Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:19, контрольная работа
Цель моей работы заключается в том, чтобы раскрыть феномен политических партий, рассматривая его в некоторых основных аспектах, в частности как институт политической системы общества. В последнее время события, происходящие на российской политической арене, вызывают особый интерес. Наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати сегодня открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности.
Введение
Становление многопартийности в России
Происхождение партий и процесс их становления
Политические партии и их сущность, структура и типология
Функции и элементы политических партий
Типология политических партий.
Типология партийных систем
Заключение.
Функции и элементы политических партий
Важным элементом
политической партии является общественное
движение, то есть определенная общественно
– политическая активность части граждан.
Общественно – политическая активность
имеет разные уровни, степени, формы.
Наиболее элементарные формы активности
– это простой интерес к политике.
Более активная форма – участие и выступления
в митингах, участие в различных массовых
движениях, регулярное голосование на
выборах. Высшей формой общественно –
политической активности граждан можно
считать членство в политической партии.
Разные формы общественной активности
могут преследовать разные цели: за республику
или за монархию, за капитализм или социализм.
Такие цели могут быть разными и касаться
политических, экономических, социальных,
идеологических, культурных, международных
и других проблем. Степень активности
людей, вовлекаемых в такие движения, тоже
различна в зависимости от конкретной
цели, страны и времени. Чтобы не отрываться
от «своего» общественного движения и
не попасть в кризис, партия должна ставить
ясные и понятные задачи, а не слишком
далекие, перспективные цели, к которым
не готово население, должно строго улавливать
момент возникновения и усиления новых
движений.
Вторым элементом
политической партии являются идейно
- политические течения. Так как партия
дает политическое выражение различным
потребностям и интересам, партия неизбежно
принимает или формулирует некоторую
систему политических, моральных и идейных
ценностей. Наиболее устойчивыми являются
партии, которые черпают эти ценности
в реальной действительности. В данном
случае самое опасное – взять на вооружение
иллюзии, нереально существующие концепции.
Например, иллюзию о том, что весь народ
стоит на позициях
«марксизма - ленинизма», «научного социализма»
и т. д.
С этой точки
зрения четко различаются
Характерным фактором партии является ее представительный характер. В обществе есть много институтов, которые представляют те или иные интересы, взгляды стремления. Особенность партии в том, что она дает этим интересам политическое измерение, политическое выражение. Это и функция партии, но такая функция, которая отражает некоторую сущность партии. Без представительства нет и партии, как ее нет и без других элементов.
Третьим элементом партии является организация. Организацией можно назвать некоторую структуру, некоторое множество или объединение людей, сохраняющее определенную устойчивость. Только в том случае, если объективно существующим проявлениям общественно – политической активности граждан удастся найти и предложить соответствующие им устойчивые организационные формы, создаются реальные условия для возникновения партии.
Политические
и психологические условия
Для того, чтобы понять роль и место партии в жизни общества, необходимо выявить ее функции. В современных условиях выделяются следующие функции партии:
- социально –
политическое просвещение и
- разъяснение
массам политической и
В этих целях партия взаимодействует с другими политическими силами;
- участие в борьбе за власть и создание программ деятельности государства;
- формирование
в парламенте партийной
- разработка принципов и форм отношений с другими партиями, формирование избирательных блоков;
- организация
оппозиции государственным
- осуществляет
посредничество между
- подготовка
и выдвижение кадров для
- работа с
молодежью с целью вовлечения
в активную политическую и
социально – экономическую
Полнота реализации
этих функций различна в разных обществах.
Она зависит от уровня развития общества,
социально – классовой сущности партии,
профессиональных качеств ее лидеров.
Типология
политических партий.
Мир политических партий многообразен
и изменчив: одни из них доминируют
на политической сцене, другие только
обозначают своё присутствие на ней;
одни партии включают в свои ряды миллионы
граждан, другие довольствуются
несколькими тысячами членов. Никакая
типология не может исчерпать всего
богатства данного явления. Однако осмысление
природы партий обусловило
попытки их классифицировать и систематизировать.
Переход от
описательности на уровень теоретических
обобщений позволил глубже
проникнуть в природу партий и выявить
их наиболее характерные признаки.
В политической науке существуют различные
системы классификации партий.
В качестве основания типологизации используются
различные факторы –
функции, идеология, социальная база, методы
деятельности и т.д. Так,
сторонники институционального подхода
пользуются организационным
критерием; для либеральной традиции главной
считается классификация с
точки зрения характера идеологической
связи; марксисты основную роль при
классификации отводят классовому критерию.
Не все типологии однако имеют одинаковое
познавательное значение, но они
отражают разные стороны политической
действительности и помогают
определить характер, место и роль в политической
жизни общества
конкретных партий. Исходя из этого, все
многообразие классификаций
политических партий можно представить
в следующем схематичном виде:
типология политических партий
Организационная структура
- Кадровые
- Массовые
-Оформленные (с фиксированным членством)
- Неоформленные (со свободным членством)
- Централизованные
- Децентрализованные
Среда деятельности
- Моносредные
- Всеобщие
- Промежуточные
Идеологическая направленность
- «Левые»
- «Центристские»
- «Правые»
- Революционные (радикальные)
- Реформистские (умеренные)
- Консервативные
- Реакционные
Роль в политической системе
- Правящие
- Оппозиционные
- Парламентские
- «Авангардные»
Влияние в парламенте
- Мажоритарные
(большинство)
- С мажоритарным призванием
- Доминирующие
- Миноритарные (меньшинство)
Представительство интересов
- Классовые
- Социальных групп, слоев
- Надклассовые
- С неопределенным социальным обликом
Тип партийного руководства
- Коллегиального
руководства
- Вождистские
Типология партийных систем
В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.
Важным вопросом
в характеристике партийных систем
является их типология. Среди различных
признаков, критериев, используемых для
построения типологии партийных
систем, старейшим (и наиболее популярным
посей день), является количественный
критерий, т.е. по числу существующих в
той или иной стране партий. Согласно ему
современный итальянский политолог
Дж. Сартори в своем капитальном труде
"Политические партии" предлагает
семиступенчатую классификацию[xi]: система
с одной партией; система с партией, осуществляющей
гегемонию; система с преобладающей партией;
двухпартийная система; система ограниченного
плюрализма; крайнего плюрализма и атомизированная.
По существу речь идет о разных типах однопартийности
и многопартийности.
Партийную система с единственной партией,
стоящей у власти, можно считать классическим
образцом однопартийности. В такой системе
высшая политическая власть осуществляется
руководителями партии, то есть партия
превращается в руководящую силу государства,
и все государственные органы строго подчиняются
ее решениям. Срастаясь с государством,
партия становится многофункциональной.
Ее структура строится в виде пирамиды
– сверху идет пропаганда, а снизу вверх
идет информация. Монополизируя политическую
деятельность, она начинает контролировать
все виды активности в обществе.
Создание других партий запрещается законом.
Основные политические решения в стране
принимаются высшими партийными руководителями,
а государственным деятелям часто отводится
только исполнительская роль. Однако опыт
показывает, что при всех режимах однопартийная
система, как правило, оказывается неустойчивой
и в конечном итоге приходит к трудностям
и к кризису, которые сопровождаются идейными
и моральными потрясениями. Как пример
можно привести недавний слом систем в
Советском Союзе, Албании,
Румынии. Однако, подобные систему по сей
день достаточно успешно существуют в
КНДР и на Кубе.
Система с партией, осуществляющей гегемонию, может действовать в обществе, где формально функционирует несколько партий, но реальная политическая власть принадлежит одной, выступающей по отношению к другим партиям на правах "старшего брата" и имеющей бесконтрольную монополию на власть. Такая система в настоящее время существует в Китае, до недавних пор была в Мексике, большинстве социалистических государств Восточной Европы.
В системе с
доминирующей партией действует
несколько политических партий, но,
несмотря на юридически закрепленные
возможности, у власти в течение
длительного периода находится одна
партия. До недавних пор такими были Индийский
национальный конгресс и Либерально-демократическая
партия
Японии.
Под двухпартийной системой подразумевается
система с двумя крупными партиями, каждая
из которых имеет шанс завоевать на выборах
большинство мест в законодательном Собрании
или большинство голосов избирателей
на выборах исполнительной ветви власти.
Классическим образцом двухпартийной
системы служат США. Периодически Демократическая
и Республиканская партии
США сменяют друг друга в управлении. Это
отнюдь не означает, что в стране нет других
политических партий. Нет. Они есть, но
существенного влияния на политическую
жизнь оказать не могут, тем более реально
соперничать с ведущими партиями в избирательной
кампании. (За всю историю существования
двухпартийной системы США более 200 кандидатов
третьих партий попытались добиться избрания
на пост президента страны, но не смогли
набрать более 1 млн. голосов избирателей).
Тем не менее, нужно учесть, тот факт, что
в ряде случаев, особенно на штатном уровне,
третьи партии в США становились влиятельной
политической силой.
Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является ориентированность всех функционирующих в обществе партий на участие в правительстве, на возможность участия в коалиционном кабинете. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. В качестве примера можно привести Бельгию.
Система крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия) включает антисистемные партии, то есть партии, выступающие против существующей общественно-экономической и политической системы. Они придерживаются полярно различающихся идеологий.
Другой признак
поляризованного плюрализма - наличие
двусторонней оппозиции, которая характеризуется
тем, что "располагается" по обе стороны
от правительства - слева и справа. Эти
две оппозиции взаимно исключают одна
другую и, более того, находятся в состоянии
перманентного конфликта. Третий признак
такой многопартийности состоит в том,
что система поляризованного плюрализма
характеризуется центральным положением
одной или группы партий.
Неотъемлемыми признаками поляризованного
плюрализма являются также преобладание
центробежных тенденций над центростремительными,
а как следствие — ослабление центра.
Еще один признак — наличие безответственных
оппозиций. При поляризованном плюрализме
доступ к формированию правительства
ограничен. Он возможен для партий центра,
включая партии левого или правого центра.
Крайние же партии, то есть партии, выступающие
против существующей системы, исключаются
из участия в правительстве.
Наконец, поляризованному плюрализму
присуще стремление политических партий
превзойти друг друга в раздаче "направо
и налево" обещаний без особой ответственности
за их выполнение.