Теоретические основы формирования теории элит

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Идеи о неизбежности такого деления общества высказывались ещё в глубокой древности Конфуцием, Платоном, Макиавелли и др.
Однако первые научно разработанные концепции элит были предложены только в конце ХК - начале ХХ века.
Основу развития теории элит положила макиавеллистская школа - любому обществу присуща элитарность.

Файлы: 1 файл

Теоритические основы формирования теорий элит.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

 

     Моска  отвергал идею об активном  вмешательстве  социолога, о необходимости оказывать  влияние на ход человеческой истории  во имя улучшения жизни человечества, это противоречило бы ранее изложенным его исследовательским принципам. При таком вмешательстве пришлось бы руководствоваться индивидуальными «вкусами» и предпочтениями, что могло бы внести в действия исследователя субъективные моменты. Ведь ни один политик не остается беспристрастным арбитром. Кроме того, поиск путей улучшения жизни простых людей — дело необычайно трудное. Не ясно, когда они менее несчастны: во время застоя, когда каждый от рождения остается на своей ступеньке социальной лестницы, или при обновлении и революции, когда жизнь усложняется, но каждый может добиваться, а кое-кто и достигать изменения своего положения на более высокое.

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория элиты  Вильфредо  Парето

 

      Вильфредо  Парето (1848—1923) — профессор политической  экономии Лозаннского университета  в Швейцарии, имел множество  публикаций в сфере политологии  и социологии.

 

      Согласно  Парето, индивиды неравны между собой  в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.

 

      Парето  различает два вида элиты: правящую, т. е. принимающую участие в  осуществлении  политической  власти, и неправящую. В целом  социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть - основная масса населения («низший слой»). Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.

 

      В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности: «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых, аристократия преступников и т.п.»6. Проблема, однако, остается: как определить «лучших», наиболее компетентных и т.п.? Парето, по существу, игнорировал относительность «элитарных» качеств и их тесную связь с определенными социальными системами, каждая из которых вырабатывает свои специфические критерии оценки этих качеств.

 

      Парето  стремится к чисто описательной  трактовке термина «элита», не  внося в него оценочного элемента. Тем не менее ему не удалось  избежать известной противоречивости в истолковании этого понятия. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора. С другой стороны, у него встречаются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. Очевидно, что вторая трактовка противоречит первой. По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности, основанное на принципе «естественного отбора». В этом случае элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация, разумеется, в истории встречается нечасто. И все-таки в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.

 

      Характерные  черты представителей правящей  элиты: высокая степень самообладания;  умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредством сипы, либо посредством убеждения. Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: «История - это кладбище аристократий»7.

 

      Как правило, между элитой и  остальной  массой населения  постоянно происходит обмен: часть  элиты перемещается в низший  слой, а наиболее способная   часть последнего пополняет состав  элиты. Процесс обновления высшего  слоя Парето называет циркуляцией  элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.

 

      Циркуляция  элит функционально  необходима для  поддержания  социального равновесия. Она обеспечивает  правящую элиту необходимыми  для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя.

 

      Согласно  теории Парето, политические  революции происходят вследствие  того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. В известном смысле сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются индивидами из высших, так как последние обладают необходимыми для сражения интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших слоев.

 

      Итак, в историческом развитии  постоянно  наблюдаются циклы  подъема и  упадка элит. Их  чередование, смена - закон   существования человеческого общества. Но изменяются не просто составы  элит, их контингент; сменяют друг друга, чередуются сами типы элит. Причина этой смены состоит в чередовании, точнее, в поочередном преобладании в элитах «осадков» первого и второго классов, т. е. «инстинкта комбинаций» и «настойчивости в сохранении агрегатов».

 

      Первый  тип элиты, в котором преобладает «инстинкт комбинаций», управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Усиление «осадков» первого класса и ослабление «осадков» второго приводят к тому, что правящая элита больше заботится о настоящем и меньше - о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материальные - над идеальными; интересы индивида - над интересами семьи, других социальных групп, нации. С течением времени «инстинкт комбинаций» в правящем классе усиливается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается инстинкт «настойчивости в сохранении агрегатов». Когда расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты с преобладанием «осадков» второго класса. Для этой категории элиты характерны агрессивность, авторитарность, упорство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам.

 

      Первый  тип правящей элиты  Парето называет «лисами», второй - «львами». В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории «спекулянтов» и «рантье»: в первой из них преобладают «осадки» первого класса, во второй - второго. «Спекулянты», обладая хорошими способностями в области экономических комбинаций, не довольствуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся заработать больше. Каждая из двух категорий выполняет в обществе особую полезную функцию. «Спекулянты» часто служат причиной изменений и экономического и социального прогресса. «Рантье», наоборот, составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором почти исключительно преобладают «рантье», остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют «спекулянты», лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценностные  теории

 Преодолеть  слабости макиавеллистов пытаются  ценностные теории элиты (Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев). Они, как и макиавеллистские концепции, считают элиту главной конструктивной силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению к демократии, стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. Многообраз. ные ценностные концепции элит существенно различаются по степени защиты аристократизма, отношению к массам, демократии и т.д. Однако они имеют и ряд следующих общих установок:

 

1. Принадлежность  к элите определяется обладанием  высокими способностями и показателями  в наиболее важных для всего  общества сферах деятельности.

 Элита —  наиболее ценный элемент социальной  системы, ориентированный на удовлетворение  ее важнейших потребностей. В  ходе развития у общества отмирают  многие старые и возникают  новые потребности, функции и  ценностные ориентации. Это приводит к постепенному вытеснению носителей наиболее важных для своего времени качеств новыми людьми, отвечающими современным требованиям. Так в ходе истории произошла смена аристократии, воплощающей нравственные качества и прежде всего честь, образованность и культуру, предпринимателями, в хозяйственной инициативе которых нуждалось общество.

 Последние  же, в свою очередь, сменяются  менеджерами и интеллектуалами  — носителями столь важных  для современного общества знаний  и управленческой компетентности.

 Некоторые современные сторонники ценностной теории элит утверждают, что лишь индустриальное и постиндустриальное общество становится подлинно элитарным, поскольку «покоившееся на владении частной собственностью классовое господство сменилось в нем господством групп, которые рекрутируются отныне не по крови или владению собственностью, а на основе деловой квалификации».

2. Элита относительно  сплочена на здоровой основе  выполняемых ею руководящих функций.  Это — не объединение людей,  стремящихся реализовать свои  эгоистические групповые интересы, а сотрудничество лиц, заботящихся прежде всего об общем благе.

3. Взаимоотношения  между элитой и массой имеют  не столько характер политического  или социального господства, сколько  руководства, предполагающего управленческое  воздействие, основанное на согласии и добровольном послушании управляемых и авторитете власть имущих. Ведущая роль элиты уподобляется руководству старших, более знающих и компетентных по отношению к младшим, менее осведомленным и опытным. Она отвечает интересам всех граждан.

4. Формирование  элиты — не столько результат  ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного  отбора обществом наиболее ценных  представителей. Поэтому общество  должно стремиться совершенствовать  механизмы такой селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях.

5. Элитарность  — условие эффективного функционирования  любого общества. Она основана  на естественном разделении управленческого  и исполнительского труда, закономерно  вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии. Социальное равенство должно пониматься как равенство жизненных шансов, а не равенство результатов, социального статуса. Поскольку люди не равны физически, интеллектуально, по своей жизненной энергии и активности, то для демократического государства важно обеспечить им примерно одинаковые стартовые условия. На финиш же они придут в разное время и с разными результатами. Неизбежно появятся социальные «чемпионы» и аутсайдеры.

Некоторые сторонники ценностной теории элит пытаются разработать количественные показатели, характеризующие ее влияние на общество. Так, Н.

 А. Бердяев  В своих работах Бердяев пишет  про культурную элиту.В понимании  Бердяева настоящая элита —  это аристократия духа. Причем  аристократизм определяется происхождением, а не достижениями. В этом — коренное отличие взглядов Бердяева.

Вторая характеристика элиты-аристократии: она исповедует философию качества ( ценностей), а  не количества ( блага).Задача элиты (творцов  культуры) по Бердяеву — «не унизительное приспособление к массовому социальному движению, а облагораживание этого движения, внесение в него аристократического начала качества».

Культуру Бердяев  понимает как общечеловеческую, поэтому  творение элитой образцов происходит не индивидуально. Творцы культуры фактически являются выразителями духовных чаяний народных масс: «народ выражает свое призвание в мире в своих великих творцах, а не в безликой коллективности».

Если элита  не выполняет эту задачу по тем или иным причинам, это приводит к тяжелым последствиям. Бердяев приводит такой пример: «Несчастье культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени. Это имело роковые последствия в характере, который приняла русская революция... Культурная элита переживает тяжелый кризис, и ей грозит исчезновение в массовом социальном движении нашего времени. Изоляция, гордыня, презрение должны вести к гибели. Только сознание своего служения может спасти».

На этом примере  также видна еще одна характеристика — требование к элите: учет и соответствие культурно-исторической ситуации, процессам, происходящим в обществе, ответственность  перед народом.

на основе анализа развития разных стран и народов вывел

 «коэффициент  элиты» как отношение высокоинтеллектуальной  части населения к общему числу  грамотных. Коэффициент элит, составляющий  свыше 5%, означает наличие в  обществе высокого потенциала  развития. Как только этот коэффициент опускался до примерно 1%, империя прекращала существование, в обществе наблюдались застой и окостенение. Сама же элита превращалась в касту, жречество8.

 

Ценностные  представления о роли элиты в  обществе преобладают у современных  неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность необходима для демократии.

 Но сама  элита должна служить нравственным  примером для других граждан  и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных  выборах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Теоретические основы формирования теории элит