Становление революционно-демократической мысли в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение революционно-демократическое движение в Беларуси в 1860-х, а так же жизнь и деятельность К. Калиновского.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1) изучить становление революционно-демократической мысли на территории Беларуси в XIX веке;
2)исследовать жизненный путь и деятельность К. Калиновского;
3) рассмотреть восстания 1863-1864гг и его последствия для территории Беларуси;
4) апробировать полученные знания по данной теме

Файлы: 1 файл

Станов. револ.-демократ.мысли в Бел. Калиновский .docx

— 63.09 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

В конце 50-х – начале 60-х  г. ХІХ века в освободительном  движении Российской империи произошли  качественные изменения. Начался новый  этап общественного движения – революционно-демократический. Дворянские революционеры уступили место так называемым разночинцам – выходцам из демократических слоев населения.  Они выражали интересы трудящихся масс, в первую очередь крестьянства. Так активность общественного движения стимулировалась нерешенностью крестьянского вопроса.

 Отмена крепостного  права не прекратила волну  крестьянских выступлений, так как земля, как и раньше, оставалась в собственности помещиков. Крестьяне получили в пользование небольшие участки земли, которых явно не хватало для ведения хозяйства. Правда, им разрешалось за высокую плату выкупать  наделы земли, но у крестьян, как известно денег не было, что ж тут говорить о выкупе земли. До выкупа земли им еще и приходилось, как и прежде выполнять барщину и платить оброк. Таким образом, и после реформы 1861 года крестьяне оставались такими же угнетенными и бесправными, как и раньше. Борьбу белорусских крестьян против помещиков возглавил известный революционер-демократ Константин  Семенович Калиновский, которому, без сомнения, принадлежит первенство в ряду мыслителей и борцов за национальное возрождение белорусов. Именно он обосновал и создал в ХІХ веке наиболее полную и радикальную программу борьбы за политическое, социальное и духовное. Калиновский   высказывал идеи не только борьбы за освобождение белорусского народа. Но и у него было грамотно построено мнение по поводу свободы, демократического государства, образования, религии.

Значительный вклад в  развитие общественно-политической мысли  белорусских земель XIX века внесла деятельность тайных обществ, которые предлагали программы усовершенствования, перестройки общества, реформирования государственного устройства Российской империи. Так же большое влияние на развитие общественной мысли белорусских земель оказала народническая идеология, которая и обострила ситуацию в Российской империи. 

Большое влияние на подъем освободительной борьбы в Беларуси оказали идеи русских революционных демократов и польского национально-освободительного движение, которое в начале 60-х гг. развернулось с необычной силой.

Событиям 1860-х гг. посвящена  многочисленная и в то же время  довольно противоречивая литература, представленная преимущественно польскими и российскими авторами.

Становление же  белорусской  историографии о данных событиях произошло в 1920-е гг. В популярной литературе того времени, в частности, у В. Ластовского - Калиновский характеризуется как национальный герой, первый белорусский революционер и руководитель крестьянского антипомещицкого восстания. Первый серьёзный научный анализ событий восстания и взглядов К. Калиновского был предпринят в статьях и монографии Всеволода Игнатовского. Он охарактеризовал восстание как буржуазно-демократичное, а Калиновского — как белорусского революционер-демократа, идеолога левых «красных», который по определенным вопросам был вынужден идти на компромисс с правым крылом «белых».

В свою очередь советский  историк Самуил Огурский в своей  книге заявлял, что восстание 1863 г. было организовано польскими помещиками и католическим духовенствам и проходило под польскими шовинистическими лозунгами, автор назвал Калиновского «мифическим героем» и «польским шовинистом».

В послевоенный период значительный вклад в разработку событий 1860-х  гг. и научной биографии К. Калиновского внесли белорусские историки Владимир Перцев, Анатолий Смирнов, Геннадий Киселёв и другие. Калиновский был охарактеризован, как создатель свободной белорусской печати и крупнейший представитель передового общественного мнения Белоруссии  XIX века. Но и на данное время нет однозначного мнения по данной теме. Так в польской, российской и некоторой части белорусской историографии считается, что восстание 1863—1864 гг. в Польше, Литве и Белоруссии является польским. Тем самым, по мнению большинства белорусских авторов, игнорируется беларуская составляющая этого восстания.

Мы же в данной курсовой работе попытаемся рассмотреть все  противоречия не изученные вопросы данной темы и попытаемся выяснить значение революционно-демократическое движение в Беларуси в 1860-х, а так же революционную деятельность К. Калиновского.

 В современных условиях, когда нам постоянно навязывают какую либо политику и не хотят принимать историю, какой она есть данная курсовая работа  помогает проследить развитие демократической мысли в XIX веке. Показывая нам то, что в нашей истории уже с давних пор преобладают демократические взгляды на устройство государства, общество. Так же для нашего народа на протяжении долгих лет сложилось свое собственное понимание свободы – собственная земля, как гарант благополучия не только одного человека, но и всего государства. Так же в нашей истории есть личности, которые боролись за национальное возрождение белорусов, за собственное суверенное демократическое государство. Тем самым на протяжении всей долгой истории Белорусского государства наш народ всегда стремился к справедливости  к формированию своего национального государства, которое не зависало б не от чьей либо прихоти, а существовало именно для своего народа и во благо своего народа. Тем самым данная тема в последнее время становится актуальной.

Целью данной работы является рассмотрение революционно-демократическое  движение в Беларуси в 1860-х, а так  же жизнь и деятельность К. Калиновского.

В соответствии с целью  определены следующие задачи:

1) изучить становление революционно-демократической мысли на территории Беларуси в  XIX веке;

2)исследовать жизненный  путь и деятельность К. Калиновского;

3) рассмотреть восстания  1863-1864гг и его последствия для  территории Беларуси;

4) апробировать полученные  знания по данной теме;

Объектом исследования является революционно-демократическое движение на территории  Беларуси в 1860-х гг.

Предметом исследования является жизненный путь и революционные  взгляды  К. Калиновского.

 Методом исследования  является: исторический, описательный, сравнительный, системный подходы.

 Методологической основой исследования является анализ политологической и исторической литературы, а так же  обобщение и сравнение  полученных знаний.

При написании данной курсовой работы использовались работы таких  авторов как: В. Перцев, А. Смирнов, Г.Киселёв, М. Бич, А. Гронский, И. Лущицкий, В. Игнатовский и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. становление революционно-демократической мысли на территории Беларуси в  XIX веке.

Присоединение Беларуси к  Российской империи привело к  значительным изменениям в хозяйственной, политической, социально-экономической и духовно-культурной жизни белорусского этноса. В начале XIX века он стал развиваться на основе идеологической доктрины Российского государства: «православие, самодержавие, народность». Поскольку белорусские земли были достаточно неспокойными и продолжали находиться под влиянием польских национально-освободительных идей, царское правительство предприняло ряд мер для установления контроля над культурно-просветительскими учреждениями, школами, типографиями, театрами. Но, несмотря на это, в первой половине XIX века благодаря активной деятельности местной интеллигенции, духовенства, обедневшей шляхты в Беларуси начались процессы национальной консолидации.

Значительный вклад в  развитие общественно-политической мысли  белорусских земель XIX века внесла деятельность тайных обществ (товариществ), которые предлагали программы усовершенствования, перестройки общества, реформирования государственного устройства Российской империи. Среди подобных обществ на территории Беларуси особенно выделились филоматы (1817-1823 гг.) и филореты, объединившие в своих рядах студенчество Виленского университета, который в то время являлся центром общественно-политической жизни белорусских и литовских земель. Молодые люди, среди которых был и известный поэт Адам Мицкевич (1798-1855), считали, что российское общество в экономическом, социально-политическом и культурном плане значительно отстает от западноевропейских стран, поскольку имеет ряд феодальных пережитков, среди которых особенно негативными являются самодержавие и крепостное право. Политическим идеалом филоматы считали государство, существующие на основе конституции и представительного правления. Кроме этого, члены товарищества последовательно отстаивали принципы естественных прав человека, отрицали сословное деление общества, выступали за веротерпимость.

В 30—40-е годы XIX века общественно-политическая мысль Беларуси под влиянием ряда событий (восстание декабристов в Петербурге, Польское восстание 1830-1831 гг. и др.) существенно изменила свою направленность и приобрела демократический характер. Выразителями новых идей на белорусских землях стали члены тайного «Демократического общества» (1836-1839 гг.), которые ставили своей целью борьбу с беззаконием, самодержавием и крепостничеством.

В 40—50-е годы XIX века в среде белорусской интеллигенции начал расти интерес к языку, культуре, истории собственного народа. Это привело появлению в польскоязычной литературе целой плеяды писателей и поэтов, посвящавших свои произведения родному краю и писавших на белорусском языке.

Наиболее ярким представителем революционно-демократического направления общественной мысли Беларуси был Кастусь Калиновский (1838-1864). Свои основные идеи К. Калиновский изложил в издаваемой им газете «Мужыцкая прауда», а также в предсмертном «Пісьме з-пад шыбенщы», где он разоблачил грабительский характер реформы 1861 года, проведенной в интересах помещиков, подверг резкой критике систему отношений самодержавно-помещичьей России. Критические замечания К. Калиновский высказал и в адрес нарождавшегося капиталистического строя, который, по мнению революционера, представлял собой новую систему эксплуатации. Национальное освобождение белорусского и литовского народа он видел в решении социальных проблем, в развитии национальной культуры, во введении образования на родном языке, в демократизации общественной жизни. Калиновский требовал государственной самостоятельности для Беларуси и Литвы, протестовал против русификаторской политики царизма в школах Беларуси, признавал национальным вероисповеданием белорусов униатство.

Большое влияние на развитие общественной мысли белорусских  земель оказала народническая идеология. В 1870-е годы в большинстве крупных  городов Беларуси стали действовать народнические кружки, являвшиеся филиалами российских организаций «Народная воля» и «Черный передел». В Петербурге развернула работу социально-революционная группа «Гомон», состоявшая из представителей революционно настроенной белорусской интеллигенции В 1884 году вышли в свет два номера нелегального журнала «Гомон», где достаточно отчетливо был поставлен белорусский национальный вопрос, в частности, во втором номере этого издания отмечалось, что «особенности Беларуси дают право на автономную федеративную самостоятельность в семье других народов России». Подобными идеями было проникнуто и творчество известного поэта Франтишека Богушевича (1840-1900). Он стал первым по-настоящему народным выразителем типичных черт и особенностей национального самосознания белорусов, основоположником процесса национального возрождения и новой белорусской литературы. Основу его произведений составили сюжеты о народной жизни, которую он считан главным объектом художественного отражения. Судьбу своего народа Богушевич видел в освобождении от социального, политического, религиозного угнетения, в преодолении культурного упадка, возрождении родного языка и в создании государственности на основе преемственности политических и культурных традиций ВКЛ.

В 70-80-е годы XIX века на территории Беларуси начали действовать марксистские группы, тесно связанные с формированием рабочего класса и развитием социал-демократического движения. Первый марксистский кружок в Беларуси был создан студентом Э. Абрамовичем (1884 г.), а в 1898 году в Минске состоялся 1 съезд РСДРП. Идеи о пролетарской революции и построении новой социалистического общества стали господствующими в общественно-политической мысли белорусских земель. Кроме этого, общественная мысль Беларуси оказалась под влиянием различных национальных организаций, возникших в конце XIX – начале XX века: Бунда (Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России), Литовской социал-демократической партии, Польской социалистической партии, Рабочей партии политического освобождения России, Социал-демократии Королевства Польского и Литвы и др. Все эти революционные нелегальные кружки, партии вели свою пропаганду, распространяли литературу и газеты, руководили манифестациями, стачками. Значительным событием в жизни белорусских земель стало создание в 1903 году национальной партии — Белорусской Социалистической Громады. Ее члены наряду с социалистическими идеями выдвигали требования национально-культурного возрождения Беларуси, предоставления ей государственной автономии с местным сеймом в Вильно в составе будущей Российской демократической республики. Определенную роль в развитии общественной мысли Беларуси сыграли издаваемые БСГ газеты — «Наша Доля». «Наша Нива», а также другие периодические издания: «Северо-Западный край», «Минский листок», календари, агитационные брошюры.

До февральской революции 1917 года этническое возрождение белорусов наталкивалось на многочисленные препятствия. Государственная власть, православная церковь шовинистическая печать, официальная школа, русские и польские партии и организации действовали в направлении дальнейшей ассимиляции белорусов. Только после свержения самодержавия появились условия для расширения деятельности национальных организаций, для подъема белорусского национального движения, разработки идей о белорусской государственности. До октября 1917 года белорусское национальное движение твердо стояло за автономию Беларуси в составе России. В дальнейшем, когда значительная часть территории Беларуси была оккупирована германскими войсками и началась гражданская война, различные политические силы изменили свои подходы к проблеме национально-государственного строительства, что привело к провозглашению Беларуси национальным государством (1918-1919 гг.) в форме БНР и БССР, а также объединенной Литовско-Белорусской республики.

 

1. 2. Жизненный путь К.  Калиновского и восстание 1863-1864 гг.

Информация о работе Становление революционно-демократической мысли в Беларуси