Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:14, реферат
Наверное, каждый из нас может согласиться с тем, что средства массовой информации (или коротко – СМИ) оказывают определенное влияние на политику. Одни считают, что это влияние очень мало, «стремится к нулю», - как сказали бы математики, - что средства массовой информации есть лишь своеобразные зеркала политической и экономической жизни общества, отражающие всю действительность происходящих событий. Но гораздо больше тех, кто утверждает обратное: влияние СМИ на политическую жизнь общества весьма существенно. Чем шире распространяются эти средства (раньше это были журналы и газеты, затем радио и телевидение... теперь даже рассылки новостей на мобильный телефон или пейджер!), тем все сильнее и сильнее становится их влияние. А то, на сколько велико это влияние, и будет изложено в моем реферате...
I. Введение ........................................................................................................... 3
II. Основная часть ............................................................................................. 4
2.1. Что такое СМИ? .......................................................................... 4
2.2. Роль СМИ в политической системе .......................................... 5
2.3. Многообразие функций СМИ .................................................... 7
2.4. Способы манипулирования СМИ .............................................. 8
2.5. Тенденции воздействия СМИ на общественное мнение ........ 11
2.6. Теледемократия .......................................................................... 14
2.7. Взаимоотношение СМИ и властных структур ........................ 17
III. Заключение .................................................................................................. 23
IV. Список использованных материалов ..................................................... 24
Министерство просвещения Российской Федерации
Тульский государственный университет
Кафедра
Социологии и Политологии
ПОЛИТОЛОГИЯ
«Средства
массовой информации
и их роль в политической
жизни общества»
Выполнил:
студент группы ХХХХХХ Ф.И.О.
Проверил:
преподаватель кафедры СиП Лях
В.И.
Тула - 2002
СОДЕРЖАНИЕ
I.
Введение ..............................
II.
Основная часть ..............................
2.1. Что такое
СМИ? ..............................
2.2. Роль
СМИ в политической системе
..............................
2.3. Многообразие
функций СМИ ..................
2.4. Способы
манипулирования СМИ ..........
2.5. Тенденции
воздействия СМИ на
2.6. Теледемократия
..............................
2.7. Взаимоотношение
СМИ и властных структур ........................
17
III.
Заключение ..............................
IV.
Список использованных
материалов ..............................
I. ВВЕДЕНИЕ
Наверное, каждый из нас может согласиться с тем, что средства массовой информации (или коротко – СМИ) оказывают определенное влияние на политику. Одни считают, что это влияние очень мало, «стремится к нулю», - как сказали бы математики, - что средства массовой информации есть лишь своеобразные зеркала политической и экономической жизни общества, отражающие всю действительность происходящих событий. Но гораздо больше тех, кто утверждает обратное: влияние СМИ на политическую жизнь общества весьма существенно. Чем шире распространяются эти средства (раньше это были журналы и газеты, затем радио и телевидение... теперь даже рассылки новостей на мобильный телефон или пейджер!), тем все сильнее и сильнее становится их влияние. А то, на сколько велико это влияние, и будет изложено в моем реферате...
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Что такое СМИ?
С
большой долей уверенности
СМИ представляют собой учреждения, создаваемые для сбора, обработки и открытой, публичной передачи с помощью специальных технических средств различной информации для широких слоев народа.
Необходимо оговориться, что принято отличать средства массовой информации от средств массового воздействия (театра, эстрады, художественной литературы и др.). Средства массового воздействия, в отличие от средств массовой коммуникации, не имеют признака систематического, регулярного включения аудитории, обращение к ним носит эпизодический характер. Но их объединяет «социальная среда, в которой они функционируют, использование языка в качестве способа передачи информации, наличие технических средств тиражирования и распространения информации, возможность сознательного регулирования процесса коммуникации».
К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, массовые справочники, кино-, звуко-, видеозаписи, а также и некоторые иные способы коммуникации. В последнее время в Интернете появилось много специальных сайтов, отображающих на своих страницах ленты последних новостей1. Многие из них даже предлагают бесплатно подписаться на рассылку новостей по электронной почте (E-mail). Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудио-визуальные СМИ, прежде всего телевидение (сегодня практически каждая семья располагает телевизором).
Наиболее мощное воздействие телевидения объясняется рядом причин. Важнейшей из них является присущее телевидению свойство, называемое «визуальным давлением», то есть зрительным образом информации. Поскольку научная и другая серьезная информация плохо совместима с экранным изображением, то она остается для печатных коммуникационных средств и радио. Общая тенденция современного мира - растущее влияние ТВ и относительное ослабление воздействия на население печатной продукции и радиопередач. Так, например, в Германии граждане тратят в 5,3 раза больше времени на просмотр телевидения, чем на чтение газет. В Пермской области от 60 до 90% (!!!) свободного времени взрослые люди проводят у телевизора (обленились совсем!). Телевидение лидирует среди других СМИ и по силе убеждающего воздействия, доверия граждан, ибо люди склонны больше верить глазам своим, чем услышанному или прочитанному («Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать»). Другой причиной является огромное повышение цен на газеты, журналы, книги (особенно в России), существующая иллюзия «бесплатности»2 телевидения.
2.2. Роль СМИ в политической системе.
Какова же роль средств массовой информации в политической системе и в жизни общества? Функции СМИ весьма разнообразны. Но важнейшей из них является информационная. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку, то есть пропускание через призму своих идеологических мировоззрений. Одну и ту же новость (информацию) можно представить так, что она изменит свой первоначальный смысл.
Конечно, не все сведения, распространяемые по средствам массовой информации, носят политический характер (например, прогноз погоды, развлекательные, спортивные и другие программы (но и тут без пива с прыгающей пробкой не обойтись!)1). К политической информации относится та, которая имеет общественную значимость и на основе которой у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и других сферах жизни общества.
Существуют общепринятые нормы деятельности государственных средств массовой информации. Они не могут быть рупором исключительно правительства. Проводится четкое разграничение между понятиями «политические новости» и «политическая программа». Если политические программы могут выражать позицию различных политических сил и групп населения, то для новостей действует правило строгого ограничения количества комментариев ведущего: в случаях, когда избежать их невозможно, они должны освещать позиции различных сторон. В тексте политической информации не должно быть логических и языковых конструкций оценочного характера, не говоря уже о приемах из арсенала психологической войны: подтасовки фактов, убеждающей риторики, целенаправленной интонации и мимики, особых приемов монтажа и т.д. Темы сообщения и состав действующих лиц должны отражать всю социальную структуру общества и волнующие его, а не какую-то отдельную группу проблемы.
Что касается политических программ на телевидении и радио, то в них должно предоставляться эфирное время всем различным силам, представленным в общественной жизни и выборных органах власти. Лишь в этом случае у оппозиции имеется полноценная возможность соревноваться с правительством в борьбе за умы и души граждан.
В цивилизованном мире признается, что если эти требования не выполняются, то налицо - сознательная попытка СМИ навязать общественному сознанию исключительно свое видение событий. Такой тип освещения именуется информационным тоталитаризмом. Монопольное право определять объем, содержание и характер информации, ежедневно входящей в каждый дом, дает руководству СМИ реальной власти больше, чем есть у правительства и оппозиции вместе взятых.
2.3. Многообразие функции СМИ
К другим функциям СМИ относятся:
• образовательная, которая проявляется в сообщении людям знаний, позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно (или ложно) ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации;
• социализация, связанная с усвоением людьми политических и социальных норм, ценностей, образов поведения, форм и методов разрешения конфликтов. Эта функция позволяет личности адаптироваться к социальной действительности;
• критики и контроля, которые основываются на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен, так как они дают не только юридическую, но и моральную оценку событиям и лицам. Критика СМИ отличается широтой своего объекта. Если критика оппозиции чаще всего сосредотачивается на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом внимания масс-медиа являются и Президент, и правительство, и королевские особы, и сами средства массовой информации. Контрольная функция СМИ особо необходима при слабой оппозиции и несовершенстве системы государственного и общественного контроля;
• мобилизационная функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или к бездействию), в их вовлечении в политику СМИ обладают необъятными возможностями влияния на разум и чувства людей, образ их мыслей, критерии оценок, стиль и мотивацию политического поведения.
К другим функциям СМИ относятся инновационная (приобщение населения к различным нововведениям), оперативная (сообщение экстренной информации к действию), формирования общественного мнения.
Перечисленные выше функции не существуют изолированно, они постоянно реализуются во всем их комплексе, всесторонне влияя на все стороны жизни общества.
2.4. Способы манипулирования СМИ
Наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства представляет возможность использования СМИ для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане в корыстных целях.
Основой для манипулирования служат мифы. В США, по мнению американского профессора-либерала Г. Шиллера, для утверждения господства правящей элиты используются пять основных мифов: об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; об объективности действий важнейших политических институтов: Конгресса, Суда, Президента, средств массовой информации; о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к потребительству и накопительству; об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и унижения; о плюрализме средств массовой информации, которые в действительности контролируются крупными рекламодателями и правительством.
В ходе политологических исследований выявлен богатый арсенал способов манипулирования в СМИ. К ним относятся не только подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, но и более тонкие способы: полуправда (когда освещаются малозначительные детали события, но умалчивается об основном их содержании или дается ложная интерпретация событий); наклеивание ярлыков («фашист», «красно-коричневый», «националист», «совок», «демагог» и т.д.); лингвистическое, языковое манипулирование (человека, ведущего вооруженную борьбу за национальную независимость в зависимости от политических пристрастий, называют борцом за свободу, сепаратистом, боевиком, террористом); применение "спирали умолчания" (с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие подтасованные факты убедить людей в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции, ее победе) и др.
Болгарский
ученый Тодор Дичев прямо указывает
на факты использования
Для российского телевидения 90-х гг. XX века (да и по крайней мере начала XXI века) характерным средством манипулирования явилась также кампания по созданию абсолютно чуждой языковой среды, своего рода «операция вытеснения» русского языка американизированным сленгом, о чем свидетельствуют хотя бы названия телепередач и рубрик: «Бизнес-класс», «Бридж», «Евромикс», «Уик-энд для подростков», «Мегаполис», «Терминал», «ЕвроХит Топ 40» и т.д. - более 50 названий. Вряд ли такая направленность передач соответствует духу россиян, она вольно или невольно служит задаче уничтожения устойчивых черт национальной, народной жизни, ее умственного и нравственного уклада. Складывается впечатление, что деятельность телевидения направляется силами, для которых Россия не более чем объект крупной геополитической игры и является частью глобальной кампании дезинформации.
Информация о работе Средства массовой информации и их роль в жизни общества