Сущность, функции и типология политической элиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Долгое время против понятия «политическая элита» по разным мотивам выступали политологи самых разных направлений. Западные политологи, отстаивающие концепцию политического плюрализма, утверждают, что это понятие допустимо к употреблению лишь в отношении низкоорганизованных обществ, но оно совершенно не приемлемо для анализа политической системы постиндустриального общества. Тем не менее, понятие элита ныне прочно утвердилось в политической литературе.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1. Сущность политической элиты..........................................................................4
2. Функции политической элиты...........................................................................9
3. Типология политической элиты.......................................................................11
Заключение.............................................................................................................15
II. Тесты………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………..………………….17

Файлы: 1 файл

Политология Готово.docx

— 52.60 Кб (Скачать)

* политическая власть  и ориентированность на власть;

* относительное совпадение  целей и интересов, групповое  сознание;

* сила воли и харизматичность, тяготение к лидерской роли;

* способность к принятию  важнейших государственных решений  и готовность нести ответственность  за них;

* однонаправленность вектора карьерных устремлений;

* чувство принадлежности  к касте избранных.

Причем чем меньше по численности  элитный слой, тем он гибче, тем  четче просматривается в нем  предводительская «магнетическая сила», тем более согласованно действуют  его представители. Г. Моска писал: «... чем больше политическое сообщество, тем пропорционально меньше по сравнению с управляемым большинством и тем труднее будет для большинства организовывать отпор меньшинству». Он же считал, что доступ в политическую элиту (политический правящий класс) открывают, прежде всего, такие признаки, как «военная доблесть, богатство, происхождение и личные достоинства, место в церковной иерархии, искусство управления». Именно эти параметры он считал ведущими признаками принадлежности к элите и главными элитообразующими элементами.

Все вышеизложенное позволяет  дать следующее определение политической элиты: политическая элита – это относительно самостоятельная, привилегированная группа политических деятелей и высших руководителей государства и общества, обладающих выдающимися профессиональными, социальными и психолого-личностными качествами, обеспечивающими возможность реализации принципиальных кардинальных решений.

 

2. Функции политической элиты

 

В полном соответствии с  занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет  ряд важнейших задач и функций.

Прежде всего, к её социальным задачам относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие её центральную роль в управлении государством и обществом. В число основных функций выключается также формирование и представление (презентация) групповых интересов различных слоёв населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей, способных превращать население в активных участников перераспределительных процессов в сфере власти. Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач. Как свидетельствует опыт, без активного обновления элитами этих средств своего духовного господства руководящие идеи обращаются в догмы, а политическая власть начинает испытывать стагнацию.

Главным условием эффективного осуществления политической элитой её главных функций является обладание  ею всеми возможными в конкретном обществе способами управления и  власти. В этом отношении особое значение имеют её способность и  умение использовать принудительные методы, оперативно, в зависимости от меняющейся обстановки, переходить к применению силовых ресурсов.

Показателем безусловной  крепости положения политической элиты  служит и её способность к манипулированию  общественным мнением, такому использованию  идеологических и иных духовных инструментов, которые могут обеспечить требуемый  уровень легитимности власти, вызвать  расположение и поддержку ей со стороны  общественного мнения.

В то же время опыт продемонстрировал  и ряд факторов, препятствующих укреплению положения элитарных группировок  во власти. Так, существенно подрывает  позиции политических элит нарастание информационной открытости в работе институтов власти и управления, критика  общественностью всяческих злоупотреблений  должностных лиц. К таким же ограничителям можно отнести и растущую способность общества к контролю за деятельностью власть предержащих, неразрывно связанную с целенаправленной деятельностью общественных объединений и СМИ, активизацией контрэлит. Снижает возможности волюнтаризма в управлении государством и дифференциация элит, ведущая к росту внутриэлитной конкуренции, а равно и профессионализация аппарата управления государством (партией).

Благодаря своим функциям, политическая элита является ведущим  звеном, направляющим развитие общества. Все попытки принизить её статус и возможности и даже, как это  нередко случалось в российской истории, уничтожить, принизить её общественный авторитет, в конечном счёте наносят ущерб самому обществу. Накопленный обществом опыт убеждает в том, что элитарные механизмы, скорее всего навсегда останутся в структуре общества, сохранив свою лидирующую роль. С течением времени, очевидно, будет меняться лишь степень и характер их соотношения с механизмами самоорганизации общественной жизни. В то же время наиболее продуктивное поведение элитарных слоев, включение их в процесс демократизации общества возможно только при условии снятия всех искусственных границ на пути обновления её рядов, предотвращения её загнивания вследствие олигархизации и закостенелости.

 

3. Типология политической элиты

 

В качестве базовых моделей  элиты в современной социологии принято выделять такие, как статусно-функциональная, ценностно-психологическая, организационно-управленческая, техническая. Под таким углом зрения элиты можно классифицировать на традиционные, формируемые по признаку наследственности; меритократические – по признаку личных заслуг и достижений; позиционные – по социально-статусному положению ее членов; функциональные – по функциональной роли и ответственности; нормативные – референтные группы. Зачастую можно встретить и другие подходы к элитному моделированию: макиавеллевский, бихевиористский, плюралистический, социально-стратификационный. Нередко эти подходы переплетаются, дополняют друг друга. Отсюда типологическое многообразие теоретических моделей элит.[ Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.- СПб.: Питер, 2005.- 560 с.: ил.

По уровню властных полномочий и социально-политическому статусу элита бывает правящая (собственно элита) или оппозиционная (контрэлита);

По уровню компетенции – высшая, общегосударственная (федерального уровня), средняя, региональная (областная, краевая, республиканская), местная, муниципальная (городская, районная);

По стилю, по формам и методам правления – элита-лис (мастеров политического маневра и компромисса, социального балансирования и неожиданных ударов, обходного маневра и политического манипулирования) и элита-львов, которую отличают сильные харизматические качества, консерватизм, склонность к силовым методам руководства и прагматизму;

По характеру выражаемых интересов – профессиональная, демографическая, этническая, религиозная; по результатам деятельности – элита конструктивная, псевдоэлита, антиэлита; по технологиям формирования – закрытая и открытая.

Такое многообразие не означает, что элиты не взаимосвязаны. Наоборот, они не могут существовать одна без  другой, тесно переплетены между  собой как по вертикали, так и  по горизонтали. Не меньше связаны они  и по форме, и по содержанию своей  деятельности. Мало того, многие видные представители верхних эшелонов одновременно представляют и политическую, и экономическую, и военную, и  религиозную, и даже спортивную элиты.

В современной российской политической социологии различают  типы элиты, интегрирующих в себе несколько критериев их оценки:

тоталитарная – элита монопольной авторитарной власти. Это элита унитарная по своему кадровому составу и политическим ценностным ориентациям, закрытая по механизмам формирования, монопольная по идеологическим установкам и конфронтационная по стратегии и тактике участия в политике. Для многих ее представителей характерны жесткая нацеленность на политическую карьеру, социальная безответственность, лицемерие и стремление поддерживать видимость идеологического единства, отчуждение от народа;

либеральная – элита демократического разделения власти. Чаще всего это унитарная по качественному составу и ценностным предпочтениям система, открытая по формам, но корпоративная по принципам формирования своих рядов. Это элита со специфической идеологической концепцией, консенсусная по методам и формам политической деятельности. Ее характерные черты – сочетание в политике гибкости с твердостью в защите своих элитных интересов, умеренный консерватизм, либерально-революционная направленность;

доминантная – элита демократической ориентации, плюралистическая и мобильная по своему составу, открытая по механизмам рекрутирования своих членов, доминантная по идеологическим установкам и консенсусная по методам политико-управленческой деятельности. Такая элита чаще всего характерна для общества переходного этапа. Ей присущи способность к лавированию и компромиссам, перспективность и конструктивность, либерально-демократические воззрения, смелость и самостоятельность. Она легко вбирает в себя людей передовых взглядов, инициативных и способных на смелый поступок;

демократическая – элита цивилизованного демократического общества с сильной законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, плюралистическая по своему составу, идеологическим ориентациям и приоритетности социальных идеалов, открытая по механизмам формирования, консенсусная по формам и методам политической деятельности. Ее власть основана на авторитете, компетентности, богатстве, определенности нравственных позиций.

Опыт нашей страны свидетельствует, что политическая элита в условиях командно-административной системы  была по своей сути тоталитарной, особенно в период сталинского правления, когда во главе всей системы стоял  вождь со своей номенклатурой, каждый представитель которой был лично  обязан вождю и обладал своей  четко определенной властью на государственном  или региональном уровне. Номенклатура возвышалась над государством и  партией, использовала (особенно не оглядываясь  на законодательство) партгосаппарат и прежде всего силовые структуры как свое оружие. Позже ситуация несколько изменилась: усилились позиции бюрократической составляющей, через которую проводилась политика. Но суть авторитарного тоталитарного правления не менялась.

Политическая элита имеет  и свою структуру. Элита по статусу включает президента и вице-президента страны, членов президентского совета, лидеров представительных органов власти и депутатов, премьер-министра и его заместителей, министров, руководителей администрации и председателей представительных органов власти субъектов Федерации, глав дипломатических представительств за рубежом, высший слой военного чинов-ничества, лидеров политических партий и общественных движений, руководителей ведущих средств массовой информации. В нашей стране таких людей насчитывается около двух тысяч человек. Это и есть правящая элита – элита в узком смысле слова. Значительная часть ее представителей по ныне действующему Перечню государственных должностей[ Государственная должность – это институционально установленная государством социальная роль в системе государственной власти и управления.] занимает политические должности группы «А»[ Категория «А» – это государственные должности, занимаемые лицами, непосредственно исполняющими полномочия государственных органов.].

Неотъемлемым элементом  кадрового корпуса высшего политического  звена в демократическом обществе является контрэлита – группа наиболее влиятельных лиц из оппозиционных партий и движений, члены так называемых теневых кабинетов, оппоненты официальному правительственному курсу из финансово-промышленных и коммерческих структур, критически настроенные авторитетные представители творческой интеллигенции, ученые. Контрэлита обладает всеми характерными чертами собственно элиты за исключением главного: она не обладает реальной властью и не имеет прямого доступа к государственным управленческим функциям. Она борется за их приобретение и получение статуса субъекта политики в ранге правящей элиты.

Важным структурным звеном элитного слоя является околоэлитное окружение – ближайшие помощники тех, кто реально делает политику. Это советники и консультанты разных рангов и профилей, члены советов, комиссий и рабочих групп, авторитетные юристы, публицисты, ученые, писатели и артисты – прежде всего те, кто составляет, как сейчас говорят, команду руководителя, те, кто, будучи на государственной службе, занимает должности группы «Б». Эти люди играют роль своеобразных менеджеров, которые, хотя и не занимают ключевые государственные должности в соответствующих властных структурах, тем не менее, облечены достаточными полномочиями и реальными неформальными возможностями для того, чтобы воздействовать на процесс принятия решений.

Они не в меньшей мере, чем их «патроны» имеют доступ к реальным рычагам власти и посредством  этого выполняют многие управленческие функции, играют своеобразную интегрирующую  роль между политиками, управленцами-хозяйственниками, лидерами духовной сферы и командирами  военно-промышленного комплекса, руководителями средств массовой информации. Именно через этих людей высшие чиновники  и политические лидеры «соприкасаются»  с парламентариями, наиболее влиятельными лицами за рубежом, руководителями различных  государственных и частных организаций.

В совокупности собственно элита, контрэлита и околоэлитное окружение и представляют собой элиту в широком смысле слова. Без такой элиты, без гармонии и органического единства ее структурных элементов, а тем более без компетентности и профессионализма тех, кто обладает властью, не может нормально существовать ни одно социальное образование.

 

Заключение

 

Явление элит характерно для политического опыта всех стран и политических систем. Определенным способом оно отражает свойства всей политической практики и ее связь с другими сферами общественной жизни. Особенность политических элит состоит в том, что, будучи выражением политического отчуждения, они склонны углублять и укреплять отчуждение.

Но одновременно нельзя не отметить и позитивную роль потенциальных  элит в политической практике. Их существование  обеспечивает соответствующее влияние  различных общественных секторов на течение политических процессов, равно  как и возможность формировать  сравнительно прочные и ответственные руководящие команды. [Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.- СПб.: Питер, 2005.- 560 с.: ил.

Иначе говоря, в состав элит входят лишь избранные, но те, кто к  ней принадлежит, действительно  влияют на ход событий, на характер и результаты общественных процессов. Политическая элита – та часть общества, которая имеет доступ к инструментам власти. Как бы то ни было следует осознать, что политические элиты – это реальный факт.

Информация о работе Сущность, функции и типология политической элиты