Средства массовой информации и их роль в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:14, реферат

Краткое описание

Наверное, каждый из нас может согласиться с тем, что средства массовой информации (или коротко – СМИ) оказывают определенное влияние на политику. Одни считают, что это влияние очень мало, «стремится к нулю», - как сказали бы математики, - что средства массовой информации есть лишь своеобразные зеркала политической и экономической жизни общества, отражающие всю действительность происходящих событий. Но гораздо больше тех, кто утверждает обратное: влияние СМИ на политическую жизнь общества весьма существенно. Чем шире распространяются эти средства (раньше это были журналы и газеты, затем радио и телевидение... теперь даже рассылки новостей на мобильный телефон или пейджер!), тем все сильнее и сильнее становится их влияние. А то, на сколько велико это влияние, и будет изложено в моем реферате...

Оглавление

I. Введение ........................................................................................................... 3
II. Основная часть ............................................................................................. 4
2.1. Что такое СМИ? .......................................................................... 4
2.2. Роль СМИ в политической системе .......................................... 5
2.3. Многообразие функций СМИ .................................................... 7
2.4. Способы манипулирования СМИ .............................................. 8
2.5. Тенденции воздействия СМИ на общественное мнение ........ 11
2.6. Теледемократия .......................................................................... 14
2.7. Взаимоотношение СМИ и властных структур ........................ 17
III. Заключение .................................................................................................. 23
IV. Список использованных материалов ..................................................... 24

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии про СМИ2.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

    2.7. Взаимоотношения  СМИ и властных  структур

    Характер  взаимоотношений правительства  и средств массовой информации варьируется  от страны к стране в зависимости от того, о каких органах СМИ идет речь, какое конкретное правительство находится в данный период времени у власти, какие проблемы стоят в центре внимания, какова ситуация в мире, в стране и т.д. Немаловажное значение имеет и то, в какой степени журналисты, репортеры, обозреватели, редакторы и издатели разделяют те или иные ценности, идеалы, идейно-политические ориентации, установки.

    Хотя  отдельные газеты и журналы ассоциируются  с конкретными политическими партиями или организациями и даже выступают официальными органами последних (в качестве типичного примера можно привести газету «Форверст» и журнал «Нойе Гезельшафт» — официальные органы СДПГ), большинство органов СМИ в индустриально развитых странах предпочитает подчеркивать свою независимость от государства, государственно-политических институтов, прежде всего правительства. Примечательно, что, например, в Испании партийные газеты и журналы имеют очень незначительные тиражи, не соответствующие числу членов партии, и оказывают сравнительно небольшое влияние  на общественное мнение. В целом применительно к большинству индустриально развитых стран, как представляется, следует говорить не о партийной приверженности тех или иных органов СМИ, а об их идейно-политической ориентации.

    Так, во Франции, например, за исключением  «Юманите» и «Матэн», трудно говорить о близости какой-либо газеты к определенной партии. Более подходящим для характеристики французской печати остается деление ее на «правую» и «левую». Левый фланг традиционно занимают «Юманите» (орган Французской коммунистической партии), «Матэн» (близкая к социалистической партии), «Монд», «Либерасьон» и др. Правый фланг — это в основном пресса газетного магната Эрсана во главе с «Фигаро» и «Фигаро магазэн», «Франс-суар». Газетная сеть Эрсана, по мнению «Матэн», превратилась в главное оружие правых сил. Однако картина не так проста и прямолинейна. Как писала газета «Революсьон», Эрсан способен иметь одну газету консервативную, а другую — скорее либеральную.

    В Великобритании также мало органов  СМИ, которые, открыто ассоциируют себя с какой-либо конкретной политической партией. Вместе с тем можно сказать, что газета «Дейли телеграф» связана с крупным бизнесом, «Гардиан» выражает позиции реформистских сил, «Дейли миррор» поддерживает лейбористов, а «Файнэншл таймс» отражает интересы финансовых кругов Лондона. Как отмечал один агент по рекламе, «Таймс» читают те, кто управляет страной, «Файнэншл таймс» — те, кто ею владеет, а «Гардиан» — те, кто хочет управлять страной.

    Из-за такой неоднозначности позиций  СМИ взаимоотношения между ними и правительствами складываются в зависимости от того, какая партия стоит у власти, либо по конфликтной, либо по консенсусной, либо по консенсусно-конфликтной модели. Наиболее крайний пример конфликтной модели дают Испания, Португалия и Греция в период их перехода от диктатуры к режиму буржуазной демократии.

    Ситуации  конфликта между СМИ и правительством нередки и в США. Например, можно вспомнить резкую критику ведущими органами СМИ войны во Вьетнаме, особенно на завершающем этапе, их позицию в Уотергейтском скандале, смакование прессой во вред картеровской администрации нашумевшего дела об употреблении одним из его сотрудников наркотиков, слухов об интимных связях, якобы существовавших между Картером и его секретаршей С. Клау (так называемое дело Янга), и т.д. Весьма напряженные отношения между СМИ и правительством сложились во время американского вторжения на Гренаду, когда рейгановская администрация по сути дела отстранила от освещения событий на острове представителей многих органов прессы, радио и телевидения.

    В открытый конфликт вылились трения между  правительством Тэтчер и английскими СМИ во время фолклендской войны, когда журналистам был закрыт доступ в районы боевых действий, передача корреспонденции всячески задерживалась, а в Лондоне только одним министерством обороны осуществлялась двойная цензура. Министерство сознательно дезориентировало журналистов, широко использовало практику дезинформации. Это заставило СМИ обращаться к иностранным источникам информации, что также вызывало серьезные нарекания со стороны правительства.

    Необходимо  отметить, что для получения информации по важнейшим вопросам государственной политики СМИ заинтересованы в доступе к ведущим государственным и политическим деятелям, особенно руководителям партий, государств и правительств, являющихся источником информации «из первых рук». Неудивительно, что подавляющая часть журналистов, корреспондентов, репортеров сосредоточена в столицах развитых капиталистических стран. Так, в настоящее время в Вашингтоне аккредитовано более 16’000 корреспондентов. Около 60 из них вместе с обслуживающими их операторами и техническими специалистами по звуку ежедневно работают в Белом доме. Они представляют главным образом телеграфные агентства Ассошиэйтед Пресс и Юнайтед Пресс Интернэшнл, а также вашингтонские бюро крупных газет, журналов и радиосетей. В дополнение к этому различные синдикаты новостей предоставляют информацию более мелким органам СМИ, которые не могут содержать собственные бюро и корреспондентов. Обе палаты Конгресса имеют «галерки» для средств массовой информации, особенно радио. Связь власти имущих и СМИ осуществляется по многим каналам. Важную роль во взаимоотношениях между политическими деятелями и представителями СМИ играет институт пресс-конференций. И здесь пальма первенства принадлежит США. Президент Т. Рузвельт (был  у власти с 1901 по 1908 годы) первым начал проводить пресс-конференции и отвел в Белом доме специальное помещение для корреспондентов. В. Вильсон «институционализировал» взаимоотношения прессы и Президента, превратив пресс-конференции, которые стали проводиться регулярно, в официальный канал политической информации для прессы и общественного мнения. В свою очередь вашингтонские журналисты учредили Ассоциацию корреспондентов в Белом доме.

    Пресс-конференция значительно содействовала политической конвергенции правительства и прессы. Для Президента это был новый и удобный механизм более широкой, чем прежде, мобилизации общественного мнения в поддержку своего политического курса, для прессы — новый источник политической информации. Но в целом, как признают сами американские журналисты

        ...президентские  пресс-конференции,  особенно телевизионные  — с гораздо большей долей вероятности можно назвать инструментом, с помощью которого президенты обращают новости себе на пользу, чем инструментом, при помощи которого репортеры добиваются от последних информации, которую общественность не могла бы получить другим путем.

    Пресс-конференции, хотя и в меньших масштабах, стали  общепризнанной формой политической коммуникации и в европейских странах. Президент Франции Ф. Миттеран продолжил традицию, заложенную еще при де Голле, когда во время пресс-конференции на заранее подготовленные вопросы он отвечал пространной речью. Подобное поведение главы государства во Франции считается нормальным и служит свидетельством общего подхода правительства к СМИ. Как правило, «паблисити» глав государств и правительств формируются во многих департаментах и офисах, но ключевая роль здесь принадлежит пресс-секретарям и их штабам. В США именно пресс-секретарь «продает» средствам массовой информации и через них широкой публике политику и политический имидж президента. Наиболее ценную информацию о президенте обозреватели и журналисты, аккредитованные при Белом доме, могут получить не на публичных выступлениях или пресс-конференциях, а от людей из близкого окружения президента, в частных беседах. Это дает администрации широчайшие возможности для манипулирования общественным мнением: как правило, раскрывается лишь та информация, которая представляет президента и его администрацию в выгодном свете. Методом «утечек» эта информация попадает в прессу, которая создает благоприятный климат для восприятия общественностью и реализации того или иного решения.

    В Англии правительство также имеет  специальную службу по связям с общественностью и прессой, а при премьер-министре состоит пресс-секретарь, который является главным поставщиком ежедневных сообщений о политике правительства. Главная их задача заключается в том, чтобы при освещении СМИ политики правительства не наносить ущерб его престижу.

    Следует учесть также, что государство в  развитых странах является крупнейшим производителем информации. Так, правительство США входит в число 20 рекламных агентств страны, соперничая по расходам с такими гигантскими корпорациями, как «The Coca-Cola Company». Годовые расходы правительства на рекламу составляют $200’000’000. Не зря Вашингтон называют «Голливуд на Потомаке». Правительственные агентства тратят примерно $600’000’000 на производство фильмов и аудиовизуальных программ. В 1986 г. стоимость печатной продукции правительства составила около $1,3’000’000’000. Деятельность службы «Паблик рилейшнз», т.е. по связям с общественностью, обходится государству в $400’000’000 в год. В настоящее время службы «Паблик рилейшнз» имеются практически во всех важнейших государственных ведомствах. Например, штат служащих — специалистов по вопросам информации и связи с общественностью Пентагона составляет 1227 человек. Мощный аппарат «Паблик рилейшнз» создан при Конгрессе. Капитолий издает свои собственные бюллетени (например, «Конгрэшнл рекорд»), имеет свою собственную радиотелевизионную студию.

    Первой  издательской группой Франции по числу названий является государство. Каталог официальных публикаций, самый обширный из всех публикуемых каким-либо западным государством. В перечне наиболее плодовитых по числу изданий министерств пальма первенства принадлежит министерству обороны. Имея 38 изданий, выходящих ежегодно тиражом 35 млн. экземпляров, оно опережает даже службы премьер-министра (34 названия, тираж 4,8 млн. экземпляров). Разъяснение политики правительства стоит казне все дороже и дороже. В 1980 г. оно обошлось в сумму более 100 млн. франков. Помимо законов, регулирующих деятельность СМИ, государство само непосредственно участвует в распространении информации через агентство Франс Пресс и крупное рекламное агентство ГАВАС.

    Важным  инструментом осуществления влияния  правительства на СМИ является предоставление им государственных субсидий. Из 14 тыс. выходящих во Франции изданий более 10 тыс. получают субсидии от государства на основании того, что их содержание «представляет всеобщий интерес». 

 

    

    III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Итак, в настоящее время роль средств  массовой информации очень велика. Помимо того, эта роль все возрастает и возрастает, причем рост носит скачкообразный характер, связанный с внедрением новых средств коммуникации.

    Искусно манипулирую средствами массовой информации, можно оказывать давление на общество, общественное мнение, и тем самым, подчинять себе политическую или иную социальную обстановку.

    Для сохранения стабильной ситуации в обществе необходим четкий контроль над деятельностью  средств массовой информации, ибо  не допустить возможности их негативного  воздействия на подсознание граждан. 

 

    

    VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ 

1.Андреев  Э.М. Средства массовой информации  и реформирование России // Социально-политический журнал, 1996, № 4.

2. Белов Г.  Эволюция нормативности политической  системы современного российского общества // Общественные науки и современность, 199б,№1.

З. Зюганов  Г.А. Россия - родина моя. М., 1996, с. 192-200.

4. Краснов  Б.И. Политическая жизнь и ее  демократические параметры // Социально-политический журнал, 1995, №4.

5. Фарукшин  М.Х. Политическая система общества // Социально-политические науки, 1991. № 5.

6. Шабров  О.Ф. Политическая система: структура,  типология, устойчивость. М., 1993.

7. Шиллер  Г. Манипуляторы сознанием (перевод  с английского) М., 1980.

8. Доценко  Е.Л. Психология манипуляции. М.: Изд-во МГУ, 1996.

9. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997.

10. Гаджиев  К.С. Введение в политическую  науку. М., Логос, 1998. 


Информация о работе Средства массовой информации и их роль в жизни общества