Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:21, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение революционно-демократическое движение в Беларуси в 1860-х, а так же жизнь и деятельность К. Калиновского.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1) изучить становление революционно-демократической мысли на территории Беларуси в XIX веке;
2)исследовать жизненный путь и деятельность К. Калиновского;
3) рассмотреть восстания 1863-1864гг и его последствия для территории Беларуси;
4) апробировать полученные знания по данной теме
В «Листах из-под виселицы» Калиновский вспоминал старое доброе время, время Речи Посполитой, когда жилось лучше:
«Правительство польское, когда правило нами, не брал с нас рекрута, не отрывал народ от детей, от родителей да и от земли родной и не гнал куда-то на край света, чтобы начинать неволю, выдавливать слезы и проклятия на души наши. Правительство польское, когда брало с нас подымное, то не вводило таких лошадиных налогов на души наши, которые только Богу принадлежат. Правительство польское, имея Бога в сердце, не вписало нас в схизму, в которой только за царя да за царя молиться надо, как если бы царь был Богом на свете, а вера казне принадлежала». [20, с.40-41].
Правда, дальше он сделал оговорку: «одно скажу по чистой правде - что если нам под польским правительством не совсем было хорошо, то, как москаль стал нами править, сделал он для мужиков настоящий ад на этом свете». Там же, с.41.
Калиновский не хотел возрождать прошлое, он знал, что и тогда все было, не так хорошо, не так, как ему хотелось бы. По словам Ратча, «Он хотел видеть Литву не с возобновленными на новый лад старыми шляхетными традициями, но Литву, которую он мог бы пересоздать с всеобщим уравнением прав и состояний, на новых началах коммунистических бредней, проповедуемых Герценом и К.» [20, с.153].
И сам Калиновский говорил:
«Государство, которое строим,
имеет связь с давними
Каким же хотел видеть новое государство Калиновский? Проанализировав критику московского порядка, можно сделать вывод, что правильное государство, это такое, где все граждане свободны и равны, нет крепостных и безземельных крестьян; вместо рекрутчины существует обязательная для всех воинская повинность с небольшой продолжительностью службы; невысокие налоги, идущие на благо народа и государства, а не содержание царя и верхушки общества; существует равноправие исповеданий и национальностей; есть правда и справедливость в суде; у человека есть уверенность в своей защищенности, в том, что его не обидят; справедливая наука в школе, которая учит жить без обиды другого; правительство в таком государстве думает о людях, чтобы они могли жить счастливее.
Реализацию подобного государства Калиновский начал сразу же после начала восстания:
«Земля свободно дается всем мужикам, потому что это их земля от дедов-прадедов, за эту землю, никому не надо отрабатывать панщины и чиншей никаких никому платить подушного больше платить не будет, а только подымное, как когда-то платили, рекрутов больше не будет, а все мужики, и паны, и мещане, каждый отслужит три года и снова свободен. Униатские костелы, что москали забрали, отдаются назад униатам, и кто хочет, имеет право крестить детей по-униатски и к униатским ксендзам идти на исповедь и по-старому Богу молиться, как еще родители наши молились».[20, с.38].
Один из главных принципов - всеобщее равенство. Аргументируя принцип равенства во втором номере «Мужицкой правды», Калиновский обращается к Библии:
«Когда Бог создал всех людей свободными и всем дал одинаковую душу, то откуда же это взялось, что один бездельничает, да и над людьми издевается, а другой, бедный, панщину служит или оброки в казну платит?» [20, с.28].
Идеи про равенство, равноправие часто звучат в произведениях Калиновского:«Объявляя принцип равноправия всех состояний и исповеданий, без обиды чьей-нибудь собственности и свободы совести, призывает к единству работы все без исключения пласты польского общества».[20, с.50].
«Это борьба святая, она за целостность располосованных твоих земель, за собственность обездоленных в своем отчестве сыновей, святая кровь, героически пролитая за свободу и равность всех исповеданий, традиций и языков твоих братьев!»[20, с.53].
Более подробно желания Калиновского изложены в газете «Голос из Литвы», от 19 марта 1863 года:«Равноправие народностей, состояний, исповеданий - это стремление, заключенное в глубине сердца всего народа, стремление сильное, которое стало сильной волей…
Мы хотим, чтобы каждый почитал Бога, как ему говорит собственная совесть…
Мы хотим, чтобы каждый язык развивался по собственной жизненности: и литовский, и белорусский, и малорусский, и польский…
Мы хотим, чтобы каждый имел равные права на собственность, на службу, на работу, чтобы все получили, и никто не утратил...»,[20 с.75].
Таким образом, равноправие касается религий - в Московской Империи преследовались католичество и иудаизм, народностей, или национальностей вместе с национальными языками, традиций, прав собственности, службы, работы - в сущности, эти положения совпадают с Конституцией нынешней Республики Беларусь, принятой больше чем через сто лет после Калиновского.
Выступал он и за равенство сословий, отмену привилегий шляхетства, или дворянства. С другой стороны, Я. Гейштар вспоминал:
«Он [Калиновский] считал, наверное, что дальше после наделения землей уже будет только народ без разницы дворянства и народа - польский народ».[20, с.158].
Хотелось бы еще остановиться на вопросе независимости, суверенности Беларуси, или Литвы, как часто называли ее в то время, и взаимоотношениях с соседними народами. Поскольку сам Калиновский не упоминает о планах на будущее, обратимся к воспоминаниям современников, которые в один голос говорят о стремлении к независимости новой республики.
В «Сведениях о польском мятеже 1863 г. в Северо-Западной России», написанных по поручению М.М. Муравьева генерал-майором В.Ф. Ратчем, во время восстания служившего помощником начальника артиллерии Виленского военного округа, написано:
«Константин Калиновский
с настроением герценовской школы
во главе честолюбивейших
И в другом месте, более подробно:
«Калиновский стоял
Не только царский генерал, товарищ по восстанию Я. Гейштар называет Калиновского даже сепаратистом:
«Это была натура горячая, но верная, без малейшего лицемерия. Отданный душой и сердцем люду и отечеству, но проникшийся крайними теориями, притом литовский сепаратист и на словах кровожадный демагог».[20, с.154].
О том же вспоминает и Ю. Яновский: «Отношения Литвы и Польши понимал только как федеративные - с полной независимостью Литвы».[20, с.162].
Но стремление к независимости
совсем не означает плохого отношения
к соседям. Скорее, наоборот, Калиновский
стремится к Федерации славян,
союзу независимых и
«Не будем говорить, из каких народов произошли москали, братства там не много найдем, рабство монголов, да и царей московских совсем убило в этом народе всякую память о свободе, и сделала из него людей поганых, без мысли, без правды, без справедливости, без совести и без боязни Бога, [20,с.40].
Но это - единичный случай, и, может быть, здесь Калиновский писал все же о правительстве московском, а не о народе, потому что в «Стяге свободы» он же пишет:
«Народ московский вздрагивает от нашей вековой обиды. Он свободным братом нашим, а не угнетателем быть хочет и ответственность перед потомками за наше железное рабство решительно возлагает на готовый пасть царизм».[20, с.51].
И в «Обращении с призывом подниматься на решающую борьбу» от 6 июля 1863 года говорит о том же:
«Добросовестный сын Москвы защищает сегодня честь своего народа в собственном отечестве».[20, с.110].
Также Калиновский понимает необходимость союза с Польшей, о чем пишет в «Истории восстания народа польского 1863 и 1864» Б. Лимановский:
«Любил он Польшу, считал, что уния с ней была исторической необходимостью, и что и дальше она останется такой необходимостью, но в то же время ревниво остерегал полную равность и самостоятельность Литвы». [21, c.192].
О единении трех народов, белорусского, названного Литвой, польского и русского, Калиновский пишет в «Голосе из Литвы» от 14 февраля : «И вот закипела борьба с новым порядком вещей, и самый несчастный народ, народ, насилием и предательством лишенный всех естественных прав, наконец, народ, какой среди европейских имеет самое святое чистое прошлое, каким является польский народ с Литвою и Русью, естественным порядком вещей стал представителем, рыцарем одного лагеря». [20, с.68].
А дальше, в том же номере, Калиновский делает охват братских народов, он говори уже о всех славянах:«Разные братские родственники славян жадно откапывают свою родную память, со слезой сочувствия в брате узнают брата, поют один другому грустную песенку про пережитое, и европейский мир начинает понимать мысли христианства».[20, с.69].
В своем последнем «Письме из-под виселицы» Калиновский пишет:«Нет же, братья, большего счастья на этом свете, чем если человек в голове имеет разум и науку. Тогда он только может жить в богатстве, по правде, тогда он только, помолившись Богу, заслужит небо, когда обогатит наукой разум, разовьет сердце и родню целую, сердцем полюбит».[20, c.46]
Эти слова можно считать завещанием Калиновского.
Идеальный человек - это тот, у кого развит не только ум, холодный рассудок, но и сердце, тот, кто любит родных, свой народ, свою родину, верит в своего Бога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, следует заметить, что становление революционно-демократической мысли на территории Беларуси в XIX веке произошло по стечению различных факторов. Во первых - развитие общественно-политической мысли белорусских земель XIX века благодаря деятельность тайных обществ, которые предлагали программы усовершенствования, перестройки общества, реформирования государственного устройства Российской империи. Во вторых - под влиянием восстание декабристов в Петербурге и польское восстания 1830-1831 гг. и т.д. Из-за чего общественно-политическая мысль Беларуси существенно изменила свою направленность и приобрела демократический характер. В третьих - у белорусской интеллигенции начал расти интерес к языку, культуре, истории собственного народа. И в четвертых – после событий 1860-х годов революционно-демократическое движение начало развиваться с новой силой. Начали действовать народнические кружки, являвшиеся филиалами российских организаций «Народная воля» и «Черный передел». В Петербурге развернула работу социально-революционная группа «Гомон», состоявшая из представителей революционно настроенной белорусской интеллигенции. В 70-80-е годы XIX века на территории Беларуси начали действовать марксистские группы, тесно связанные с формированием рабочего класса и развитием социал-демократического движения. Первый марксистский кружок в Беларуси был создан студентом Э. Абрамовичем (1884 г.), а в 1898 году в Минске состоялся 1 съезд РСДРП. Идеи о пролетарской революции и построении новой социалистического общества стали господствующими в общественно-политической мысли белорусских земель.
Что касается К. Калиновского, здесь хотелось бы отметить, роль жизненного пути в развитии его политических взглядов. Ведь именно студенческие годы имели решающее значение для формирования революционного мировоззрения Калиновского. Так еще учась, будучи в университет Калиновский был управляющим организации студентов «Огул» - выходцев из Польши, Беларуси, Литвы и Украины и возглавлял в «Огуле» наиболее радикальное крыло. А с созданием около 1858 в Петербурге военно-революционной организации Сераковского-Дамбровского братья Калиновские стали ее активными деятелями.
Тем самым университетская жизнь стала важным фактом в формировании его политических взглядов. В частности свобода по Калиновскому – это свой, собственный кусок земли. А Гражданин – это тот, у кого есть собственность, для крестьянина лучшая собственность земля, которая его кормит, передается от отца к сыну, служит еще и для духовной связи поколений, кроме того, своя земля – воплощенный символ независимости, свободы. И главная мечта Калиновского как раз и была о раздаче всей земли крестьянам. И единственным путем осуществления этой мечты Калиновский видел восстание. Причем восстание именно народное, шляхту, дворянство, он воспринимал как вспомогательный элемент, даже необязательный.
Так же Калиновский выступает против захватнических войн, он ратует только за защиту своей земли от угрозы, причем призывает защищать страну все население, прежде всего народ.
Государство по Калиновскому должно быть демократическим, а высшая цель демократического государства - забота об интересах народа.
Что касается событий 1863-1864 гг. то главной идеей восстания было восстановление суверенного национального государства в границах Речи Посполитой 1772 г., включая Литву, Белоруссию и часть Украины. Предлагалось свергнуть власть российского императора. Но в среде заговорщиков не было единства. В итоге идейно и организационно оформились два течения: «белые» и «красные». «Белые», представлявшие интересы крупной и средней буржуазии и помещиков, надеялись добиться воссоздания Речи Посполитой в границах 1772 г. при дипломатической помощи западноевропейских государств. «Красные» ставили ту же цель, но достичь ее надеялись путем вооруженной борьбы. Они делали ставку на представителей ремесленников, крестьян, малоземельной и безземельной шляхты, мелких чиновников и делились на «правых» (умеренных) и «левых» (революционных) демократов. «Правые» аграрную проблему предлагали разрешить путем наделения крестьян землей, но с сохранением помещичьего землевладения и при компенсации государством за переданную землю крестьянам. «Левые» выступали за безвозмездную передачу земли крестьянам, за независимость Польши, но при этом признавали право белорусов, литовцев и украинцев на самоопределение, предлагали действовать совместно с российскими революционерами.
Информация о работе Становление революционно-демократической мысли в Беларуси