопросах известно 3-4 лицам, что руководители партий кооптируются, и что съезды утверждают все принятые руководством решения.